«Круглые столы»

«О ходе реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «О ходе реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р (далее – Стратегия). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 1378-р Стратегия изложена в новой редакции.
Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 (далее – Доктрина), Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 1873-р, а также с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих требованиям здорового питания.
Важнейшее значение для создания условий для развития пищевой и перерабатывающей промышленности, развития их сырьевой базы имело принятие в последние годы ряда нормативных правовых актов. Среди них особо отметим Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2016 года № 2524, утвердившее перечень продукции для целей части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а также Стратегию повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р, Концепцию развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1215-р и план мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года № 2028-р.
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее – Государственная программа), государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 314, осуществление импортозамещения позволили сохранить в последние годы положительную динамику развития пищевой и перерабатывающей промышленности.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие отдельных отраслей промышленности, остается. Прежде всего это относится к развитию сырьевой базы. Темпы производства сырья животноводческой отрасли не отвечают потребностям пищевой и перерабатывающей промышленности и не способствуют насыщению рынков мясной и молочной продукцией.
Неразвитая инфраструктура продовольственного рынка негативно отражается на формировании цен на социально значимые виды продовольствия для населения.
С учетом морального и физического износа основных производственных фондов организаций пищевой и перерабатывающей промышленности их обновление должно осуществляться в ускоренном режиме. Важнейшими проблемами агропромышленного комплекса России были и остаются недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья и высокие потери при хранении. Для решения этих проблем необходимо развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технической базы хранения. Также требуют неотложного решения проблемы экологического характера. В зоне особого внимания государства остаются вопросы регулирования генно-инженерной деятельности, контроля за оборотом генно-инженерно-модифицированных организмов, а также мониторинга их воздействия на человека и окружающую среду. В стране недостаточно развито производство пищевых ингредиентов – витаминов, витаминно-минеральных премиксов, аминокислот, изолятов и концентратов белков, пищевых добавок, ферментных препаратов, необходимых не только для производства пищевых продуктов, но и кормов для животноводства и аквакультуры.
Серьезную озабоченность вызывает сегодня ситуация с обеспечением контроля качества пищевой продукции, поскольку действующие на нее технические регламенты ограничиваются требованиями к безопасности продукции и не содержат требований к показателям пищевой ценности, физико-химическим и органолептическим показателям. Тревогу также вызывает структура питания значительной части населения Российской Федерации, которая характеризуется избыточным потреблением жиров, в первую очередь животного происхождения, сахара, соли при одновременном недостатке ряда витаминов, макро- и микроэлементов (кальций, железо, йод) и пищевых волокон из‑за недостаточного потребления овощей и бахчевых, фруктов, ягод, молочных продуктов.
Требует совершенствования система информирования населения через средства массовой информации о преимуществах здорового питания как эффективного способа сохранения здоровья и повышения качества жизни.
Необходимо осуществление комплекса мер, направленных на выявление фактов реализации продовольственных товаров с признаками фальсификации и контрафактных товаров, включая совершенствование законодательства, в том числе о защите прав потребителей с одновременным усилением ответственности за нарушение установленных требований.
Необходимо комплексное развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом развития основных направлений сельскохозяйственного производства, развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка.
Для развития пищевой и перерабатывающей промышленности принципиальное значение имеет развитие внутреннего спроса и потребления. Для стимулирования внутреннего спроса и потребления необходимо развитие различных каналов розничного сбыта, то есть развитие многоформатной розничной торговли.
Для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо принятие ряда решений, в том числе направленных на повышение эффективности государственной поддержки и регулирования в агропромышленном комплексе, на совершенствование их механизмов, на создание условий для модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за счет проведения технического перевооружения на основе инновационных и ресурсосберегающих технологий. Важное значение имеет развитие внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации как в целях улучшения питания отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов, так и в целях стимулирования внутреннего спроса на отечественное сельскохозяйственное сырье и продовольствие.
Требуется дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой и перерабатывающей промышленности, формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
Особая роль принадлежит обеспечению эффективного взаимодействия между профильными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевыми союзами (ассоциациями), товаропроизводителями агропромышленного комплекса, субъектами агропродовольственного рынка, научными и учебными учреждениями.

С учетом вышеизложенного участники заседания предлагают:
1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации уделить особое внимание проведению мониторинга правоприменительной практики Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; Федерального закона от 3 июля 2016 года № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности»; Федерального закона от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О производстве и обороте органической продукции»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О производстве и обороте органической продукции»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития внутренней продовольственной помощи»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»; «О внесении изменений в статьи 346.1, 346.3 и 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в части применения налога на добавленную стоимость плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
ускорить формирование государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

3. Предложить Правительству Российской Федерации:
обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование в 2017 году мероприятий Государственной программы;
внести в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2016 года № 2524 «Об утверждении перечня продукции для оказания государственной поддержки организациям, занимающихся первичной и промышленной переработкой сельскохозяйственной продукции» необходимые изменения в Государственную программу в части, касающейся льготного кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственного сырья и ее реализацию, в доходе которых доля дохода от реализации продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;
принять меры, направленные на развитие конкурентоспособного отечественного производства пищевых ингредиентов и биологически активных веществ, используемых в пищевой промышленности и при производстве кормов для различных видов животных и объектов аквакультуры, а также разработать единые механизмы определения качества, сертификации и маркировки аналогичной продукции, ввозимой из‑за рубежа, с целью защиты от недобросовестной конкуренции при ее поставке, реализации и использовании;
осуществить комплекс мер для упрощения и удешевления доступа отечественных товаропроизводителей на рынки сбыта, в том числе направленных на ускоренное развитие потребительской и сбытовой кооперации, инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптово-распределительных центров, оптовых рынков, мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции). Разработать и принять меры по развитию торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами на розничных рынках и ярмарках и упрощению получения торговых мест в указанных торговых форматах;
рассмотреть вопросы о применении дополнительных мер для защиты внутреннего рынка продовольствия от недобросовестной конкуренции извне и поддержки экспорта продукции российского агропромышленного комплекса, прежде всего продукции высокой степени переработки;
рассмотреть вопрос о ходе реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1215-р, и плана мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года № 2028-р.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить уточненные прогнозные балансы продовольственных ресурсов на период до 2020 года с учетом продолжения осуществления импортозамещения в агропромышленном комплексе и обеспечения продовольственной безопасности.

5. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать проект плана мероприятий по реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р (в редакции от 30 июня 2016 года № 1378-р), и внести его на утверждение в Правительство Российской Федерации.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить выполнение в 2017 году показателей (индикаторов) Государственной программы, установленных соглашениями о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
осуществить мероприятия по развитию многоформатной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе малых и средних форматов торговли, а также нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли;
предусмотреть дополнительные меры, направленные на стимулирование производителей к выпуску качественной пищевой продукции, в том числе путем проведения конкурсов качества.