Рекомендации
Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научного и экспертного сообществ вопрос «Пути повышения эффективности общественного контроля в экологической сфере», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Общественный контроль в области
охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (пункт
1 статьи 68 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды») и является важнейшим институтом реализации государственной
политики в природоохранной сфере.
Правовую основу участия
общественности в экологическом контроле составляют Конституция Российской
Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), Закон Российской
Федерации от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иные нормативные
правовые акты.
Общественный экологический контроль
осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими
организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 68 Федерального закона № 7-ФЗ).
Законодательством Российской
Федерации предусмотрены следующие виды общественного экологического контроля:
общественный земельный контроль (статья
72.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
общественный контроль в области
обращения с отходами (статья 27 Федерального закона от 24 июня 1998 года
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
общественный контроль за охраной
атмосферного воздуха (статья 26 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);
общественный контроль за охраной и использованием животного мира (статья 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ
«О животном мире»);
общественный контроль за обеспечением
радиационной безопасности (статья 12 Федерального закона от 9 января 1996 года № 3-ФЗ
«О радиационной безопасности населения»).
Результаты общественного
экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных
предусмотренных законодательством формах, представленные в органы
государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению (пункт 3
статьи 68 Федерального закона № 7-ФЗ).
До недавнего времени
институт общественного экологического контроля не имел должного правового
оформления, в связи с чем в 2016 году был принят Федеральный закон от 3 июля
2016 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», который ввел институт
общественных инспекторов по охране окружающей среды и наделил их определенными
правами. В развитие указанных норм был издан приказ Минприроды России от 12 июля
2017 года № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности
общественных инспекторов по охране окружающей среды», в соответствии с которым
общественными инспекторами по охране окружающей среды могут быть граждане,
изъявившие желание оказывать органам экологического надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе.
Следует учитывать, что формирование эффективного взаимодействия между
гражданским обществом и властью по вопросам экологии позволяет избежать
возникновения конфликтных ситуаций и исключает возможность использования острых
тем для различного рода спекуляций. Важное значение в этом имеет доступ к информации
о состоянии окружающей среды и источниках воздействия на нее.
Однако в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют
понятие «экологическая информация», порядок доступа к ней и отнесение такой информации к общедоступной информации, размещаемой
органами государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети
Интернет в форме открытых данных.
Вместе с тем, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую
среду и достоверную информацию о ее состоянии, совершенствование механизмов
рассмотрения федеральными органами исполнительной власти результатов
общественного экологического контроля, создана федеральная государственная
информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды
и природопользования (ФГИС «Наша Природа»), утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1082. Одновременно
следует развивать возможности информационных ресурсов общественных организаций
(интерактивного
портала «Карта социально-экологических конфликтов» Российского экологического
общества, «Карта свалок» Общероссийского народного фронта, интерактивного
портала «Центр ресурсного обеспечения общественных инспекторов по охране
природы подготовка и обучение» Национального Центра Эколого-Эпидемиологической
Безопасности.
Актуальность развития института общественного экологического контроля также
связана с необходимостью обеспечения эффективного участия гражданского общества
в реализации национального проекта по направлению «Экология», реализуемого в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В целях совершенствования
правоотношений, возникающих при осуществлении общественного экологического
контроля необходимо и дальше развивать соответствующую законодательную базу.
Представляется целесообразным обеспечить
в полной мере реализацию интересов общества по результатам общественного
контроля; рассмотреть вопрос об организации системы централизованной
образовательной подготовки общественных инспекторов по охране окружающей среды. В целях
повышения эффективности контрольной деятельности представляется полезным
рассмотреть вопрос о предоставлении общественным инспекторам по охране
окружающей среды права участия в проверочных мероприятиях, проводимых
специально уполномоченными государственными органами в сфере охраны окружающей
среды, при условии уточнения обязанностей указанных инспекторов.
В то же время в целях формирования
механизма экспертной и общественной оценки в сфере нормирования на основе
наилучших доступных технологий представляется полезным рассмотреть возможность
создания общественного консультационного органа по оценке соответствия
технико-технологических решений, реализуемых или планируемых к реализации на предприятиях, наилучшим доступным технологиям, с привлечением специалистов,
имеющих опыт создания информационно-технических справочников по наилучшим
доступным технологиям и обладающих подтвержденной квалификацией в данной
области.
Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Закон Российской
Федерации «О государственной тайне», направленного на введение понятия «экологическая
информация» и установление порядка доступа к ней.
1.2. Рассмотреть вопрос о разработке законодательных предложений, направленных на совершенствование
механизмов осуществления общественного экологического контроля, в том числе в части уточнения прав и обязанностей общественных инспекторов в области охраны
окружающей среды, установления
порядка прекращения полномочий инспекторов по охране окружающей среды, а также
уточнения субъектов, объектов, предметов и инструментов контроля, требований к образовательным центрам и программам обучения общественных инспекторов.
1.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части нормативно-правового регулирования совмещения трудовой и общественной
деятельности.
2. Министерству природных
ресурсов и экологии Российской Федерации развивать систему публичных
экологических рейтингов во взаимодействии с субъектами общественного контроля и средствами массовой информации.
3.Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральному агентству лесного хозяйства, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об организации централизованной системы обучения, аттестации и повышения квалификации общественных инспекторов по охране окружающей среды.
4.Федеральной службе по надзору в сфере природопользования рассмотреть вопрос о целесообразности разработки предложений, направленных на установление возможности поощрений инспекторов по охране окружающей среды.
5. Общественной палате Российской Федерации, Общественному совету при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Общественному совету при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования изучать и обобщать существующие практики общественного экологического контроля в целях распространения наиболее успешных и перспективных из них.
5. Высшим исполнительным органам
государственной власти субъектов Российской Федерации:
5.1. Оказывать содействие
гражданам в реализации их прав на благоприятную окружающую среду.
5.2. Обеспечить эффективное
взаимодействие с субъектами общественного контроля по вопросам охраны
окружающей среды.
5.3. Обеспечить создание и эффективное функционирование общественных экологических советов.