«Круглые столы»

«Актуальные вопросы законодательного регулирования в области охраны Онежского и Ладожского озер»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций, экспертного сообщества обсуждение планов по сбережению Онежского и Ладожского озер как уникальных природных объектов и крупнейших пресноводных озер в Европе, с учётом сохранения баланса между охраной природного комплекса озер и продолжением на его территории туристской, рекреационной и иной хозяйственной деятельности, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Онежское и Ладожское озера, которые представляют собой единую водную систему, имеют важное социально-экономическое и стратегическое значение для Санкт-Петербурга, Ленинградской, Вологодской областей и Республики Карелия, поскольку они являются безальтернативными источниками питьевого, хозяйственно-бытового и промышленного водоснабжения, источниками водных биологических ресурсов, важными объектами водного транспорта, энергетики, рекреации, имеют большое природное и культурно-историческое значение.
Ладожское озеро расположено на территории Ленинградской области и Республики Карелия. При этом, несмотря на то, что безальтернативным источником водоснабжения Санкт-Петербурга является река Нева (более 98 %), качество воды в реке Нева определяется, в том числе, качеством воды Ладожского озера. Кроме того, ладожская вода используется для водоснабжения ряда городов, населенных пунктов Ленинградской области (Кронштадт, Приозерск и др.) и Карелии.
Онежское озеро – второе по величине пресноводное озеро в Европе после Ладожского. Расположено на территории трех регионов России: Республики Карелия, Вологодской и Ленинградской областей. В озеро впадает 1150 рек (из них 52 реки имеют длину больше чем десять километров), а единственная вытекающая река Свирь соединяет его с Ладожским озером, составляя единую водную систему. Водосбор озер охватывает территорию не только Российской Федерации, но и Финляндии, а воды Ладожского и Онежского озер влияют на качество вод Финского залива Балтийского моря, в связи с чем на них также распространяются международные правовые и экологические требования Хельсинской комиссии по защите морской среды Балтийского моря.
В последние годы водные и водные биологические ресурсы Ладожского и Онежского озер претерпевают значительные изменения в результате интенсивной хозяйственной деятельности в Северо-Западном регионе, поскольку эти крупнейшие пресноводные водоемы Европы находятся под сильным антропогенным воздействием. Необходимо в первую очередь отметить, что эти озера в 70–80 гг. ХХ века интенсивно подвергались загрязнению, эвтрофированию и качество их вод катастрофически ухудшалось. Поэтому еще в советское время предпринимались специальные меры законодательного, организационного и технологического характера, которые, однако, не приводили к существенному улучшению качества вод. И даже резкое уменьшение антропогенной нагрузки после 1991 г., в результате изменений социально-экономической обстановки, также не привело к остановке загрязнения и восстановлению качества вод. Кроме того, резко сокращается численность ценных рыб и отдельных видов водных беспозвоночных, уменьшаются уловы рыбы. Ряд промысловых видов переходит в категорию редких и исчезающих, при этом основными антропогенными факторами, негативно действующими на состояние запасов таких видов, как озерный лосось, палия, кумжа, ряпушка, корюшка, озерные формы сига, судак, лещ, являются несоблюдение режима рыболовства, превышение допустимого лимита вылова, загрязнение нерестилищ, браконьерство. Все эти негативные процессы происходят при значительном потеплении климата. В последние 20–30 лет появились новые факторы, ухудшающие состояние экосистем озер, среди которых как вселенцы (инородные виды), так и влияние поступления биогенов от форелеводческих фермерских хозяйств, что сильно способствует эвтрофированию озер, воздействуя при этом на аборигенные виды.
Также источниками загрязнения являются сбросы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, связанные с отсутствием или ненадлежащим состоянием комплексных очистных сооружений. В решении данных проблем необходим комплексный подход, включающий в себя инвентаризацию объектов водоотведения во всех населенных пунктах и оценку их состояния, разработку программы строительства и модернизации очистных сооружений, проведение работ по модернизации, восстановлению существующих канализационных очистных сооружений и строительству новых с использованием современных систем очистки сточных вод.
Для предотвращения дальнейшего ухудшения экологической обстановки необходимо безотлагательное принятие комплекса мер по охране и рациональному использованию ресурсов озер, правового регулирования в области водных отношений.
С 2013 года проводится работа по решению вопросов сохранения водных и водных биологических ресурсов Ладожского и Онежского озёр, по выполнению поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи уделить серьезное внимание, как на региональном, так и на федеральном уровнях вопросам, связанным с восстановлением водных ресурсов Ладожского и Онежского озер. В 2014 году с соответствии с принятым на совещании Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в формате Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе решением Республике Карелия, Санкт-Петербургу и Ленинградской области было поручено разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о подготовке проекта нормативно-правового акта, устанавливающего особые условия осуществления хозяйственной деятельности и обеспечения охраны Ладожского и Онежского озер как стратегических водных источников для Северо-Западного региона Российской Федерации.
В рамках данного поручения трехсторонней рабочей группой, в состав которой вошли представители исполнительных и законодательных органов власти и подведомственных организаций, а также научно-исследовательских институтов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия, были подготовлены предложения по отдельному правовому регулированию в области защиты Ладожского и Онежского озер (проект федерального закона № 1143213–6 «Об охране Ладожского и Онежского озер» 27 января 2017 года был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации). Принимая во внимание, что согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо обеспечить решение задач по сохранению уникальных водных объектов, в том числе осуществить мероприятия по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории Ладожского и Онежского озер, для их сохранения целесообразно установление дополнительных государственных мер, предусматривающих особый природоохранный статус данных объектов, а также особых условий осуществления в их акватории хозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, в целях сохранения природно-ресурсного потенциала Онежского и Ладожского озер для нынешнего и будущего поколений, обеспечения социально-экономического развития прилегающих к озерам территорий, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
1.1. Разработки и утверждения отдельного приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского озер с включением в Паспорт приоритетного проекта вопроса о разработке проекта федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер» в качестве самостоятельного мероприятия.

1.2. Ускорения подготовки Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза «Карелия» на период 2014 – 2020 годов, в целях внесения его на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации до окончания весенней сессии 2018 года.

1.3. Внесения изменений в нормативные правовые акты, в том числе:
в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации в части дополнения ее частью 6.1., устанавливающей, что ширина водоохранных зон Ладожского и Онежского озер устанавливается исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических условий, а также социально-экономической освоенности территорий и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждается органами исполнительной власти Ленинградской области и территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с их компетенцией, в размере от двухсот до пятисот метров;
в Правила установления рыбоохранных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 743, в части увеличения размеров рыбоохранных зон Ладожского и Онежского озер и в Правила образования рыбохозяйственных заповедных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 1005.

1.4. Расширения государственной поддержки работ по изучению и искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов Ладожского и Онежского озер.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть возможность:
2.1. Создания, совместно с органами государственной власти Республики Карелия, Вологодской области, Ленинградской области и Санкт-Петербурга, заинтересованными организациями и общественными объединениями, рабочей группы по разработке отдельного приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского озер.

2.2. Проработки, в рамках деятельности рабочей группы по разработке отдельного приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского озер, предложений, подготовленных органами государственной власти Республики Карелия, Вологодской области, Ленинградской области и Санкт-Петербурга, заинтересованными организациями и общественными объединениями.

2.3. Включения в отдельный приоритетный проект, направленный на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского озер, следующих мероприятий:
разработка региональных проектов по оздоровлению Ладожского и Онежского озер, включающих, в том числе, мероприятия, направленные на снижение антропогенного воздействия на рассматриваемые водные объекты (очистка побережья от мусора и строительство полигонов для твердых коммунальных отходов, строительство очистных сооружений и водопроводов в населенных пунктах, в которых водоемы используются для сброса сточных вод без очистных сооружений), мероприятия по строительству инженерной и социальной инфраструктуры, а также мероприятия по сохранению и восстановлению популяций ценных видов рыб Ладожского и Онежского озер (озерного лосося, палии и др.), включая комплекс мер по охране нагульных стад и нерестовых участков, по рыбохозяйственной мелиорации путем расчистки русел рек и нересто-выростных участков, а также по строительству рыбоводных заводов по выращиванию молоди и созданию ремонтно-маточных стад с обязательной организацией контроля и мониторинга состояния водного бассейна в районах строительства;
мероприятия для владельцев маломерных судов, массово оказывающих услуги туристам, в том числе по оборудованию берегов пирсами, а также иные мероприятия, в том числе направленные на сохранение водных биоресурсов, реализацию водоохранных и рыбоохранных мероприятий;
осуществление пилотного проекта, направленного на разработку научно-методических, технических и технологических основ создания индивидуальной системы геомониторинга Ладожского озера, включающей определение наноразмерных частиц, стойких органических загрязнителей и регулярные наблюдения за выходом подземных вод и газов в местах разломов;
контроль и комплексная оценка состояния экосистемы и акватории Ладожского и Онежского озер.

2.4. Привлечения к разработке и реализации отдельного приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского озер, научных и образовательных учреждений, в том числе:
Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт озероведения Российской академии наук»;
Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства имени Л.С. Берга»;
Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук»;
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петрозаводский государственный университет».

2.5. Направления в Секретариат Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), заявки на включение в список территорий, объявленных водно-болотными угодьями международного значения, Ладожского и Онежского озер.

2.6. Ускорения разработки мер по стимулированию хозяйствующих субъектов, владеющих промышленными объектами, функционирование которых сопряжено с образованием значительного объема промышленных сточных вод, содержащих специфические загрязнители, по строительству очистных сооружений, спроектированных для очистки сточной воды от специфических загрязнителей на основе наилучших доступных технологий.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность разработки программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предусмотрев долю софинансирования из федерального бюджета, исходя из финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации.

4. Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству по туризму рассмотреть возможность финансирования объектов береговой инфраструктуры Ладожского и Онежского озер (в том числе в части строительства причальных сооружений, станций по приему льяльных вод, комплексов плавучих заправочных станций).

5. Органам государственной власти Республики Карелия, Вологодской области, Ленинградской области и Санкт-Петербурга рассмотреть возможность:
5.1. Направления представителей в совместную с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рабочую группу по разработке отдельного приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского озер.
5.2. Активизации работы по инвентаризации объектов водоотведения в населенных пунктах и оценке их состояния, разработке программ строительства и модернизации очистных сооружений, проведению работ по модернизации, восстановлению существующих канализационных очистных сооружений и строительству новых с использованием современных систем очистки сточных вод.
5.3. Активизации работы по утверждению проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в первую очередь на Ладожском и Онежском озерах, в также по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.