«Круглые столы»

«Пути повышения эффективности общественного контроля в экологической сфере»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научного и экспертного сообществ вопрос «Пути повышения эффективности общественного контроля в экологической сфере», участники «круглого стола» отмечают следующее.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 68 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») и является важнейшим институтом реализации государственной политики в природоохранной сфере.
Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иные нормативные правовые акты.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 68 Федерального закона № 7-ФЗ).
Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды общественного экологического контроля:
общественный земельный контроль (статья 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
общественный контроль в области обращения с отходами (статья 27 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
общественный контроль за охраной атмосферного воздуха (статья 26 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);
общественный контроль за охраной и использованием животного мира (статья 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире»);
общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности (статья 12 Федерального закона от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»).
Результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению (пункт 3 статьи 68 Федерального закона № 7-ФЗ).
До недавнего времени институт общественного экологического контроля не имел должного правового оформления, в связи с чем в 2016 году был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», который ввел институт общественных инспекторов по охране окружающей среды и наделил их определенными правами. В развитие указанных норм был издан приказ Минприроды России от 12 июля 2017 года № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды», в соответствии с которым общественными инспекторами по охране окружающей среды могут быть граждане, изъявившие желание оказывать органам экологического надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе.
Следует учитывать, что формирование эффективного взаимодействия между гражданским обществом и властью по вопросам экологии позволяет избежать возникновения конфликтных ситуаций и исключает возможность использования острых тем для различного рода спекуляций. Важное значение в этом имеет доступ к информации о состоянии окружающей среды и источниках воздействия на нее.
Однако в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют понятие «экологическая информация», порядок доступа к ней и отнесение такой информации к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных.
Вместе с тем, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, совершенствование механизмов рассмотрения федеральными органами исполнительной власти результатов общественного экологического контроля, создана федеральная государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (ФГИС «Наша Природа»), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1082. Одновременно следует развивать возможности информационных ресурсов общественных организаций (интерактивного портала «Карта социально-экологических конфликтов» Российского экологического общества, «Карта свалок» Общероссийского народного фронта, интерактивного портала «Центр ресурсного обеспечения общественных инспекторов по охране природы подготовка и обучение» Национального Центра Эколого-Эпидемиологической Безопасности.
Актуальность развития института общественного экологического контроля также связана с необходимостью обеспечения эффективного участия гражданского общества в реализации национального проекта по направлению «Экология», реализуемого в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В целях совершенствования правоотношений, возникающих при осуществлении общественного экологического контроля необходимо и дальше развивать соответствующую законодательную базу.
Представляется целесообразным обеспечить в полной мере реализацию интересов общества по результатам общественного контроля; рассмотреть вопрос об организации системы централизованной образовательной подготовки общественных инспекторов по охране окружающей среды. В целях повышения эффективности контрольной деятельности представляется полезным рассмотреть вопрос о предоставлении общественным инспекторам по охране окружающей среды права участия в проверочных мероприятиях, проводимых специально уполномоченными государственными органами в сфере охраны окружающей среды, при условии уточнения обязанностей указанных инспекторов.
В то же время в целях формирования механизма экспертной и общественной оценки в сфере нормирования на основе наилучших доступных технологий представляется полезным рассмотреть возможность создания общественного консультационного органа по оценке соответствия технико-технологических решений, реализуемых или планируемых к реализации на предприятиях, наилучшим доступным технологиям, с привлечением специалистов, имеющих опыт создания информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям и обладающих подтвержденной квалификацией в данной области.

 Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Закон Российской Федерации «О государственной тайне», направленного на введение понятия «экологическая информация» и установление порядка доступа к ней.
1.2. Рассмотреть вопрос о разработке законодательных предложений, направленных на совершенствование механизмов осуществления общественного экологического контроля, в том числе в части уточнения прав и обязанностей общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, установления порядка прекращения полномочий инспекторов по охране окружающей среды, а также уточнения субъектов, объектов, предметов и инструментов контроля, требований к образовательным центрам и программам обучения общественных инспекторов.
1.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части нормативно-правового регулирования совмещения трудовой и общественной деятельности.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации развивать систему публичных экологических рейтингов во взаимодействии с субъектами общественного контроля и средствами массовой информации.

3.Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральному агентству лесного хозяйства, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об организации централизованной системы обучения, аттестации и повышения квалификации общественных инспекторов по охране окружающей среды.

4.Федеральной службе по надзору в сфере природопользования рассмотреть вопрос о целесообразности разработки предложений, направленных на установление возможности поощрений инспекторов по охране окружающей среды.

5. Общественной палате Российской Федерации, Общественному совету при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Общественному совету при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования изучать и обобщать существующие практики общественного экологического контроля в целях распространения наиболее успешных и перспективных из них.

5. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
5.1. Оказывать содействие гражданам в реализации их прав на благоприятную окружающую среду.
5.2. Обеспечить эффективное взаимодействие с субъектами общественного контроля по вопросам охраны окружающей среды.
5.3. Обеспечить создание и эффективное функционирование общественных экологических советов.