«Круглые столы»

«О принципах создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги (модельного оператора расчетов)»

Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал «круглый стол» на тему «О принципах создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги (модельного оператора расчетов)».

В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, компании «Интер РАО», гарантирующих поставщиков, экспертных организаций.

Провел заседание член Комитета СФ по экономической политике Юрий Липатов.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 25 апреля 2017 года (Протокол № 122)

В работе «круглого стола» приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Интер РАО», гарантирующих поставщиков, экспертных организаций, средств массовой информации.

Цель «круглого стола» – обсуждение актуальных вопросов и существующих проблем в сфере расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, законодательного регулирования в данной сфере, а также возможности создания региональных центров для расчетов за жилищно-коммунальные услуги на базе гарантирующих поставщиков.

В настоящее время на территории Российской Федерации неплатежи за энергетические ресурсы являются одной из ключевых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем приоритетной задачей стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства является повышение платежной дисциплины.

Во многих субъектах Российской Федерации остро стоит вопрос в сфере расчетов за потребленные коммунальные ресурсы. Одной из причин возникновения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) является создание посредников в виде управляющих организаций между населением и РСО.

Система расчетов населения за коммунальные услуги такова, что денежные средства поступают РСО от управляющих организаций со значительной задержкой или вовсе не поступают. Собранные средства идут на оплату иных расходов, не связанных с поставкой коммунальных ресурсов, или аккумулируются на счетах недобросовестных управляющих организаций. При этом взыскать указанные средства практически невозможно.

Анализ опыта создания и функционирования расчетных центров в разных регионах позволяет отметить, что при переходе на Единый платежный документ сборы возрастают на 10–20%, а сроки и объемы задолженностей существенно сокращаются. В несколько раз сокращаются затраты управляющих и ресурсоснабжающих организаций на содержание абонентских служб. Расчетные центры позволяют повысить уровень собираемости платежей с 70–80% до 100% за счет минимизации цепочки «поставщик-потребитель».

Наиболее существенные факторы, вызывающие увеличение собираемости платежей, носят как экономический, так и психологический характер, в частности:

— уменьшение числа платежных документов (квитанций) к оплате;

— возможность авансовой оплаты квитанций;

— многообразие форм оплаты (наличными в кассах, через банкомат, платежные термины, вычетами из заработной платы и т. д.).

Система единых информационно-расчетных центров (далее – ЕИРЦ) – это единый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, единая схема обслуживание клиентов, а также единый стандарт работы по снижению дебиторской задолженности населения.

В одно и то же время будет осуществляться обзвон населения, печать долговых платежных документов, уведомлений, подготовка дел для передачи в суд, взаимодействие с судебными приставами, централизованная работа по ограничению коммунальных услуг злостным неплательщикам. А если должник не реагирует, то готовится иск в суд. После вынесения судебного решения могут описать имущество, ограничить выезд за границу и даже выселить из квартиры. Персонифицированный подход позволяет работать целенаправленно с конкретным должником.

Кроме того, важной задачей в развитии системы ЕИРЦ является реализация схемы распределения денежных средств – «расщепление» поступающих денежных средств за коммунальные услуги непосредственно в адрес поставщиков услуг. Исключение аккумуляции денежных средств на счетах управляющих организаций в свою очередь реализует положения п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг». Такой порядок расчетов способствует недопущению роста задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Именно поэтому поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 февраля 2016 года Пр-278 Министру энергетики РФ А.В. Новаку было поручено обеспечить разработку и утверждение «дорожной карты», предусматривающей создание системы расчетных центров на базе гарантирующих поставщиков электрической энергии, которые в настоящее время успешно реализуют схему централизованного «расщепления» поступающих денежных средств за коммунальные услуги.

Основной стратегической целью ЕИРЦ, сформулированной еще несколько лет назад, является обеспечение максимально высокого уровня качества расчетно-информационного обслуживания жителей и обслуживающих их организаций – управляющих организаций.

Следует отметить, что колоссальный пласт работы – это взаимодействие с населением, предоставление консультаций по вопросам начислений, перерасчетов, оформления документов жилищного учета. При соответствующей программно-технологической поддержке эта решается силами фронт-офисов ЕИРЦ. Например, Екатеринбургский ЕИРЦ включает в себя 21 районное отделение по приему жителей с почти сотней специалистов, несколько специализированных Call-центров, а также центр обработки запросов, который включает в себя юрисконсультов, экономистов и иных специалистов.

Кроме того, в настоящее время достаточно динамично развиваются дистанционные способы обслуживания жителей, посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет». Так, в Московской области число зарегистрированных клиентов в Личном кабинете клиента ежеквартально увеличивается в среднем на 5–6%.

Единый информационно-расчетный центр сегодня – это развитая система интеллектуальных, программных, технологических и организационных решений, позволяющая не только управляющим организациям и поставщикам услуг, но и городу (области) в целом, справляться с задачами разного уровня.

В настоящее время ЕИРЦ существуют практически во всех городах страны. Расчетные центры внедрены и успешно реализованы на территории Москвы, Казани, Новокузнецка, Челябинска, Иркутска, Красноярска, Саратова, Нижегородской и Тамбовской области, Екатеринбурга. В Московской области создание Единого информационного расчётного центра на базе гарантирующего поставщика ПАО «Мосэнергосбыт», располагающего обширной сетью расчётных центров и центров поддержки населения, имеет положительный опыт.

Наряду с успешными достижениями системы ЕИРЦ выявляются и проблемы. Так, в настоящее время в жилищном законодательстве закреплено, что управляющая организация сама вправе решать осуществлять организацию сбора денежных средств посредством ЕИРЦ или нет, что дает основание для продолжения действий недобросовестных управляющих организаций. Зачастую в отказе от услуг ЕИРЦ участвуют и органы местного самоуправления, которые также контролируют денежные потоки подконтрольных муниципальных предприятий ЖКХ.

Участники «круглого стола» отмечают положительные системные наработки правительств Московской, Ленинградской областей и Республики Башкортостан по созданию и функционированию в данных субъектах Российской Федерации ЕИРЦ, призванных упорядочить деятельность финансовых расчетов за жилищно-коммунальные услуги и привести качество обслуживания населения к единым стандартам.

В связи с вышеизложенным, участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

— законодательно урегулировать обязательность ЕИРЦ в субъектах Российской Федерации, определив, что создание ИРЦ осуществляется на конкурсной основе или в форме государственного учреждения по решению субъекта Российской Федерации;

— в целях унификации предоставляемых ЕИРЦ услуг определить единые требования, предусматривающие в том числе регулирование стоимости услуг на государственном уровне (уровне субъекта) и использование специального (транзитного) счета для распределения (расщепления) банком собираемых денежных средств не менее, чем один раз в сутки;

— обеспечить внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих в составе тарифов тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения расходы на организацию деятельности ИРЦ, агентов, выполняющих функции ЕИРЦ и банков, осуществляющих расщепление;

— обеспечить включение в предмет государственного жилищного надзора создание и деятельность ЕИРЦ.