Обсудив вопросы развития российско-таджикского сотрудничества в сфере сельского хозяйства участники «круглого стола» отмечают, что связи субъектов Российской Федерации с Республикой Таджикистан вносят весомый вклад в развитие российско-таджикских отношений, развивается взаимодействие на межрегиональном уровне в торгово-экономической сфере, в том числе и в сфере сельского хозяйства.
Участники «круглого стола» рассмотрели основные направления развития межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан, обсудили состояние и ключевые проблемы взаимодействия Российской Федерации и Республики Таджикистан в области агропромышленного комплекса. Особое внимание было уделено вопросам активизации работы по увеличению взаимного товарооборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Среди наиболее перспективных направлений прямого торгово-экономического сотрудничества на уровне регионов – производство и поставка в Российскую Федерацию плодоовощной продукции; поставки в Республику Таджикистан российского сельскохозяйственного оборудования и технологий.
Развитие взаимовыгодных связей между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в сфере сельского хозяйства характеризуется положительной динамикой.
Вместе с тем отмечается необходимость продолжить работу по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества в сфере сельского хозяйства по следующим направлениям – животноводство, растениеводство, механизация и внедрение новых технологий в сельскохозяйственное производство, а также в области мелиорации и ирригации земель сельскохозяйственного назначения. Не менее важны взаимодействие в области сельскохозяйственного образования и подготовки кадров, организация и участие в выставках-ярмарках, проведение на регулярной основе встреч представителей российско-таджикских деловых кругов на региональном уровне, осуществление как формирования баз данных о номенклатуре сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических ресурсов, производимых в регионах, так и постоянный обмен коммерческой информацией.
Участники «круглого стола» констатируют, что сотрудничество регионов Российской Федерации и Республики Таджикистан является важнейшим направлением российско-таджикского взаимодействия и ключевым фактором торгово-экономических отношений. При этом расширение и углубление межрегиональных связей способствует решению проблем повышения качества и уровня жизни населения Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Отмечая особое значение взаимодействия Российской Федерации и Республики Таджикистан как в целом в сфере агропромышленного комплекса, так и в сфере сельского хозяйства, участники «круглого стола» рекомендуют:
Исполнительным и законодательным органам государственной власти Российской Федерации и Республики Таджикистан
- продолжить активные совместные усилия по скоординированной политике в вопросах развития сельского хозяйства и регулирования аграрного рынка, внешнеэкономической деятельности в сфере сельского хозяйства, применения единых правил государственного регулирования сельскохозяйственного производства;
- направить усилия на проведение поэтапной гармонизации и унификации законодательств в рамках технических регламентов сельского хозяйства, для дальнейшей подготовки и подписания межгосударственных соглашений по ветеринарии, фитосанитарной службе и карантину растений;
- развивать взаимодействие в области обеспечения фитосанитарной безопасности в Центрально-Азиатском регионе;
- усилить координацию и двустороннее взаимодействие по реализации проекта развития сети оптово-распределительных (логистических) центров по приемке, хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции в Республике Таджикистан;
- развивать и углублять сотрудничество в области мелиорации и ирригации земель сельскохозяйственного назначения, в том числе по разработке и совершенствованию поливных установок, машин, трубопроводов, автоматизированной шланговой установки, стационарных и переносных комплектов импульсного дождевания, локально-импульсного полива садов и виноградников, отработке технологии дискретного полива сельскохозяйственных культур и режимов орошения для условий России и Таджикистана;
- продолжить развитие транспортной логистики для оптимизации поставок на российские рынки сельскохозяйственной продукции, производимой в Республике Таджикистан;
- активизировать внедрение российских технологий и оборудования для технического перевооружения инфраструктуры зернового рынка Республики Таджикистан;
- всемерно способствовать развитию прямых контактов между сельскохозяйственными предприятиями, внедрению новых прогрессивных форм взаимодействия, изучению и обмену опытом между регионами и хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Таджикистан в сфере сельского хозяйства;
- продолжить развитие и совершенствование договорно-правовой базы межрегионального сотрудничества, осуществлять наполнение имеющихся соглашений в этой сфере конкретным практическим экономическим и инвестиционным содержанием.
Обеспечить:
- устранение негативных явлений (задержки, риск, утери, ухудшение качества товара, продукции, в частности, скоропортящейся), связанных с перевозкой грузов через территорию Узбекистана;
- устранение необоснованных ограничений на ввоз сухофруктов, вводимых российской стороной (фитосанитарные и др. меры), которые способствуют сокращению поставок вышеуказанных товаров на российские рынки;
- снижение высоких железнодорожных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственной техники и оборудования по территории Российской Федерации и стран Таможенного союза в целом (раньше на сельхозпродукцию Россия предоставляла скидки 50% и Казахстан 40% — ныне эти скидки отменены);
- создание совместных предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции на территории Республики Таджикистан, предприятий по сборке и восстановлению машинно-транспортного парка, оборудования и средств малой механизации, уборочных механизмов, с учетом особенностей рельефа Республики Таджикистан;
- создание совместного информационно-аналитического центра, электронной биржи сельскохозяйственной продукции, для сбора, обработки, обмена и хранения необходимой информации по сельскохозяйственной продукции, координации работ всех задействованных государственных и бизнес структур, для проведения ежегодных анализов и прогнозирования урожайности сельскохозяйственных культур, экспортного потенциала, а также оказания необходимой консультационной помощи торговым, закупочно-оптовым и транспортно-логистическим компаниям.
Участники «круглого стола» рекомендуют также:
- способствовать расширению и углублению сотрудничества в области создания совместных предприятий по глубокой переработке сельхозпродукции с использованием новейших инновационных технологий для рынка Российской Федерации;
- создавать благоприятные условия для эффективного функционирования системы международного железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, а также улучшения логистического сектора и терминально-складских услуг;
- продолжить совместные усилия для дальнейшего сближения научно — исследовательских и учебных учреждений двух стран, с применением новейших форм сотрудничества и взаимообмена передовым опытом, расширение обмена научными кадрами, а также их подготовка и переподготовка в научно — учебных учреждениях Российской Федерации и Республики Таджикистан;
- оформить договоры между научными учреждениями в области фито-санитарной безопасности в целях плодотворной взаимовыгодной работы;
- провести международную научно-практическую конференцию по обеспечению фитосанитарной безопасности;
- разработать долгосрочную программу производства и поставки сельскохозяйственной продукции из Таджикистана в Российскую Федерацию;
- разработать концепцию программы мелиорации земель в Таджикистане до 2030 года для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и поставки ее в Российскую Федерацию;
- создать совместный холдинг по производству сельскохозяйственной продукции в Таджикистане с участием сельхозтоваропроизводителей и инвесторов Российской Федерации;
- восстановить практику подготовки специалистов высшей квалификации на базе российских НИИ и ВУЗов; организовать обмен научными трудами, научными сотрудниками и аспирантами.