«Круглые столы»

«Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной и судебной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и экспертного сообщества тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов», участники «круглого стола» отмечают.
Законодательство о правовом режиме земель особо охраняемых территорий и объектов носит комплексный характер и помимо главы XVII Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) «Земли особо охраняемых территорий и объектов» включает нормы федеральных законов от 10 января 2001 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ), от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее – Закон № 26-ФЗ), от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ), от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) и другие.
В соответствии с действующим законодательством к землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Кроме особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), в категорию земель входят земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Для этих земель установлен режим особой охраны. В целях обеспечения их сохранности они изымаются из хозяйственного использования полностью или частично. Земли особо охраняемых территорий и объектов используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных федеральными законами.
Общая площадь земель (земельных участков), учтенных в государственном кадастре недвижимости в рассматриваемой категории, на 1 января 2016 г. составила 47,0 млн. га. Земли ООПТ, вошедшие в данную категорию и составляющие большую ее часть, занимали 46,8 млн. га. Площадь земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов составила в целом по стране 31,8 тыс. га. 
Площадь земель рекреационного назначения составила 187,5 тыс. га[1].
В рамках охраны и использования земель особо охраняемых территорий и объектов необходимо достижение баланса между их развитием и сохранением, использованием и охраной в целях построения эффективной правовой политики в сфере земельного законодательства и устойчивого пространственного развития общества в целом.
Несмотря на «весомую» долю категории земель особо охраняемых территорий и объектов в составе земель Российской Федерации, законодательству о правовом режиме данной категории уделяется недостаточное внимание. Это влечет ухудшение качества таких земель, особенно земель ООПТ. В силу своей особой значимости и уникального месторасположения земли особо охраняемых территорий и объектов всегда выступали объектом особых притязаний, особенно это касается земель ООПТ и земель курортов.
Свое влияние на правовой режим этих земель оказывает и общая нестабильность современного земельного законодательства. Например, изменения в системе государственной регистрации недвижимости, вступающие в силу с 1 января 2017 года[2], с большой долей вероятности усилят правовую неопределенность в отношении тех земель ООПТ и иных охраняемых территорий, границы которых не установлены. Градостроительное же законодательство рассматривает земли как территорию развития, а не охраны, а с учетом того что значительная часть земель особо охраняемых территорий и объектов находится на землях населенных пунктов, реализация отдельных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) создает реальную угрозу утраты земель с особым правовым режимом. Отсутствие юридически установленных границ как уникального признака объекта землеустройства ставит под сомнение существование самих объектов охраны, его территории и охранных зон. Ранее определенные границы ООПТ федерального значения произвольно пересматриваются местными властями без соблюдения процедуры перевода земель под видом изменения и установления границ населенных пунктов за счет территорий ООПТ и земель лесного фонда – земель федеральной собственности. Согласно Закону № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд, изъятие земель которого запрещается. Отсутствие в законодательстве нормативного регулирования вопросов об упразднении или изъятии части особо охраняемой территории порождает проблемы на практике, так как нередки случаи, когда по причинам природного или техногенного характера происходят значительные изменения природных особенностей отдельных территорий ООПТ, в результате которых признаки отнесения их к категории ООПТ меняются или полностью исчезают.
В настоящее время на федеральном уровне не принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок отнесения земель к землям ООПТ федерального значения, как предусмотрено частью 3 статьи 94 Земельного кодекса. Это, в свою очередь, затрудняет реализацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по определению статуса земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения.
В действующем законодательстве отсутствует порядок отнесения земель и земельных участков к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем не все соответствующие земельные участки по сведениям государственного кадастра недвижимости отнесены к данной категории, а находятся в составе земель других категорий. Представляется целесообразным установить порядок отнесения, установленный в Законе № 174-ФЗ по отношению к туристско-рекреационным особым экономическим зонам, ко всем остальным видам особо охраняемых территорий и объектов, когда решение о создании таких территорий должно являться одновременным решением о переводе соответствующих земельных участков в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Отсутствует единый порядок создания ООПТ. Организация данных территорий, утверждение границ, площадей и режимов их особой охраны осуществляется с учетом Закона № 33-ФЗ и Закона № 174-ФЗ, согласно которому материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса ООПТ, являются объектами государственной экологической экспертизы в зависимости от их значения. Однако в Федеральном законе № 33-ФЗ отсутствуют нормы, указывающие на такие требования или отсылающие к ним. 
В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрена процедура упразднения (ликвидации) ООПТ или изменения их режима охраны. Между тем нередки случаи, когда по причинам природного или техногенного характера происходят значительные изменения природных особенностей отдельных территорий, в результате которых признаки отнесения их к категории ООПТ меняются или полностью исчезают. Усматривается необходимость внесения в Закон № 33-ФЗ изменений, заключающихся в установлении оснований и порядка проведения процедуры упразднения (ликвидации) ООПТ, установления порядка изменения режима особой охраны и границ для всех категорий ООПТ и обязательного проведения государственной экологической экспертизы на федеральном уровне проектов изменения границ и ликвидации ООПТ, а также земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Законодательством не предусмотрено наложение каких‑либо ограничений на осуществление хозяйственной деятельности на проектируемой особо охраняемой территории федерального значения. Так, процесс создания государственных природных заповедников и национальных парков обычно довольно длительный, в течение которого на создаваемой ООПТ продолжает осуществляться хозяйственная деятельность, что может приводить к деградации ценных природных комплексов и объектов.
Правовые проблемы использования и охраны ООПТ вызваны отсутствием возможности субъекта Российской Федерации выполнить комплекс кадастровых работ для последующего внесения сведений об ООПТ регионального значения в государственный кадастр недвижимости из‑за недостатка средств в региональном бюджете. Отсутствие сведений о границах охраняемых территорий в государственном кадастре недвижимости создает проблемы при предоставлении земельных участков, а также строительстве различных объектов вблизи их границ.
Урегулирование правовых проблем, связанных с использованием и охраной земель особо охраняемых территорий и объектов будет возможно только после выполнения комплекса кадастровых работ, установления границ ООПТ и внесения сведений о границах ООПТ в государственный кадастр недвижимости.
Проведение работ по межеванию земель ООПТ и их регистрации в государственном кадастре недвижимости будет способствовать созданию эффективного барьера незаконному землепользованию, несущему угрозу целостности природных комплексов.
Законодательством предусмотрено ведение кадастра особо охраняемых природных территорий. Однако такой кадастр фактически не ведется, в связи с чем усматривается необходимость учета сведений об ООПТ, объектах охраны в нем и других сведений в едином кадастре ООПТ всех категорий и видов. Существующая проблема осуществления контрольных мероприятий в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов обусловлена труднодоступностью объектов земельных отношений, которая вызвана их удаленностью и отсутствием на межселенной территории развитой транспортной инфраструктуры.
В некоторых субъектах Российской Федерации (например, Республика Саха (Якутия)) значительная часть (70–80%) ООПТ регионального значения находится на землях государственного лесного фонда и перевод этих земельных участков в земли особо охраняемых территорий и объектов затруднен. Необходимо организовать работу по отнесению категорий эксплуатационных лесов на ООПТ к категории «защитных» и осуществить перевод земельных участков некоторых ООПТ регионального значения, находящихся на землях Гослесфонда в категорию земель «особо охраняемых территорий и объектов».
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся два законопроекта: № 826412–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий)» и № 465407–6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации», внесенные Правительством Российской Федерации, один из которых предусматривает запрет на изъятие земель из заповедников и национальных парков, а второй наоборот, может повлечь изъятие земельных участков из ООПТ.
При доработке законопроекта № 826412–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий)» Правительство Российской Федерации разработало поправки к его тексту, которые размещены для публичного обсуждения на Федеральном портале проектов
нормативных правовых актов[3]. Проект поправок предусматривает возможность изменения границ ООПТ как в случае расширения этих территорий, так и в случае изъятия земельных участков и водных объектов. Последнее допускается при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы, сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия, и только в отношении земельных участков, расположенных в границах поселений; земельных участков и водных объектов, необходимых для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства; земельных участков по отдельным решениям Президента Российской Федерации.
Включение в проект поправок возможности изъятия земельных участков из границ ООПТ по отдельным решениям Президента Российской Федерации без указания целей таких решений и порядка их принятия может создать ситуации, когда ценные в природном отношении участки будут изъяты для решения временных экономических задач, тогда как ООПТ создаются в интересах будущих поколений граждан России и всех жителей Земли. Необходимо отнести к ведению Президента Российской Федерации возможность изъятия земельных участков ООПТ для нужд государственной безопасности, исключив из проекта поправок возможность изъятия земельных участков по отдельным решениям Президента Российской Федерации.
В России необходим единый подход в сфере развития системы ООПТ, который существует во многих других развитых странах. Как отмечают эксперты, в связи с отсутствием объединяющего начала в деятельности регионов по вопросам ООПТ существует необходимость формирования единой утвержденной методической базы, серии рекомендаций для регионов по таким вопросам, как:
- принципы формирования региональных сетей ООПТ;
- процедура создания ООПТ;
- определение границ, целей, задач и режимов особой охраны ООПТ, механизмы управления и поддержки ООПТ, в том числе обеспечение охраны ООПТ, оценка эффективности функционирования ООПТ, использование их потенциала в целях познавательного туризма, экологического просвещения и образования, научных исследований и экологического мониторинга.
Понятия особо охраняемых территорий в целом также нуждаются в актуализации. Так, в законе № 33-ФЗ установлено понятие «биосферный полигон», которые могут присоединяться к государственным биосферным природным заповедникам, но нет понятия «биосферный резерват», как предусмотрено Севильской стратегией о биосферных резерватах, в соответствии с Законом № 33-ФЗ только государственные природные заповедники могут иметь статус «биосферные». В настоящее время в России не только заповедники, но и национальные парки входят во Всемирную сеть биосферных резерватом. Для успешной реализации международных договоров и программ, стороной которой является Россия, в том числе Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» необходимо совершенствование природоохранного законодательства. В соответствии с Севильской стратегией для подготовки заявки на создание биосферного резервата необходимо проведение ряда мероприятий, требующих финансирования. При этом порядок создания и расходные обязательства не определены.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес еще дополнительное изменение в закон № 33-ФЗ, увеличивающее несоответствие российского законодательства о биосферных резерватах международным соглашениям и программ в этой сфере, а также ослабляющее режим охраны государственных природных заповедников. В соответствии с внесенными поправками создание биосферных полигонов возможно на части территории государственных природных заповедников в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Фактически положение является одним из способов уменьшения площади государственных природных заповедников, т. к. создание биосферного полигона означает кардинальное изменение режима их охраны — разрешение на этих участках ведения хозяйственной деятельности, включающей строительство капитальных объектов, связанных с развитием познавательного туризма, физической культуры и спорта. Необходимо привести законодательство о биосферных резерватах в соответствие с международными правовыми требованиями.
Правовое положение и других охраняемых природных территорий, обладающих международным статусом (водно-болотные угодья, охраняемые Рамсарской конвенцией 1971 года, объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и др.), требует закрепления в российском законодательстве. Отсутствие специальных норм в данной сфере в российском законодательстве вызывает целый ряд проблем: не все международные охраняемые территории обладают статусом ООПТ, следовательно, не имеют закрепленного на законодательном уровне правового режима охраны; российское законодательство в ряде случаев не соответствует международным требованиям; соотношение полномочий федеральных и региональных органов по управлению международными ООПТ плохо урегулированы. В результате Российская Федерация не во всех случаях обладает необходимыми правовыми мерами по выполнению взятых на себя международных обязательств в данной сфере. Необходимо внести изменения в законодательство, закрепляющие правовой статус таких территорий.
Обсуждается вопрос о целесообразности включения отдельных особо ценных сельскохозяйственных угодий в особо ценные земли, правовой режим которых регулируется статьей 100 Земельного кодекса. Тем более что действующее определение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, предусмотренное пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса, не конкретизировано и больше увязано не с их агрохозяйственной ценностью, а либо со статусом их пользователя, либо с их кадастровой стоимостью. Также следует отметить возможные проблемы для земель категорий как особо охраняемых территорий и объектов, так и сельскохозяйственного назначения, связанные с предложением отказаться от института категорий земель, заменив его территориальным зонированием (опасность застройки этих ценных земель, проблемы установления их границ, неосуществимость декларируемого подхода об «автоматизме» включения в состав соответствующей зоны).
Достаточно серьезные коллизии возникают и в отношении земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, так как отдельные нормы Закона № 26-ФЗ неоднозначно трактуются правоприменителями и судебными органами.
Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» лечебно-оздоровительные местности и курорты были исключены из земель ООПТ, в то же время пункт 3 статьи 10 вышеназванного Федерального закона содержит положение о том, что ООПТ и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу этого Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного Федерального закона. Практика применения указанного Федерального закона показала, что созданы проблемы с организацией рационального использования и охраны территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов после их исключения из перечня ООПТ. Необходимо совершенствовать государственный экологический и санитарно-эпидемиологический надзор на указанных территориях, определить орган исполнительной власти, который будет наделен полномочиями по контролю и надзору за соблюдением действующего законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Имеются проблемы в части регулирования правового режима площадей залегания подземных минеральных вод.
Достаточное количество вопросов возникает и в части развития курортной деятельности в Республике Крым.Складывается тревожная ситуация, связанная с необоснованно завышенными платежами за пользование земельными участками под объектами санаторно-курортного и лечебно-профилактического назначения в регионе Кавказские Минеральные Воды.
Крайне необходимо обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая границы зон, входящих в состав этих округов.
Для многих субъектов Российской Федерации актуальны проблемы использования территорий в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – необходимо внесение изменений в Закон № 221-ФЗ в части проведения работ по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничениях, связанных с особыми условиями использования зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, владельцами источников водоснабжения.
Отметим, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 555658–6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами), положения которого не вполне отвечают целям охраны земель, обладающих природными лечебными ресурсами.
При разработке стратегии санаторно-курортного комплекса Российской Федерации следует обратить внимание на необходимость проработки вопросов использования и охраны территорий и объектов не только в границах лечебно-оздоровительных местностей, курортов, но также и курортных регионов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что территории курортов включают населенные пункты, подлежащие развитию, следует гармонизировать законодательство о лечебно-оздоровительных местностях и курортах с градостроительным законодательством, предусмотрев в Градостроительном кодексе Российской Федерации специальные требования к разработке Правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов в их составе на территориях зон санитарной и горно-санитарной охраны.
Актуальным является вопрос установления и правового режима охранных зон ООПТ, для которых особое значение имеет ограничение застройки, что должно учитываться органами власти при разработке градостроительных регламентов, если охранные зоны находятся в границах населенных пунктов.
Проблемы использования и охраны земель особо охраняемых природных территорий и лечебно-оздоровительных местностей и курортов связаны не только с ненадлежащим правовым регулированием, но и нарушением установленного правового режима различными субъектами. Между тем, в действующем правоохранительном законодательстве отсутствуют специальные нормы, предусматривающие юридическую ответственность за несоблюдение требований правового режима данных земель, особенно, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; не установлена ответственность должностных лиц за незаконные действия по предоставлению земельных участков для целей, не соответствующим правовому режиму данных земель и территорий.
Следует более детально проработать вопрос об ограничении оборотоспособности земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов и ООПТ, конкретно указав в земельном и специальном законодательстве, в каких случаях допускается включение земельных участков, принадлежащих частным лицам на праве собственности в состав ООПТ, какие земельные участки в составе курортов ограничиваются и какие не ограничиваются в обороте.
При формировании новых особо охраняемых территорий и объектов, а также уточнении границ ранее сформированных особо охраняемых территорий и объектов необходимо учитывать планируемое размещение объектов энергетики и трубопроводного транспорта федерального значения в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации документами территориального планирования.
В случае, если на территории особо охраняемых территорий и объектов уже размещены и эксплуатируются объекты энергетики и трубопроводного транспорта федерального значения, которые были построены ранее, необходимо в нормативных правовых документах предусмотреть возможность доступа эксплуатирующих организаций к проведению ремонта и реконструкции данных объектов, а также соблюдение режима охранных зон таких объектов, размещаемых на территории особо охраняемых территорий и объектов, в соответствии с действующим законодательством и техническими регламентами.
В части объектов культурного наследия следует отметить, что 22 января 2015 года вступили в силу изменения в Закон № 73-ФЗ. В настоящее время согласование решений о предоставлении земельных участков и изменении их режима органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, не предусмотрено. На согласование в уполномоченные органы в области охраны объектов культурного наследия представляются схемы земельных участков вместо составлявшихся ранее актов о выборе земельных участков (упрощенная процедура). Считаем логичным отражение требований Федерального закона № 73-ФЗ в земельном законодательстве.
Необходимы правила, исключающие нарушение конституционных и субъективных прав граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в пределах территорий особой охраны, а также упорядочивания отношений по реализации полномочий органов местного самоуправления, например, в пределах территорий Куликова поля, Бородинского поля, мест сражений у д. Прохоровки.
Весьма актуален вопрос об использовании защитных лесов на ООПТ регионального значения для хозяйственных нужд учреждений ООПТ (заготовка, строительство инфраструктуры для развития регулируемого экологического туризма, проведения биотехнических и санитарных мероприятий), жизнеобеспечения населения, проживающего в границах ООПТ.
Места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей все также нуждаются в повышенном внимании законодателя. Необходимо однозначно прописать в Земельном кодексе норму о том, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов относятся к землям природоохранного назначения особо охраняемых территорий.
Считаем также возможным дополнение Закона № 33-ФЗ в части учета мнений коренных малочисленных народов и органов местного самоуправления по определению границ функциональной зоны традиционного природопользования коренных малочисленных народов и их участия в самоуправлении национальным парком.
Для многих субъектов Российской Федерации актуален вопрос возможности взимания платы за посещение физическими лицами территорий ООПТ регионального значения.
В рамках охраны и использования земель особо охраняемых территорий и объектов необходимо достижения баланса между их развитием и сохранением, использованием и охраной в целях построения эффективной правовой политики в сфере земельного законодательства.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» предлагают:
1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 826412–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
№ 965618–6 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»;
№ 965777–6 «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»;
№ 630746–6 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
при доработке поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 826412–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части порядка изменения границ ООПТ отнести к ведению Президента Российской Федерации возможность изъятия земельных участков ООПТ для нужд государственной безопасности, исключить из проекта поправок возможность изъятия земельных участков по отдельным решениям Президента Российской Федерации, включить в проект ФЗ № 826412–6 положение об отмене создания биосферных полигонов внутри заповедников;
рассмотреть вопрос о необходимости разработки проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Закон № 33-ФЗ, предусматривающих:
- понятие «биосферный резерват»; порядок создания и функционирования биосферного резервата; орган, уполномоченный на создание биосферного резервата; уточнение правовых особенностей деятельности биосферных резерватов в границах различных его зон; разграничение полномочий различных органов государственной власти для обеспечения эффективной деятельности биосферных резерватов;
- закрепление правового статуса и режима охраны охраняемых природных территорий, обладающих международным статусом.
поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность подготовки подзаконного нормативного правового акта, регламентирующего порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, как предусмотрено частью 3 статьи 94 Земельного кодекса;
рассмотреть вопрос о необходимости уточнения положения о том, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного Федерального закона;
рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в действующее законодательство, разрешающих введение ограничений на осуществление хозяйственной деятельности на создаваемой особо охраняемой природной территории после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на материалы комплексного эколого-экономического обоснования создания особо охраняемой территории;
рассмотреть вопрос о необходимости правового регулирования вопросов использования и охраны курортных регионов как особо охраняемых территорий, расположенных в границах двух и более субъектов Российской Федерации;
принять необходимые меры для скорейшего завершения работ по установлению и постановке на кадастровый учет границ соответствующих особо охраняемых природных территорий;
принять меры по усилению контроля за соблюдением федерального законодательства соответствующими региональными и муниципальными органами власти с целью формирования единых подходов при определении стоимости и ставок арендных платежей за землю для санаторно-курортных учреждений региона Кавказских Минеральных Вод;
рассмотреть вопрос о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части установления требований к подготовке и утверждению градостроительных регламентов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
рассмотреть вопрос о внесении изменений в Градостроительный кодекс, предусматривающих установление предельного срока (оптимальным представляется срок, не превышающий 6 месяцев), в течение которого органы местного самоуправления муниципальных образований должны привести правила землепользования и застройки в соответствие с принятыми нормативными правовыми актами, утверждающими границы территорий объектов культурного наследия, их зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в указанных границах, а также утверждающими границы и предмет охраны исторических поселений федерального и регионального значения;
разработать специальные меры юридической ответственности граждан, юридических и должностных лиц за ненадлежащее использование земельных участков на территориях ООПТ и лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в том числе за предоставление земельных участков, расположенных в границах ООПТ, в целях, противоречащих режиму ООПТ;
исключить практику согласования решений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении объектов федеральной собственности и объектов федерального значения, предусмотреть и контролировать непосредственную реализацию федеральных полномочий органами государственной власти Российской Федерации.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры для скорейшего завершения работ по установлению и постановке на кадастровый учет границ соответствующих особо охраняемых природных территорий.