«Круглые столы»

«Проблемы эффективности государственного управления земельными ресурсами»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Проблемы эффективности государственного управления земельными ресурсами», участники «круглого стола» отмечают.
Распоряжением Правительства от 3 марта 2012 года № 297-р утверждены Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы (далее — Основы), которые установили цели государственной политики по управлению земельным фондом: повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны.
Часть мероприятий, перечисленных в Основах, в том числе таких важных как установление размера административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено земельное правонарушение, была реализована. С другой стороны, Основы содержат положения, такие как исключение из земельного законодательства принципа деления земель на категории, которые неоднозначно встречены органами государственной власти, местного самоуправления, землепользователями и экспертным сообществом.
В целом Основы отмечают как незавершенность преобразований земельных отношений, в частности, незавершенность процесса выдела земельных участков в счет земельных долей и необходимость совершенствования порядка их оформления, так и проблемы, условия для решения которых созданы в настоящее время, например, для совершенствования взаимодействия органов государственной власти (переход к электронному документообороту с целью увеличения скорости обмена данными и удешевления документооборота); установление возможности привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования и др.
Основы отмечают проблемы и в сферах изъятия земельных участков для государственных нужд (возможности привлечения частных средств для оплаты выкупной цены и убытков, причиняемых изъятием земельных участков; уточнение порядка оценки изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов, установление порядка расчета убытков, причиняемых таким изъятием; предоставление дополнительных прав правообладателям изымаемых земельных участков (право пользования земельным участком в течение определенного времени после его изъятия, право на предоставление иного недвижимого имущества в зачет стоимости изъятого земельного участка и др.) как и в сфере установления сервитутов (прав ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение, уточнения порядка внесения платы за сервитут, в том числе в части отказа от внесения платы за сервитут в виде единовременного платежа).
В целом же современное земельное законодательство представляет собой сложную систему, в которой земельные отношения, в том числе и в сфере государственного управления земельными ресурсами, наряду с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), новая редакция которого с 1 марта 2015 года изменила значительную часть земельно-правовых норм, регулируются также Лесным, Водным, Градостроительным кодексами Российской Федерации, федеральными законами «О государственной регистрации недвижимости», «О кадастровой деятельности», «О землеустройстве», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», а также «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», подзаконными нормативными правовыми актами.
В настоящее время можно говорить о таких функциях государственного управления земельными ресурсами как территориальное планирование использования и охраны земель; предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; резервирование и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд; учет и регистрация объектов земельных отношений; перевод земель или земельных участков из одной категории в другую; градостроительное зонирование; землеустройство; государственный мониторинг земель; государственный (муниципальный) земельный надзор (контроль).
Информационное обеспечение использования и охраны земель представляет одну из наиболее значимых проблем ввиду неполноты, а в ряде случаев и полного отсутствия достоверных сведений о земельных участках и границах зон с особыми условиями использования территорий. Недостаточно эффективна реализация норм федерального законодательства в сфере кадастровой деятельности, в частности, обеспечения проведения комплексных кадастровых работ, а также в сфере устранения противоречий в сведениях государственных реестров на основе приоритета государственного реестра прав на недвижимость перед данными государственного лесного реестра.
Остаются актуальными вопросы создания полноценной нормативно-правовой базы мониторинга земель, повышения эффективности государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, завершения разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и другой градостроительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не урегулированы проблемы, связанные с установлением и изменением видов разрешенного использования земельных участков, вопросы системного формирования законодательства в области охраны земель и стимулирования рационального использования земельных участков. В связи с этим дополнительного изучения требует содержание и правовое обеспечение землеустройства, как одной из важных функций организации земельных пространств. Необходима актуализация федеральных законов, непосредственно обеспечивающих рациональное использование и охрану земель, – таких как «О землеустройстве» и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
При этом существует тенденция последних лет к детализации положений Земельного кодекса и других нормативных правовых актов земельного законодательства, включения процедурных и технических норм (например, касающихся перераспределения земельных участков). По данному поводу следует отметить, что излишняя детализация способствует возникновению противоречий вновь принятых нормативных актов с принятыми ранее, что негативно влияет на возможности законодательства как регулятора земельных отношений, что в свою очередь вызывает неоднозначное толкование на уровне государственной и муниципальной власти, землевладельцев, способствуя возникновению земельных споров.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на комплексной и системной основе пересмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако его практическая реализация вызывает немало проблем, особенно в части вопросов предоставления земель и порядка установления сервитутов.
Немало вопросов вызывает и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, претерпевшее значительные изменения с принятием Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который усовершенствовал порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В надзорно-контрольной сфере наблюдается недостаточное взаимодействие органов государственного и муниципального земельного надзора. Кроме того, наблюдается тенденция к исключению норм об особенностях земельного контроля, установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при доработке законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципального контроля. Анализ практики организации муниципального земельного контроля показывает различные подходы к нормативно-правовому регулированию осуществления муниципального земельного контроля.
Необходимо обеспечить организацию мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Эффективное функционирование основных направлений государственного управления земельными ресурсами основывается на полноценном информационном, планово-картографическом, научно-методическом и кадровом обеспечении, качественной кадастровой оценке земельных участков, а также полноценной защите прав на землю и разрешении земельных споров.
Требуется создать современную систему кадрового и научного обеспечения системы управления земельными ресурсами, принимать меры по повышению квалификации специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих мероприятия по муниципальному земельному контролю; использовать инструменты межмуниципального сотрудничества в целях обмена информацией и опытом в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.
Отсутствие единого органа государственного управления земельными ресурсами всегда было и остается актуальным вопросом земельной политики. Необходимо сформировать орган, обладающий всей полнотой функций и ответственности за рациональное использование и охрану земельных ресурсов.
Исходя из вышеизложенного, участники „круглого стола“ предлагают:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
при принятии в первом чтении проектов федеральных законов учитывать готовность подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих механизм реализации проектируемых норм;
при рассмотрении во втором чтении проекта федерального закона № 332053–7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» учитывать особенности, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 187920–7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов»;
№ 355214–7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“;
№ 826412–6 „О внесении изменений в Федеральный закон „Об особо охраняемых природных территориях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий).

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)»;
при разработке новой редакции Федерального закона «О землеустройстве» рассмотреть возможность привлечения к данной деятельности ученых и специалистов Государственного университета по землеустройству, Национального союза землеустроителей и других профессиональных объединений в области землеустроительной деятельности;
обеспечить совершенствование взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в части координации управления земельными ресурсами;
рассмотреть возможность создания единого специального федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами;
обеспечить реализацию положений земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации недвижимости в части совершенствования кадастрового учета и регистрации земельных участков и границ зон с особыми условиями использования территорий;
рассмотреть вопрос об уточнении ограничений оборотоспособности земельных участков в населенных пунктах, расположенных на территории Центральной экологической зоны озера Байкал.

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
ускорить доработку проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения“;
разработать комплекс мер по повышению эффективности механизма предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду для ведения животноводства на торгах в форме конкурсов либо без проведения торгов;
рассмотреть вопрос о целесообразности установления льготной арендной платы за земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, заросшие древесно-кустарниковой растительностью и в отношении которых арендаторами будет обеспечена подготовка проекта культуртехнической мелиорации с проведением соответствующих мероприятий;
рассмотреть возможность разработки мер, направленных на проведение комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных участках сельскохозяйственного назначения, покрытых травостоем, древесно-кустарниковой растительностью, с целью вовлечения таких земель в сельскохозяйственное производство;
рассмотреть вопрос о необходимости разработки нормативного правового акта, регламентирующего порядок списания (в исключительных случаях) мелиоративных систем, а также перевода мелиорированных земель в немелиорированные в связи с невосстановимой утратой указанными землями приобретенных ими качеств;
рассмотреть вопрос о целесообразности введения обязательной процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, отражающей фактическое состояние земельного участка, его идентификационные характеристики, а также состояние почвенного плодородия;
разработать проект постановления Правительства Российской Федерации, регулирующий организацию и порядок ведения агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.

4. Рекомендовать Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть вопрос об аккумуляции на единой государственной электронной платформе информации и сведений о земельных участках как объектах недвижимости, землях (почвах) и иных природных ресурсах, включая сведения об их видовых и стоимостных показателях на основе современных технологий и методов получения данных о Земле.

5. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации активизировать работу по подготовке специалистов и проведению научно-исследовательских разработок в области получения и использования пространственных сведений об объектах недвижимости для эффективного управления земельными ресурсами.

6. Рекомендовать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования обеспечить согласованность в принятии решений по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
ускорить проведение работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ муниципальных образований и границ между субъектами Российской Федерации;
активизировать работу по разработке и принятию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию норм федерального земельного законодательства в части обеспечения земельными участками отдельных категорий граждан (в том числе многодетных, малообеспеченных семей, лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 20 лет и др.).

8. Направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.