Аннотация
Среди институтов непосредственной демократии референдум занимает особое место. Это связано, прежде всего с тем, что решение, принятое на референдуме, как правило, обладает высшей юридической силой. С другой стороны, именно это обстоятельство, а также практика проведения референдумов показывает, что решения, принятые на референдумах не всегда корреспондируются с коренными интересами самого общества, а подчас и противоречат им.
В политических и научных кругах референдум воспринимается как обоюдоострый политико-правовой инструмент: созидающий и разрушающий. Выражаясь словами великого русского писателя Ивана Бунина, «народ — что дерево: из него одинаково получается и икона, и дубина».
Именно этим объясняется сложность создания эффективного законодательства, регулирующего реализацию конституционного права граждан на участие в референдуме. За относительно небольшой по историческим меркам период в Российской Федерации было принято уже две редакции Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Последняя вызвала бурные дискуссии и неоднозначные оценки как в экспертном сообществе, так и среди населения в целом. Отдельные нормы этого закона стали предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.
В настоящем вестнике представлены материалы о практике проведения референдумов в послевоенной Европе, состоянии законодательства о референдуме в Российской Федерации и решениях Конституционного Суда, связанных с названным законом, а также правовых основах и практике проведения местных референдумов.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1. О некоторых вопросах проведения референдумов в послевоенной Европе в 1945–2006 годы
- 2. Референдум в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования
- 3. Практика Конституционного Суда Российской Федерации по запросам связанным с конституционностью норм российского законодательства о референдуме
- 4. Особенности регламентации местного референдума в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Над выпуском работали:
Е.В. Першин заместитель начальника Аналитического управления Аппарата Совета Федерации;
А.Н. Дементьев — заместитель начальника отдела государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации;
К.С. Кирюхин советник отдела государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации;
Е.В. Виноградова советник аппарата Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству
Ответственный за выпуск К.С. Кирюхин