Рекомендации
Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти Камчатского края, Сахалинской и Магаданской области, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение актуальных проблем обеспечения экологической безопасности при освоении нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе дальневосточных морей, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Советом Федерации на 2011 год предусмотрено проведение ряда парламентских мероприятий, посвященных обсуждению проблем экологической безопасности освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации. Первое из указанных мероприятий «круглый стол» на тему: «Экологически безопасные технические и технологические решения при освоении нефтяных и газовых месторождений в Баренцевом море» - состоялось 17 февраля 2011 года. На нем ввиду новизны проблемы были одновременно рассмотрены и некоторые общие вопросы освоения всего континентального шельфа Российской Федерации.
«Круглый стол» по проблемам экологической безопасности при освоении континентального шельфа дальневосточных морей, является логическим продолжением ранее проведенного обсуждения и также затрагивает часть общих вопросов.
В настоящее время на шельфе России выявлено более 20 крупных перспективных нефтегазоносных бассейнов, открыто 36 месторождений, в том числе на северо-восточном шельфе Сахалина крупные: Лунское, Южно-Киринское, Киринское, Пильтун-Астохское, Чайвинское, Одоптинское и Аркутун-Дагинское.
Опыт освоения морских сахалинских нефтегазовых месторождений показывает, что разведка и подготовка к разработке запасов углеводородов континентального шельфа в суровых климатических условиях является длительным процессом, а принимаемые технические и технологические решения должны обеспечивать максимальную экологическую безопасность и сохранение уникальной природной среды.
Дальневосточные моря Берингово, Охотское и Японское, омывающие побережье Дальнего Востока России, отделяются от открытых вод океана дугами Алеутских, Командорских, Курильских и Японских островов. Для рельефа дна этих морей характерно наличие замкнутых глубоких котловин.
На островных дугах, в восточной части Камчатки и в прилегающих акваториях происходят интенсивные тектонические движения, которые сопровождаются землетрясениями, моретрясениями и активной вулканической деятельностью. Северная часть Берингова моря относится к субарктическому поясу, а преобладающая южная часть дальневосточных морей России лежит в пределах умеренного климатического пояса.
Дальневосточные моря отличаются высокой биологической продуктивностью. Здесь добывается более 60% морских водных биологических ресурсов России.
Перспективы изучения и освоения нефтегазовых ресурсов дальневосточного шельфа определены отраслевой (Минприроды России) «Программой регионального геологического изучения нефтегазоносности и недропользования на континентальном шельфе РФ до 2020 года», а также одобренной Правительством Российской Федерации "Энергетической стратегией России на период до 2030 года".
"Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» освоение Сахалинского шельфа определено в качестве Центра нефтегазодобычи на территории Дальнего Востока.
В Сахалинской области и на прилегающем шельфе открыто 79 месторождений нефти и газа (13 на шельфе и 66 на суше). Суммарные промышленные извлекаемые запасы нефти и конденсата составляют 710 млн.т., запасы природного и растворенного газа - 1,7 трлн. куб.м. Возможные извлекаемые ресурсы нефти и конденсата оцениваются в 1,7 млрд.тонн, газа - 3,7 трлн.куб.м.
В настоящее время на территории острова Сахалин и прилегающей акватории добычей углеводородов занимаются 5 компаний: на суше - ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», ЗАО «Петросах», областное государственное унитарное предприятие «Сахалинская нефтяная компания»; на шельфе - компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (проект «Сахалин-1»), компания «Сахалинская Энергия» (проект «Сахалин-II»).
В 2010 году добыча нефти и конденсата составила 14,8 млн. тонн, из них 88% - шельфовые проекты. Добыча газа, без учета сожженного попутного нефтяного газа, составила 24,3 млрд. куб. м. Динамика добычи имеет тенденцию к росту. Вместе с тем следует отметить, что в 2010 году сожжено на факеле природного и попутного нефтяного газа 740 млн. куб. м.
Проект «Сахали́н-I» - ориентирован на разработку нефти и газа на северо-восточном шельфе острова (месторождения Чайво, Одопту-море и Аркутун-Даги). Извлекаемые запасы оцениваются в 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. куб.м. природного газа. Оператором проекта является компания
«Эксон-Мобил» (доля участия 30%), другие участники Консорциума - ОАО «НК «Роснефть» (20%), индийская ОНГК (20%) и японская СОДЕКО (30%).
Соглашение о разделе продукции (СРП) с международным консорциумом по проекту «Сахалин-1» было подписано 30 июня 1995 года, в октябре 2005 года началась добыча нефти и газа на месторождении Чайво. В сентябре 2010 года начата промышленная добыча нефти на месторождении Одопту. В настоящее время готовится освоение месторождения Аркутун-Даги.
Проект «Сахалин-II» предусматривает разработку Пильтун-Астохского (нефтяного с попутным газом) и Лунского (преимущественно газового месторождения с попутным газовым конденсатом и нефтяной оторочкой). Общие извлекаемые запасы составляют 182,4 млн. т нефти и 633,6 млрд. куб. м газа. Производственные показатели проекта предусматривают ежегодно экспорт 8 млн. тонн нефти и 9,6 млн. тонн сжиженного природного газа (СПГ).
Оператор проекта «Сахалин--II» компания «Сахалинская Энергия», её акционеры - ОАО «Газпром» (с апреля 2007 года 50% + 1 акция), «Шелл» (27,5% - 1 акция), «Мицуи» (12,5%) и «Мицубиси» (10%).
Реализация проекта началась в 1996 году, добыча в 1999 году. Нефть и газ транспортируются по 800-километровым трубопроводам в п. Пригородное на Южном Сахалине к заводу по производству СПГ и терминалам отгрузки нефти и СПГ. Мощность завода СПГ - 9,6 млн. тонн, что составляет 5% его мирового производства. Первая партия СПГ отгружена в марте 2009 года. Пуск завода и ввод в эксплуатацию уникального Лунского газового месторождения позволили вывести Россию в число крупнейших, стабильных поставщиков энергоресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проект «Сахалин-III» - (Венинский блок) реализуется на стадии геологоразведочных работ компанией «Венинефть» (учредители ОАО «НК «Роснефть» и китайская компания «Синопек»). Открыты два новых месторождения Северо-Венинское и Ново-Венинское.
Киринский, Восточно-Одоптинский и Айяшский блоки проекта «Сахалин-III» по распоряжению Правительства РФ переданы ОАО «Газпром».
Проект «Сахалин-IV» - реализуется компанией «Запад-Шмидт Нефтегаз» на Западно-Шмидтовском лицензионном участке (учредители ОАО «НК «Роснефть» и корпорация «Би-Пи»). Проведены геологоразведочные работы и аудит ресурсов нефти и газа.
Проект «Сахалин-V» - реализуется компанией «Восток-Шмидт Нефтегаз» на Восточно-Шмидтовском лицензионном участке (учредители ОАО «НК «Роснефть» и корпорация «Би-Пи»). Проведены геофизические исследования, инженерно-геологические изыскания, аудит ресурсов нефти и газа. В связи с незначительными запасами и прогнозными ресурсами лицензии на Западно-Шмидтовский и Восточно-Шмидтовский участки возвращены в Федеральное агентство по недропользованию.
В рамках проекта «Сахалин-V» компанией «Элваринефтегаз» на Кайганско-Васюканском лицензионном участке открыто нефтегазоконденсатное месторождение Кайганско-Васюканское-море. В настоящее время продолжаются геологоразведочные работы.
Проект «Сахалин-VI» - реализуется компанией «Петросах» (в собственности российской компании «Юралс Энерджи»). На Пограничном участке прекращены геологоразведочные работы ввиду истечения срока действия лицензии.
В текущем десятилетии планируется дальнейшее развитие нефтегазового комплекса на шельфе острова Сахалин, в результате чего к 2025 году ожидается увеличение добычи нефти и конденсата до 30,7 млн. тонн и добычи газа до 72,9 млрд. куб. м .
Другие потенциальные нефтегазовые проекты возможны по результатам выполняемых геологоразведочных работ на Западно-Камчатском шельфе (ОАО "Газпром"), а также после лицензирования и ожидаемого открытия промышленных месторождений на Магаданском шельфе Охотского моря. Суммарные извлекаемые прогнозные ресурсы углеводородов Западно-Камчатского шельфа оцениваются в 1,5 2,2 млрд. тонн нефтяного эквивалента (н.э.), Магаданского шельфа 1,3 2,0 млрд. т. н.э.
К настоящему времени выполнены крупные объемы сейсмогеологических работ на Западно-Камчатском шельфе; в 2012 году намечается бурение поисковых скважин. Участки Магаданского шельфа подготовлены к лицензированию.
На шельфе Берингова моря по результатам геофизических исследований прогнозируются достаточно крупные перспективы на нефть и газ площадей, примыкающих к восточному побережью Северной Камчатки и Чукотского автономного округа.
Промышленная добыча углеводородного сырья на континентальном шельфе дальневосточных морей создает риск нарушения равновесия окружающей природной среды в районах проведения работ и на путях транспортировки нефтепродуктов. Это усугубляется тем, что дальневосточные моря России характеризуются низким уровнем интенсивности естественной биологической очистки, что в случае аварийных разливов нефти может привести к длительному загрязнению морской воды, донных отложений и атмосферы.
Поэтому необходимо создание высокочувствительной системы государственного экологического, метеорологического и сейсмологического мониторинга, а в федеральных законах и нормативных правовых актах закрепить следующие требования к добывающим компаниям:
- обязательное проведение гидрометеорологической экспертизы проектируемых и действующих объектов и использование системы гидрометеорологического обеспечения как обязательного условия работы;
- обязательность включения в проекты по обустройству месторождений полезных ископаемых и технические проекты по транспортировке сырья, нормы об открытии пунктов комплексных гидрометеорологических и экологических наблюдений состояния окружающей среды;
- проведение научных экспедиционных исследований, наблюдений и изысканий, направленных на изучение гидрометеорологического режима и уровней загрязнения морской среды;
- внедрение комплексной системы безопасности освоения минерально-сырьевых ресурсов с целью минимизации рисков возникновения нештатных и аварийных ситуаций;
- развитие международного сотрудничества в сфере комплексного мониторинга текущей экологической ситуации и обеспечения готовности сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуации.
Проблема нефтяного загрязнения морей представляет наибольшую угрозу для здоровья людей и сохранения морских экосистем, а ликвидация последствий загрязнения требует привлечения огромных финансовых и материальных средств, в связи с чем, необходимо внедрение механизмов экологической ответственности, направленных на предупреждение и ликвидацию вреда, причиненного морской, геологической средам континентального шельфа и прибрежных районов, в том числе введение обязательного страхования рисков причинения вреда окружающей среде.
Однако созданная в Российской Федерации законодательная база, как для предотвращения техногенных загрязнений, так и для принятия мер по их ликвидации, является недостаточной, что требует совершенствования нормативно-правового обеспечения экологического аудита; оценки экологических рисков и причиненного экологического вреда.
Вместе с тем, в России разработаны современные технические средства из эластичных материалов для утилизации разливов нефти, в том числе купольными системами с установкой непосредственно над местом утечки нефти из аварийных скважин или трубопроводов на морском дне, позволяющие откачивать и локализовать глубоководные разливы. Такие системы позволяют полностью локализировать утечки нефти при масштабных авариях, подобных аварии в Мексиканском заливе весной 2010 года.
Для целей оперативного и эффективного реагирования на нефтеразливы необходимо разграничить функции и полномочия соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти, устранив излишние административные барьеры; более четко определить порядок подготовки и привлечения аварийно-спасательных формирований к оперативной локализации и ликвидации разливов нефти, обеспечивающий консолидацию всех имеющихся в зоне разлива сил и средств, вне зависимости от их принадлежности для проведения полномасштабных ликвидационных работ.
Подчеркивая важность обеспечения экологической безопасности при освоении континентального шельфа дальневосточных морей, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Учесть, что в рекомендациях «круглого стола» проведенного в Совете Федерации 17 февраля 2011 года на тему «Экологически безопасные технические и технологические решения при освоении нефтяных и газовых месторождений в Баренцевом море», содержатся предложения, имеющие общее значение для шельфа всех морей Российской Федерации, независимо от их географического положения.
Правительству Российской Федерации:
2. Включить в План законопроектных работ на 2012 год и ускорить подготовку проектов следующих федеральных законов:
2.1. «О защите морской среды от загрязнения при освоении месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации», в котором предусмотреть:
- четкое разграничение в указанной сфере полномочий и ответственности по уровням исполнительной власти, а также предприятий и организаций;
- введение принципа «нулевого сброса» при разведке и освоении нефтегазовых месторождений с обязательным сбором отходов производства и потребления, их вывозом для утилизации на береговых предприятиях;
- сбор и эффективную очистку всех видов сточных вод до предельно допустимых концентраций веществ;
- внедрение наилучших доступных технологий в соответствии с принципами законодательства в области охраны окружающей среды;
- создание механизма компенсации расходов на несение государственной аварийно-спасательной готовности и проведение операций по ликвидации разливов нефти в море, включая повышение технической оснащенности аварийно-спасательных формирований;
- повышение административной и уголовной ответственности за вред морской экосистеме, возникающий при освоения шельфовых месторождений;
- создание комплексной системы мер по обеспечению безопасности морских экосистем.
2.2. «Об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев, эксплуатирующих морские суда и суда внутреннего водного транспорта, за причинение вреда окружающей среде».
2.3. «О внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации» в части:
- стимулирования осуществления хозяйствующими субъектами добровольного страхования рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- введения льготного налогообложения и кредитования предприятий, осуществляющих активные инвестиции в новые природоохранные технологии по обозначенным Правительством Российской Федерации направлениям, а также связанные с непосредственной разработкой и производством специальной техники, позволяющей максимально минимизировать ущерб от техногенного воздействия на природную среду;
- разработки и принятия специальных технических регламентов требования безопасности к проектированию, изготовлению, строительству и эксплуатации нефтегазодобывающих объектов на континентальном шельфе с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- расширения полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды при реализации проектов освоения углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации;
- расширения числа российских компаний - пользователей недр на континентальном шельфе Российской Федерации;
- учета репутации недропользователей в вопросах охраны окружающей среды и экологической безопасности при предоставлении права на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых;
- включения федерального органа исполнительной власти в области рыболовства в перечень государственных организаций, согласовывающих условия недропользования при выдаче лицензий на разработку полезных ископаемых на водных объектах;
- обязательности выполнения мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов за счет собственных средств субъектов предпринимательской деятельности;
- предупреждения попадания чужеродных организмов в морскую среду при сбросе балластных вод и обязательности соответствующего мониторинга;
- разрешения гражданам иностранных государств участвовать в спасательных операциях на территории Российской Федерации.
3. Рассмотреть вопрос о разработке Национальной концепции охраны водных биологических ресурсов в условиях интенсивного промышленного освоения нефти и газа во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации.
4. Продолжить совершенствование нормативных правовых актов, направленных на:
- уточнение и пересмотр в сторону увеличения уровня сейсмической опасности территорий приморских субъектов Российской Федерации и морей Дальнего Востока с учетом происходящих в регионе катастрофических землетрясений и цунами;
- повышение эффективности аварийно-спасательной готовности, в том числе введение в действие единой методики расчета достаточности сил и средств ликвидации разливов нефти, а также солидарной ответственности аварийно-спасательного флота совместно с организациями, допустившими разливы нефти и нефтепродуктов, опасных и вредных веществ, в случаях, когда бездействие или непрофессиональные действия персонала аварийно-спасательного флота привели к значительному увеличению размера ущерба для окружающей среды и третьих лиц;
- создание специализированного страхового фонда по ликвидации последствий и компенсации от аварий, связанных с промышленным освоением континентального шельфа;
- заключение международного соглашения по экологической безопасности работ по освоению нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе дальневосточных морей;
- упорядочивание паспортизации отходов и процедуры получения паспортов на отходы, не включенные в Федеральный классификационный каталог отходов;
- поддержку приоритетных направления инвестиционной деятельности в области применения новых и «зеленых» технологий при производстве геологоразведочных работ и разработке природных ресурсов на континентальном шельфе;
- установление порядка выделения резервных средств морским аварийно-спасательным формированиям в кратчайшее время, а также процедур подачи запроса, получения выплат и отчетности.
5. Рассмотреть вопрос о целесообразности разграничения зоны ответственности между Госморспасслужбой России и МЧС России за ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов на морских объектах;
6. Учитывая актуальность и эффективность космического мониторинга территории Российской Федерации и ее морских акваторий, рассмотреть вопрос об ускорении наращивания на околоземной орбите группировки российских космических аппаратов и организации постоянного космического мониторинга в сфере природопользования и экологии на территории Российской Федерации и ее морских акваториях на принципах государственно-частного партнерства (в том числе с использованием информации зарубежных спутников), c созданием при Правительстве Российской Федерации (или Президенте Российской Федерации) межведомственной комиссии по управлению космическим мониторингом и использованием его результатов законодательными, исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, недропользователями, компаниями (организациями) и гражданами Российской Федерации.
Органам власти приморских субъектов Российской Федерации:
7. Разработать проект концепции федерального закона «Об охране водных биологических ресурсов Охотского моря» на основе природно-хозяйственного районирования с целью закрепления особых правовых режимов для отдельных участков акватории, обеспечивающих экологически устойчивое и экономически эффективное использование природно-ресурсного потенциала с приоритетом сохранения запасов водных биоресурсов и развития рыбной отрасли.
8. Подготовить предложения по включению в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в качестве отдельной подпрограммы, разработанной Дальневосточным отделением Российской академии наук программы «Современные технологии экологической безопасности дальневосточных морей в целях устойчивого социально-экономического развития Дальнего Востока».
9. Оказывать содействие инвесторам и операторам проектов освоения и разработки месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе в реализации экологических программ и планов при разведке и разработке месторождений углеводородного сырья.
Компаниям-недропользователям и научным организациям:
10. Ускорить создание технологии прогнозирования распространения аварийных разливов нефти в дальневосточных морях, разработку и внедрение оперативного прогноза гидрометеорологических условий с целью их использования при подготовке планов природоохранных мероприятий и планов ликвидации аварийных разливов нефти.
11. При подготовке планов ликвидации аварийных разливов нефти и организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов учитывать, прежде всего, расположение наиболее уязвимых, особо ценных акваторий моря (особо охраняемых природных территорий, места воспроизводства, зимовки, массовых скоплений и путей миграции водных биоресурсов), отдавая приоритет их защите от негативного влияния возможных аварийных ситуаций.
12. Российской академии наук совместно с компаниями, участвующим в геологическом изучении и добыче углеводородов на континентальном шельфе, создать Совет экспертов по оценке эффективности препаратов по очистке экосистемы от разливов нефти и нефтепродуктов.
13. Компаниям, участвующим в геологическом изучении и добыче углеводородов на континентальном шельфе, совместно с проектными организациями и предприятиями - производителями нефтегазового оборудования создать координационный центр в сфере планирования, проектирования, производства, модернизации и обслуживания специальной техники для собственных морских проектов.
14. Рекомендовать при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, обеспечивающих освоение нефтяных и газовых месторождений континентального шельфа, включая порты, терминалы и системы их обслуживания, учитывать требования экологической безопасности на основе следующих принципов:
- принципа «нулевого сброса»;
- предупреждения и/или снижения риска возникновения негативного воздействия с принятием превентивных мер;
- непрерывного улучшения используемых технологий, накопления знаний, информации, использования наилучшей природоохранной практики и наилучших доступных технологий;
- унификации и многоцелевого использования техники и технологий, необходимой для обеспечения взаимодействия с техникой и технологиями других компаний, в том числе зарубежных, при оказании взаимопомощи и выполнении спасательных операций.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
15. Ускорить разработку проекта федерального закона «Об обязательном экологическом страховании» и подготовить предложения по развитию нормативно-правового обеспечения экологического аудита.
16. Считать проекты федеральных законов, направленные на решение вопросов освоения континентального шельфа Российской Федерации, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.
Председатель Комитета Совета Федерации |
Председатель |
Председатель |
В.П. Орлов |
Н.И.Рыжков |
В.А.Попов |