«Круглые столы»

«Инженерное дело – основа развития России»

Рекомендации

Утверждены на заседании Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности (решение № 3.2-17/59 от 28 апреля 2014 года)

Временная комиссия Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности под председательством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, с участием членов Совета Федерации, членов Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей государственных компаний, иных хозяйствующих субъектов, общественных объединений, профессионального и экспертного сообщества, средств массовой информации провела «круглый стол» на тему: «Инженерное дело – основа развития России».

Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Вопросы развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности невозможно рассматривать без учета истории развития инженерного дела.

В дореволюционной России важными вехами развития инженерного дела являлись строительство железных дорог, мостов, фортификационных сооружений и развитие горного дела.

Начало подготовки инженерных кадров в России было положено основанием в Москве в марте 1701 года Школы математических и навигационных наук. В 1773 г. в Санкт-Петербурге организуется Горный институт императрицы

Екатерины II. А 20 ноября 1809 г., император Александр I подписал Манифест, учреждающий Корпус и Институт инженеров путей сообщения.

В апреле-мае 1866 года в России по соизволению Императора Александра II было создано Русское Техническое Общество (РТО). В декабре 1918 года возникла Всероссийская ассоциация инженеров, объединившая все дореволюционные технические общества при сохранении самостоятельности каждого из них в своей работе.

Одной из особенностей России на этапе становления инженерного дела было активное привлечение специалистов и новейших технологий из-за границы. Подобная ситуация была и на рубеже 17-18 веков и в начале 20 века, когда после революции 1917 года приходилось воссоздавать инженерное дело заново.

В советский период была сформирована одна из лучших в мире инженерных школ. Были успешно реализованы такие грандиозные проекты, как индустриализация экономики, создание не имеющей аналогов в мире Единой энергетической системы, создание атомной энергетики, мощной нефтяной и газовой промышленности, тяжелого машиностроения, авиационно-космической отрасли и многие другие выдающиеся проекты.

Инженерный труд и инженеры были востребованы, многие отечественные инженеры достигли больших высот и стали ядром мощного среднего класса страны.

Создавались новые научно-исследовательские и промышленные центры, а также целые наукограды, которые по существу стали предшественниками современных технологических парков.

Однако за годы трансформационных реформ Россия потеряла половину объема промышленного производства и в период высоких темпов экономического роста не смогла полностью восстановить утраченное. Развал промышленности нанес удар в первую очередь по инженерному корпусу и научным кадрам. Большая часть инженеров были вынуждены заняться не свойственным им делом, и выбыла из сферы инженерной деятельности. Инженерный потенциал нашей страны был во многом утерян, ценность инженерного дела в глазах российского общества значительно снизилась.

С начала 90-х годов прошлого века довольно быстро произошел процесс замены отечественных инженерных разработок импортными. Большая часть потребительских товаров, машин, оборудования, передовых технологий, используемых в России, и сегодня приходят из-за рубежа.

К примеру, в металлургии доля импорта составляет 48%, в машиностроении – 56%, в химической промышленности – около 60%.

Доля экспорта высокотехнологичной продукции в ВВП значительно снизилась за последние несколько лет, составив всего 5% к началу 2013 года.

Прикладная наука, которой славилась Россия, практически разрушена. Ее остатки сосредоточены в таких секторах, как топливно-энергетический комплекс и энергетика, где крупные компании поддерживают свои научно-исследовательские институты.

Россия сегодня имеет разработки мирового уровня только по 1/3 из 34 важнейших направлений современной науки и техники. Инновационная система России выдает на мировой инновационный рынок всего около 40 патентов в год.

Нынешнее состояние инженерной школы характеризуется упадком, существенным нарушением отлаженной системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации инженерных кадров. Статус российского инженера низок, инженерный труд не пользуется уважением, система материального и морального стимулирования инженерного труда отсутствует. Главной причиной девальвации инженерного труда, как уже сказано выше, является спад промышленного производства и процесс его примитивизации.

Начало XXI века определяется необходимостью совершенствования инженерного дела в современных условиях промышленной деятельности, включая инжиниринговые процессы, охватывающие, в том числе, решение задач по обеспечению интеллектуальной безопасности и обороноспособности государства.

Вхождение России в ВТО повлекло определение дополнительных приоритетов в разработке и оценке конкурентоспособности продукции, (товаров, работ, услуг) отечественных производителей.

Инженерное дело в данных условиях призвано консолидировать усилия по разработке новых промышленных технологий, проведению научно-исследовательских работ, внедрению результатов научных исследований, участию в разработке соответствующих профессиональных образовательных программ.

Являясь на сегодняшний день основой развития промышленности Российской Федерации, инженерное дело способствует внедрению в производство новейших разработок, преодолению сырьевой ориентации российской экономики, увеличению объемов экспорта продукции (товаров, работ, услуг). Расширение технических возможностей, наращивание мощностей, эффективное инвестирование средств лежат в основе подъема промышленного производства.

Инженерная деятельность заслужено признается базой для применения в России международного опыта и новаций по инжиниринговой деятельности (инжинирингу). Инжиниринг, являясь межотраслевым институтом, находит свое применение во многих отраслях экономики, особенно в отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство), сфере услуг (строительство, транспорт, материально-техническое обеспечение, в том числе, логистика и др.).

Для реализации масштабных планов «новой индустриализации» и программ технического перевооружения и реконструкции во всех отраслях российской промышленности на рынке востребованы комплексные инжиниринговые услуги с современными инструментами управления генподрядной деятельностью.

В данной связи создание комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования промышленной и научно-технической деятельности, направленных на укрепление промышленного потенциала страны, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях эффективного социально-экономического развития Российской Федерации; государственная поддержка инженерного образования и субъектов инжиниринговой деятельности - видятся основными задачами государственной промышленной политики, в основе которой – развитие инженерной и инжиниринговой деятельности.

Особая роль в этом направлении отводится законодательному обеспечению принимаемых мер государственного воздействия, актуализации законодательства Российской Федерации, в т.ч. по принципу гармонизации его смежных отраслей с учетом практики законодательного регулирования аналогичных общественных и экономических отношений в зарубежных государствах и более эффективного анализа и применения норм международного права в сфере инженерного дела.

В Российской Федерации сегодня отсутствует федеральный закон, регулирующий инженерную и инжиниринговую деятельность. Упоминание разными нормативными правовыми актами инжиниринговых услуг не способствует формированию единой и комплексной правовой базы в названной сфере. Инженерное дело пока не получило законодательного определения и соответственно не сформированы границы его применения в правоприменительной практике.

В России зарегистрированы и работают тысячи «инжиниринговых компаний», однако инжиниринг как вид экономической деятельности до настоящего времени не получил законодательного закрепления в ОКВЭД.

 Основываясь на вышеизложенном, участники круглого стола считают необходимым:

- во всех отраслях промышленности в Российской Федерации, а также на уровне Таможенного союза и ЕЭП законодательно обеспечить возможность применения новых технологий и материалов, в том числе, посредством перехода от жесткого предписывающего метода, применяемого в существующих нормативных документах, стандартах, к гибкому параметрическому методу, применяемому в международной практике, в частности, странах ОСЭР;

- обеспечить возможность беспрепятственного доступа отечественной продукции на зарубежные рынки без двойных процедур оценки соответствия такой продукции требованиям безопасности, в частности, посредством возможности законодательного формирования в Российской Федерации органов по оценке соответствия, отвечающих всем требованиям, предъявляемым к нотифицированным органам в тех странах, которые являются основными торговыми партнерами Российской Федерации;

- усилить законодательные гарантии возможности реализации в России проектов на основе различных форм государственно-частного партнерства, стимулирующих применение новых технических решений (например, «контракт полного жизненного цикла»);

- расширить практику изучения и использования в инженерной деятельности лучших мировых стандартизированных практик и наработок, в том числе посредством унификации и гармонизации нормативных правовых документов Российской Федерации, государств-членов Таможенного союза, Единого экономического пространства с лучшими международными стандартами.

Создание 29 января 2014 года Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности обязало Временную комиссию, наряду с исполнением других полномочий, разработать соответствующие законодательные инициативы для разрешения существующих задач.

Совет Федерации способен объединить вокруг себя представителей законодательной и исполнительной власти, профессионального и экспертного сообщества, науки и образования для выработки стратегии (концепции) и действенных мер по улучшению промышленной политики через развитие законодательства об инженерной и инжиниринговой деятельности.

Учитывая значимость ускоренного и эффективного развития инженерной и инжиниринговой деятельности, участники «круглого стола» рекомендуют:

I. Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности:

а) в пределах полномочий Временной комиссии и ее членов – субъектов права законодательной инициативы - принять участие в доработке проекта федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации»;

б) приступить к разработке концепции федерального закона с рабочим названием «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации», иных законодательных актов в области инженерного дела и инжиниринговой деятельности, включая проработку внесения необходимых изменений в смежное законодательство. Организовать предварительные обсуждения концепций законопроектов в комитетах и комиссиях Совета Федерации в период весенней сессии 2015 года;

в) создать единый орган, консолидирующий силы и объединяющий стремления российского инженерного сообщества, в целях развития инженерного дела в России (по примеру Русского технического общества, изучив опыт создания и деятельности Русского географического общества и Вольного экономического общества);        

г) изучить вопрос о создании уполномоченного органа, который будет осуществлять присвоение квалификации «профессиональный инженер», проводить аттестацию инженеров, вопрос о разработке профессионального стандарта инженера;        

д) проработать вопрос о непрерывности получения специальных знаний и месте специальных предметов – физики, химии, необходимых при поступлении в технические образовательные организации высшего образования, возможности введения данных предметов в качестве обязательных на ЕГЭ, в том числе региональными законами в отдельных субъектах Российской Федерации;        

е) проработать вопрос о необходимости совершенствования законодательного регулирования вопросов создания малых инновационных предприятий образовательными организациями высшего профессионального образования, создания базовых кафедр на предприятиях;

ж) проработать вопрос о необходимости совершенствования законодательного регулирования защиты рынка интеллектуальных инжиниринговых услуг, защиты интеллектуальной собственности инженера в России;

з) проработать вопрос о необходимости законодательного регулирования страхования инжиниринговой деятельности, профессиональной ответственности инженера;

и) проработать вопрос необходимости создания единого органа, ответственного за подготовку нормативных правовых актов в области проектирования, создания и эксплуатации материальных объектов;

к) проработать вопрос о необходимости совершенствования законодательного регулирования деятельности в области оказания комплексных инжиниринговых услуг;

л) проработать вопросы совершенствования законодательного регулирования управления опасными производственными и промышленными объектами;

м) проработать вопросы совершенствования законодательного регулирования создания и деятельности профессиональных саморегулируемых организаций;

н) проработать вопрос о необходимости законодательного регулирования технологического проектирования производственных объектов;

о) проработать вопрос о системе стимулирования, мотивирования инженерно-технических кадров через систему грантов, премий;

п) проработать вопрос о проведении Всероссийского съезда инженеров в период осенней сессии 2014 года.

II. Правительству Российской Федерации:

а) доработать проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» с учетом предложений членов Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности для внесения его в Государственную Думу в период весенней сессии;

б) рассмотреть возможность проведения рабочих обсуждений и подготовки соответствующих изменений в подпрограмму «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» с учетом настоящих рекомендаций;

в) рассмотреть возможность подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации с целью эффективного развития инженерной и инжиниринговой деятельности;

г) рассмотреть возможность подготовки и внесения предложений о законодательном установлении налоговых льгот и преференций для субъектов инженерной и инжиниринговой деятельности;

д) рассмотреть возможность приведения национальных нормативов и стандартов, применяемых в инжиниринговой деятельности в соответствие с международными правилами;

е) обратить внимание на не выполнение рекомендаций парламентских слушаний «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации», проведенных Советом Федерации 21 февраля 2013 года.

III. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

а) рассмотреть вопрос о возможности предоставления в установленном порядке государственных и муниципальных преференций субъектам инженерной и инжиниринговой деятельности;

б) нормативно, в том числе законодательно, обеспечить создание условий для расширения практики предоставления инвестиционного налогового кредита субъектам инженерной и инжиниринговой деятельности.