28 мая в рамках VII Невского международного экологического конгресса состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Экологический туризм как компонент формирования имиджа территории». Мероприятие провел заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышев, в обсуждении «круглого стола» приняла участие также член Комитета Совета Федерации по социальной политике Юлия Вепринцева. Также в заседании «круглого стола» приняли участие члены того же Комитета Людмила Кононова и Татьяна Лебедева. Выступили член Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Щетинин и член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Арнольд Тулохонов.
На заседание отмечалось, что Россия и другие страны СНГ, обладающие богатым природным наследием, привлекательны с точки зрения мирового экологического туризма. Вместе с тем в настоящее время доля экотуризма в структуре российского туристского рынка составляет только около одного процента.
Члены Совета Федерации отметили необходимость внесения в нормативно-правовые документы понятие «экологический туризм», а также расширения информационной базы материалов об особенностях и возможностях внутреннего туризма.
По итогам дискуссий участники заседания рекомендовали МПА СНГ рассмотреть вопрос о разработке модельного закона об экологическом туризме или внести изменения в Модельный закон о туристской деятельности и включить экотуризм в приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности.
Предложено также создать единую информационную базу, объединяющую материалы о туристских возможностях и потенциале особо охраняемых природных территорий государств Содружества. Участники «круглого стола» рекомендовали органам государственной власти при формировании межгосударственных целевых программ стран СНГ, стратегий национального уровня предусматривать законодательные, экономические и социальные меры по стимулированию развития разных видов туризма на природных, лечебно-оздоровительных, курортных и сельских территориях. По мнению экспертов, такие шаги позволят сохранить природно-рекреационный потенциал регионов, местную культуру и традиции, а также привлечь к этой работе местное население.
Рекомендации
По оценкам Всемирной туристской организации доля экологического туризма в мировом туризме составляет около 10 процентов. За рубежом он считается одним из самых быстроразвивающихся видов туризма. Организация Объединенных Наций и Всемирная туристская организация (ЮНВТО) объявили 2002 год как год экотуризма и провели в Квебеке (Канада) первый всемирный саммит по экотуризму, по итогам которого была принята Квебекская декларация по экотуризму.
Государства – участники Содружества Независимых Государств, в том числе Россия, имея богатое природное наследие, являются привлекательными для мирового экологического туризма. Однако по оценкам экспертов его доля, например, в структуре российского туристского рынка, составляет пока только около 1 процента. Между тем экотуризм имеет как экономическую, так и социальную, культурную и познавательную ценность.
В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года[1] одной из позитивных тенденций развития сферы туристских услуг в Российской Федерации является рост спроса на природоориентированные виды туризма (рыболовный, охотничий, экологический, сельский).
Основой развития экологического туризма, как правило, является создание и развитие особо охраняемых природных территорий. Согласно Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года[2], познавательный туризм определен как один из специальных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Термин «экологический туризм» в мире был предложен мексиканским экологом Эктором Себальосом-Ласкурайном в 80-х годах XX века. Термин отражал идею гармонии между рекреацией и экологией и приобрел популярность. Точного и общепринятого определения экотуризма в настоящее время, как в мире, так и в России не существует. В профессиональной (а также в академической) среде используются разные определения экотуризма, схожие по смыслу:
· «экологический туризм или экотуризм — путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» (Международный Союз охраны природы);
· «экотуризм — это ответственное путешествие в природные территории, которое содействует охране природы и улучшает благосостояние местного населения» (Международное Общество экотуризма);
· «экотуризм — туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения» (Всемирный фонд дикой природы).
Отличительные особенности экотуризма состоят в том, что он может предотвращать негативное воздействие на природу и побуждать турбизнес и туристов содействовать охране природы и социально-экономическому развитию территорий.
По основной цели можно различить следующие виды экотуров, предпринимаемых с целями:
- наблюдения и изучения дикой и «окультуренной» природы и получения экологических знаний,
- отдыха в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями,
- оздоровления с использованием природных ресурсов,
- спортивных, приключенческих, научных и других целей.
Необходимо отдельно выделить лечебно-оздоровительные местности и курорты, которые специализируются на лечении и оздоровлении природными ресурсами и требуют особой системы государственного регулирования данных территорий, в том числе контроля и надзора за экологическим состоянием, а также поддержки со стороны государства.
В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 года
№ 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Природные лечебные ресурсы ‑ минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Сельский туризм — один из видов экотуризма, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и её особенностей для создания туристского продукта. Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой и местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде. Интерес к нему обусловлен небольшими затратами и близостью к природе по сравнению с другими видами отдыха. К сельскому туризму относятся следующие виды: агротуризм (сбор урожая), туризм пребывания («пожить в деревне»), гастрономические туры (традиционные блюда и напитки), общинный экотуризм (туризм экосообщества), этнографический туризм (знакомство с местными традициями).
Эксперты ЮНВТО определили ряд условий функционирования рынка экологического туризма:
- обеспечение транспортной доступности экотуристских объектов;
- наличие увлекательных и привлекательных объектов не только для узкоспециализированных экотуристов, но и обычных временных посетителей;
- проведение разумной ценовой политики;
- комфортная организация поездок.
Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Он побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.
В настоящее время экотуризм сталкивается с рядом проблем, характерных как для туризма в целом, так и только для этого вида туризма. В связи с этим необходимо принять комплекс мер, стимулирующих его развитие:
- совершенствовать нормативно-правовую базу;
- развивать инфраструктуру и экологически чистые технологии;
- повышать доступность транспортных услуг на территории страны;
- разработать меры поддержки, в том числе продвижения экотуристских проектов;
- формировать специальные базы данных;
- осуществлять подготовку квалифицированных кадров;
- повышать экологическую культуру населения;
- повышать уровень сервисного обслуживания и др.
Важно также разработать комплекс мер, направленных на развитие, сохранение и восстановление природных ресурсов экотуристских центров.
Участники «круглого стола» выражают уверенность, что результаты его работы, доклады, сообщения и рекомендации, в том числе представленные международными экспертами, состоявшийся обмен мнениями по актуальным проблемам послужат конструктивной основой для дальнейших научных поисков, разработки практических мер по обобщению сложившегося российского и международного опыта и разработке необходимых мер по развитию в государствах – участниках СНГ экологического туризма, а также укреплению международного сотрудничества в этой сфере.
Участники заседания «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств:
- рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта модельного закона об экологическом туризме или внесении изменений в Модельный закон о туристской деятельности (в части отнесения экотуризма к приоритетным направлениям государственного регулирования туристской деятельности);
- рассмотреть возможность создания единой информационной базы, объединяющей информацию о туристских возможностях и потенциале особо охраняемых природных территорий государств – участников СНГ.
2. Органам государственной власти при формировании межгосударственных целевых программ государств – участников СНГ, государственных стратегий и программ национального уровня по развитию природных, лечебно-оздоровительных, курортных, сельских территорий:
- предусматривать комплекс мер законодательного, экономического, социального характера по стимулированию развития разных видов туризма на природных, лечебно-оздоровительных, курортных и сельских территориях с целью охраны природно-рекреационного потенциала, местной культуры и традиций, а также привлечению к этой работе местного населения;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в национальное законодательство, регулирующее туристскую деятельность, в части отнесения экологического туризма к приоритетным направлениям государственного регулирования туристской деятельности;
- разрабатывать меры по совершенствованию государственного экологического надзора на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- на межгосударственном, национальном, региональном и местном уровнях вести мониторинг и анализ объективных показателей устойчивого развития туризма, в том числе антропогенной нагрузки на природных, лечебно-оздоровительных, курортных и сельских территориях в целях предотвращения или снижения возможного негативного влияния на природную среду и местные сообщества;
- развивать и укреплять межгосударственные и межрегиональные контакты и сотрудничество участников туристского рынка по совершенствованию и унификации политики и законодательства, а также разработке рекомендаций, обмену опытом между государствами и регионами, формированию и продвижению экотуристских проектов на международном и национальном уровнях;
- содействовать разработке образовательных программ для детей и молодежи в целях повышения их информированности об охране природы и ее устойчивом использовании, местных культурах и традициях и их связи с экотуризмом;
- стимулировать разработку и использование экологически чистых технологий в транспорте, строительстве, пищевой промышленности, коммунальном хозяйстве и др.;
- совершенствовать систему сбора вторичного сырья и мусорных отходов для их дальнейшей переработки и использования в хозяйственном обороте материалов и изделий, в том числе при создании инфраструктуры;
- разрабатывать и утверждать международные, национальные сертификационные или другие системы регулирования, такие как «эко-ярлыки», с учетом возможностей доступа к таким процедурам субъектов малого и среднего бизнеса и в целях информирования потребителей услуг о приверженности к экологически чистым технологиям;
- минимизировать использование природных и энергетических ресурсов (воды, электричества и др.);
- на межгосударственном, национальном, региональном и местном уровнях разработать системы рейтингов территорий, успешно использующих экологически чистые технологии в туризме и других отраслях экономики;
- на национальном уровне создать единую информационную базу, объединяющую информацию о туристских возможностях и потенциале особо охраняемых природных территорий;
- на национальном, региональном и местном уровнях разработать меры по повышению транспортной доступности особо охраняемых природных территорий и других туристских направлений с целью привлечения туристов;
- содействовать в организации профессионального, дополнительного образования специалистов в сфере экологического туризма с целью развития, повышения и использования потенциала природных, лечебно-оздоровительных, курортных, сельских территорий, экотуристских центров в целях обеспечения устойчивого развития сферы туризма.
3. Представителям бизнеса, осуществляющего деятельность на природных, лечебно-оздоровительных, курортных, сельских территориях:
- минимизировать негативные воздействия, обеспечивая сохранение «хрупких» экосистем и окружающей среды в целом, поддержку местного населения, формирование положительных туристских впечатлений у потребителей туруслуг;
- при планировании проектов на экологически ценных территориях вести строительство с учетом местных особенностей и «ощущением места», охраны водных, энергетических и сырьевых ресурсов и их доступности для всех категорий населения;
- расширять использование товаров местного производства (строительных материалов, продуктов питания и др.), а также местных технических и людских ресурсов в своей деятельности;
- активно сотрудничать с органами местного самоуправления в целях обеспечения бережного и уважительного обращения с природно-рекреационным потенциалом, местной культурой, а также информирования персонала и клиентов турбизнеса о местных достопримечательностях, традициях, истории;
- пропагандировать среди туристов этическое и экологически грамотное отношение к посещаемым экотуристским центрам, обеспечивать экологическое просвещение, поощряя добровольные пожертвования для поддержки и развития объектов экотуризма;
- расширять предложения по экотуризму, разрабатывать широкий спектр видов туристской деятельности в туристских центрах в целях распространения потенциальных выгод от экотуризма на другие территории и предотвращения их перегрузки, которая может привести к угрозе их устойчивости и долгосрочного развития.
4. Общественным, образовательным и научным организациям:
- оказывать техническую, аналитическую, образовательную, кадровую и другую поддержку в вопросах развития, повышения и использования потенциала природных, лечебно-оздоровительных, курортных, сельских территорий, экотуристских центров в целях обеспечения устойчивого развития сферы туризма;
- проводить исследования воздействия туристской деятельности на экосистемы, биологическое разнообразие, местные культуры, социально-экономическую среду туристских центров и направлять эту информацию в органы государственной власти, а также в организации, относящиеся к сфере туристской индустрии и их объединения для определения эффективных решений по развитию экотуризма.
5. Органам местного самоуправления:
- разрабатывать меры по стимулированию населения в части сохранения и использования местных традиций и обычаев, художественных промыслов и ремесел, сельскохозяйственной продукции, осуществлению строительства и обустройства территорий проживания с использованием местных природных ресурсов на устойчивой основе.
[1] утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р
[2] утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 2322-р