Рекомендации
Заслушав
информацию по вопросу «Пути повышения самообеспеченности Российской Федерации
овощами» участники «круглого стола» отмечают следующее.
В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации
В.В. Путин указал на необходимость повышения самообеспеченности страны рядом
продуктов питания, в том числе овощами.
Россия
входит в десятку ведущих стран мира по производству овощей. Ее доля в мировом
производстве овощей составляет 1,5%, однако по урожайности она находится на 57
месте. Также Россия в промышленных масштабах выращивает ограниченный
ассортимент овощей — в промышленном
овощеводстве большинства стран мира используется около 30–35 видов овощных
культур, в России — не более 15 видов.
Современный
уровень производства овощей в России не удовлетворяет растущие потребности
населения страны: ежегодная потребность населения Российской Федерации в свежих
овощах составляет порядка 18,3 млн тонн, но на душу населения в год в России
производится около 115 кг овощей. При этом в последние годы наблюдается
положительная тенденция производства овощей, два года подряд (2016–2017 гг.)
получен рекордный валовой сбор овощей в хозяйствах всех категорий на уровне
16,7 млн тонн.
Самообеспеченность
овощами открытого и закрытого грунта в Российской Федерации по данным Системы
мониторинга продовольственной безопасности в 2017 году составила 81,1%. Для
полной обеспеченности населения отечественными овощами необходимо дополнительно
производить около 3 млн тонн овощной продукции.
В 2017 году в Российской Федерации овощей открытого грунта произведено во всех
категориях хозяйств 14,7 млн тонн, что на уровне 2016 года. При этом удельный
вес производства овощей открытого грунта в хозяйствах населения составляет
порядка 70% от общего валового сбора.
В последние годы отмечена стабильная положительная динамика производства товарных
овощей открытого грунта в сельхозпредприятиях. Валовой сбор овощей открытого
грунта в сельхозпредприятиях в 2017 году составил 5,1 млн тонн или 111% к уровню 2016 года (4,6 млн тонн).
Опыт
ведущих производителей овощей мира свидетельствует, что производство овощной
продукции более эффективно в специализированных крупнотоварных хозяйствах, где
возможно комплексно механизировать процессы, рационально использовать
специализированную технику и трудовые ресурсы, повысить производительность
труда и получить максимальную прибыль. В мелкотоварных хозяйствах целесообразно
сосредоточить ассортиментное разнообразие малообъемных и малоизвестных новых
овощных культур.
С целью
увеличения доли овощей, произведенных в сельскохозяйственных организациях и повышения уровня самообеспеченности населения Государственной программой
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (далее — Госпрограмма) установлен
целевой индикатор «Валовый сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных
организациях, крестьянских фермерских хозяйствах, включая индивидуальных
предпринимателей, тыс. тонн». В 2017 году указанный показатель был выполнен на 115,4%.
Для обеспечения
населения Российской Федерации свежей овощной продукцией во внесезонный период,
а также снижения доли импорта тепличных овощей, развитие отрасли овощеводства
защищенного грунта рассматривается как важное направление развития
агропромышленного комплекса.
Уровень
самообеспеченности Российской Федерации овощами защищенного грунта в 2017 году
составил 53,4%, что на 7,1% выше уровня 2016 года (46,3%), и на 13,0% выше
уровня 2015 года (40,4%).
Для
выполнения поставленной задачи по импортозамещению и обеспечению потребности
отечественными овощами защищенного грунта необходимо увеличить показатель
ежегодного производство тепличных овощей сельскохозяйственными предприятиями до 1,7 млн тонн. Для этого необходимо дополнительно произвести около 820,0 тыс.
тонн овощей, что потребует строительства порядка 1,6 тыс. га теплиц.
Положительных
результатов в производстве овощей защищенного грунта удалось достичь благодаря
оказываемым мерам государственной поддержки, предусмотренным в Госпрограмме,
благодаря чему отрасль переживает инвестиционный подъем.
Меры
государственной поддержки в условиях сложившейся экономической ситуации
являются необходимыми для всех направлений овощеводства и способствуют притоку
инвестиций, повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной
продукции на внутреннем рынке, стимулированию роста производства основных видов
сельскохозяйственной продукции, повышению финансовой устойчивости
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Однако
вопрос, насколько нужно развивать и субсидировать овощеводство закрытого
грунта, остается дискуссионным. В России достаточно площадей для ведения
овощеводства открытого грунта и, возможно, целесообразно переориентировать
основную часть государственной поддержки именно на это направление.
Отмечается
низкий уровень планирования сферы АПК как на федеральном уровне, так и в регионах. По этой причине на сегодняшний день нет возможности эффективно
прогнозировать на какие меры господдержки нужно приоритетно направлять финансовые
ресурсы и таким образом регулировать развитие отдельных направлений
овощеводства. В этой связи также следует отметить, что имеются проблемы и с данными Росстата по качеству и достоверности статистической информации
относительно производства овощной продукции, количества инфраструктурных
объектов, хранилищ и логистических центров АПК на территории Российской
Федерации, что также не позволяет осуществлять планирование.
Не решена
проблема производства и использования российского оборудования для переработки
и доработки овощной продукции. При этом АО «Росагролизинг» предоставляет
в лизинг только российскую технику, что влечет за собой отсутствие возможности лизинга
такого оборудования отечественного производства.
Следует
отметить, что с ростом курсов валют по отношению к рублю после 2014 года
значительно увеличились издержки сельхозтоваропроизводителей на покупку
техники, семян, средств защиты растений, что значительно снизило рентабельность
их деятельности.
В 2008 году в связи с административной реформой Россельхознадзор был лишен полномочий
контролировать перемещение и использование пестицидов. В настоящее время только
Роспотребнадзор имеет возможность контроля пестицидов в розничной торговле. Такая
ситуация не позволяет эффективно организовать контроль в сфере производства,
оборота и применения пестицидов, что негативно отражается на качестве и безопасности сельскохозяйственной продукции.
В последнее
время стали широко внедряться органические системы земледелия (с отказом от интенсивных методов обработки почв, минеральных удобрений и пестицидов), при
которых на первое место поставлено качество и безопасность овощной продукции.
С принятием в 2018 году Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
впервые введено законодательное регулирование данной сферы, в связи с чем
экспертами прогнозируется в ближайшей перспективе значительный рост
производства в России органической продукции, в том числе овощей.
Важно
отметить, что Государственной Думой принят в первом чтении законопроект,
который на законодательном уровне защищает
интересы всех без исключения поставщиков любых продовольственных и сельскохозяйственных
товаров, однозначно запрещая возврат непроданных торговой сетью товаров обратно
поставщику. В интересах агропромышленного комплекса, чтобы указанный проект был
сохранен без изменений и во втором чтении, а именно, не допущены передача
решения вопроса запрета возвратов непроданных товаров на подзаконный уровень, а также исключение из‑под действия принимаемого закона запрета возвратов целого
ряда категорий товаров, под предлогом того, что они имеют длительный срок
годности более 30 дней.
Существует
ряд проблем, которые ограничивают рост производства овощной продукции и негативно сказываются на его эффективности:
трудности
с введением в оборот земель на неосвоенных территориях, особенно для
мелкотоварных хозяйств;
проблемы
получения кредита, связанные с требованием предоставления залога и первоначального
взноса в размере 30% от суммы кредита;
недостаточная
обеспеченность современной техникой, высокий уровень износа основных фондов,
высокая стоимость зарубежной техники, не достаточный срок эксплуатации техники
отечественного производства;
высокая
закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей;
высокая
стоимость энергоносителей для сельхозтоваропроизводителей;
низкий
охват сельскохозяйственных предприятий агрострахованием с государственной
поддержкой;
высокая
доля импортной продукции в торговых сетях, использование торговыми сетями
недобросовестных практик, затрудняющих доступ на потребительский рынок
продукции овощеводства;
навязывание
торговыми сетями невыполнимых для производителей овощей условий, в частности
невыполнимых требований к интервалу регулярных поставок и к размеру партий
поставляемых товаров;
практика
возвратов поставщикам торговыми сетями свежей овощной продукции, не проданной
по истечении определенного срока, не применяемая торговыми сетями в отношении
зарубежных поставщиков;
недостаточное
развитие производственных мощностей по переработке овощей, в том числе по глубокой заморозке;
дефицит
мощностей по хранению овощей и проблемы логистики. По оценкам экспертов
недостаток хранилищ составляет 11 млн т, потери при хранении продукции в среднем по России колеблются от 20% до 40%. Достижение мощностей в 18 млн т
единовременного хранения и выше, решит проблемы с обеспечением населения
овощами, а постоянно высокий уровень предложения сгладит сезонные колебания цен;
непригодность
многих сортов выращиваемых овощных культур для длительного хранения и отсутствие в хранилищах прогрессивных технологий хранения;
недостаточность
отечественного семенного материала для производства овощей, картофеля ввиду
поставок зарубежных не подлежащих воспроизводству гибридов F1, влекущая
ежегодные дополнительные расходы не только на приобретение семян, но и на приобретение необходимых именно для их возделывания средства механизации и химизации;
несоответствие
состояния первичной подготовки и повышения квалификации специалистов
современным требованиям по количеству подготовленных специалистов, по полученным ими теоретическим знаниям и практическим навыкам;
прекращение
с 2019 года предоставления меры государственной поддержки по возмещению части
капитальных затрат, что может негативно повлиять на инвестиции в строительство
новых объектов АПК.
В целях
повышения обеспеченности овощами Российской Федерации, достижения целей
импортозамещения и выхода на мировой рынок овощной продукции необходимо:
увеличить
посевную площадь под овощными культурами, в том числе путем строительства новых
современных тепличных комплексов;
увеличить
объемы государственной поддержки в области производства овощной продукции
открытого и закрытого грунта, а именно возмещение части прямых понесенных
затрат, связанных со строительством и (или) модернизацией объектов
агропромышленного комплекса (тепличные комплексы, овоще- и картофелехранилища);
стремиться
к прямым поставкам овощей производителями в оптовую и розничную сеть, минуя
посредников, сократив торговые наценки, запретив торговым сетям устанавливать
условия договора, которые ограничивают доступ к потребительскому рынку;
развивать
агропромышленную интеграцию, объединяющую в едином технологическом процессе
производство сырья, его переработку и реализацию, что позволит сократить
расходы на производство и реализацию, изучение конъюнктуры рынка;
широко
использовать продуктивные сорта и гибриды;
увеличить
реализацию удобрений на внутреннем рынке;
использовать
индустриальные технологии в овощеводстве и товарном семеноводстве овощных
культур, направленные на увеличение урожайности, повышение производительности
труда, снижение затрат путем экономии средств и материалов;
провести
технико-технологическую модернизацию производства овощей;
предпринять
меры по расширению гидромелиоративной сети и внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий полива, в том числе активного внедрения систем
капельного орошения;
развивать
переработку овощей, вовлечь в товарное производство производителей овощей всех
организационных форм (организации, КФХ, ЛПХ) и обслуживающих предприятий
посредством кооперации;
обеспечить
закупки овощей по заранее определяемым гарантированным ценам путем развития
биржевой и электронной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;совершенствовать
механизм закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания внутренней
продовольственной помощи населению;
стимулировать
привлечение молодых специалистов в сферу АПК.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»
р е к о м е н д у ю т:
1. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть возможность внесения изменений в Доктрину продовольственной
безопасности Российской Федерации, предусматривающих установление критериев
обеспеченности населения овощами;
рассмотреть
возможность разработки государственной программы поддержки отечественных
производителей овощей, предусматривающей мероприятия по увеличению объемов
производства, переработки, хранения овощей, научного и кадрового обеспечения в сфере овощеводства, стимулированию потребительского спроса на продукцию
овощеводства, в том числе органическую продукцию, использование технологий
производства, сохраняющих здоровье населения;
проработать
вопрос принятия дополнительных мер, направленных на совершенствование
инфраструктуры для производителей овощей, создания условий для развития системы
оптовых логистических комплексов, оптимизации условий переработки, хранения, а также установления железнодорожных тарифов, позволяющих осуществить перевозку
продукции овощеводства к местам потребления;
рассмотреть
возможность субсидирования АО «Росагролизинг» ставки по лизингу
технологического оборудования для сельхозтоваропроизводителей, в том числе
модульных перерабатывающих комплексов для переработки овощной продукции и оборудования для овощехранилищ;
рассмотреть
возможность внесения изменений в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС
021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в части исключения права
производителей устанавливать сроки годности и условия хранения свежей
плодоовощной продукции защищенного грунта;
разработать
мероприятия, направленные на рост эффективности и качества обучения и повышения
квалификации специалистов, занятых в сфере производства и переработки овощей;
ускорить
внесение в статью 15 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами
и агрохимикатами» и иные законодательные акты изменений, предусматривающих
наделение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
полномочиями по контролю и надзору в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 364444–7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О развитии сельского хозяйства“ и статью 13 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
рассмотреть возможность увеличения несвязанной поддержки в области
растениеводства по направлению производства овощей открытого грунта, а также в целях развития семеноводства;
в целях упрощения процедуры подачи документов на предоставление
государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов в сфере АПК
рассмотреть возможность оформления поддержки с учетом всех имеющихся ее видов
по принципу «одного окна»;
рассмотреть возможность включения субсидирования овощеводства открытого
грунта в виде возмещения части затрат на приобретение гибридных семян овощных
культур российского производства в «единую» субсидию;
обеспечить поддержку производства овощной продукции в сельскохозяйственных
производственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и ЛПХ;
рассмотреть возможность сохранения до 2020 года компенсации 20% прямых
понесенных затрат на строительство и модернизацию тепличных комплексов и механизма льготного кредитования по ставке не более 5%;
рассмотреть возможность увеличения несвязанной поддержки в области
растениеводства по направлению производства овощей открытого грунта, а также в целях развития семеноводства и разработать программу погектарной поддержки или
возмещения части затрат на единицу произведенной продукции овощеводства
защищенного грунта для действующих тепличных комплексов;
проработать вопрос планирования приоритетности развития овощеводства
открытого, либо закрытого грунта в целях эффективного применения мер
государственной поддержки по регионам;
рассмотреть возможность восстановления меры государственной поддержки в части компенсации прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию
объектов АПК для отрасли грибоводства;
рассмотреть возможность приоритетного развития мелиорации в регионах,
имеющих дефицит водных ресурсов и специализирующихся на производстве овощной
продукции;
разработать дополнительные меры, направленные на снижение зависимости
агропромышленного комплекса от импорта семенного и посадочного материалов, а также на развитие сети селекционно-питомниководческих центров, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства;
разработать программы по селекции и семеноводству наиболее
импортозависимых культур (овощей и картофеля);
разработать и внедрить меры поощрения сельскохозяйственных
производителей, обеспечивающих использование сортов овощей и картофеля
отечественной селекции;
стимулировать развитие научных учреждений, расположенных в основных
зонах сельскохозяйственного производства;
рассмотреть возможность увеличения объемов заказов на выполнение работ
на базе научных учреждений по важнейшим направлениям фундаментальных и поисковых прикладных исследований в области овощеводства и картофелеводства;
разработать комплекс мер для упрощения доступа отечественных
товаропроизводителей на рынки сбыта, в том числе направленных на ускоренное
развитие потребительской и сбытовой сельскохозяйственной кооперации,
инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптово-распределительных центров,
оптовых рынков, мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции);
принять меры по обеспечению комплексного развития
материально-технической базы хранения и переработки овощей;
рассмотреть возможность дополнительного выделения средств федерального
бюджета на компенсацию прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию
тепличных комплексов, оптово-распределительных центров,
селекционно-семеноводческих и селекционно-генетические центров, картофеле-,
овоще- и плодохранилищ;
рассмотреть возможность сохранения действующей схемы субсидирования на услуги по передаче электрической энергии при присоединении электросетевого
хозяйства вновь создаваемых тепличных комплексов к Единой Энергосистеме (ЕЭС)
через инфраструктуру Федеральной Сетевой Компании (ФСК);
разработать комплекс мер по внедрению инструментов концессионных
соглашений, государственно- и муниципально-частного партнерства в сфере АПК.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие
отечественной индустрии машин и оборудования для агропромышленного комплекса, в том числе для производства, переработки, хранения, перевозки продукции
овощеводства в целях снижения зависимости сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей
промышленности от импортных машин, оборудования и технологий;
рассмотреть возможность создания реестра сельскохозяйственной техники, в том числе для овощеводства и садоводства, и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности,
которые возможны для лизинга через АО «Росагролизинг», и разработать
комплекс стимулирующих мер по производству техники для овощеводства;
рассмотреть возможность формирования отраслевого заказа на перспективные образцы техники (востребованные в сельском хозяйстве и в перерабатывающих отраслях агрокомплекса) для ориентирования машиностроителей
при создании новых отечественных образцов сельскохозяйственной техники,
оборудования;
разработать мероприятия по стимулированию реализации отечественных
овощей в торговых организациях, упрощению доступа овощной продукции
отечественного производства в розничную сеть;
ускорить разработку программы продовольственной помощи малоимущим
гражданам.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
принять меры по развитию селекции овощных растений с устойчивостью к основным заболеваниям на базе научных учреждений, в том числе наукограда Мичуринска.
6. Федеральной службе государственной статистики
разработать комплекс мер по повышению качества
статистической информации в сфере АПК;
рассмотреть возможность проведения анализа
статистических данных по производству сельскохозяйственной продукции на предмет
ее достоверности, с учетом оценки ее производства в личных подсобных
хозяйствах;
провести работу по подготовке статистической
информации по инфраструктурным объектам, хранилищам и логистическим центрам в сфере АПК в Российской Федерации.
7. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
разработать
и принять региональные программы по комплексному развитию овощеводства и картофелеводства, как важного фактора развития сельских территорий Российской
Федерации;
разработать
меры по упрощению получения торговых мест на розничных рынках и ярмарках для
производителей овощей и картофеля.