Рекомендации
Участники «круглого стола», организованного Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды в рамках Петербургской экологической недели (17 - 25 марта 2011 года) с участием членов Совета Федерации, представителей законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, научных и общественных организаций, отмечают следующее:
Мероприятие подготовлено и проведено Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с компанией «Зеленый город» при поддержке Правительства г. Санкт-Петербурга. В дискуссии участвовали ведущие специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, Центра гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Санкт-Петербурга, Главной геофизической обсерватории, администрации Колпинского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга и других учреждений.
Разработка и соблюдение экологических и санитарно-гигиенических норм и требований при обосновании порядка использования и развития промышленных зон мегаполисов становится основой для развития современных городов и улучшения условий жизни большинства населения в России и других странах.
В настоящее время в Российской Федерации непосредственно в санитарно-защитных зонах городов и поселений проживает от 4 до 7% населения страны (около 10 миллионов человек), условия жизни которых зачастую не соответствуют действующим экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Поэтому в целях обеспечения конституционного права населения на безопасную среду обитания необходимо переселять местное население в места безопасного проживания, проводить перепрофилирование или перенос заводов и вредных производств в другие зоны или регионы, а также своевременно осуществлять глубокую модернизацию действующих и строительство новых предприятий на основе наилучших доступных технологий. Реализация инвестиционной политики в модернизации действующих производств и строительство новых предприятий должна осуществляться с учетом требований санитарно-гигиенического и экологического законодательства, а также накопленного российского и зарубежного опыта разработки проектов единых санитарно-защитных зон.
Правовые основы для определения и установления промышленных и санитарно-защитных зон содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральном законе от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и других.
Однако существующая законодательная база в неполной мере обеспечивает учет санитарно-гигиенических и экологических требований при формировании инвестиционной политики, направленной на снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в условиях модернизации российской промышленности. При этом необходимо учитывать, что наличие санитарно-защитных зон предприятий накладывает ограничения на использование территорий (субъектом Российской Федерации) для иных целей, так как уровень воздействия факторов среды обитания не допускает возможность ведения ряда установленных законодательством видов хозяйственной деятельности.
Действующее законодательство не предусматривает перечень требований к эколого-гигиеническому обоснованию генеральных планов развития субъектов Российской Федерации. Это приводит к тому, что при разработке генеральных планов не в полном объеме учитываются особенности градостроительной ситуации, функционального зонирования территории и планировочных ограничений. В стране отсутствует единая концепция эколого-гигиенических требований к размещению предприятий и развитию производственных зон.
В настоящее время федеральным законодательством предусматриваются только общие требования, которые определяют необходимость эколого-гигиенического обоснования развития и функционирования производственных зон. При этом полномочия субъекта Российской Федерации не предусматривают возможность реализации права разработки и утверждения порядка эколого-гигиенического обоснования развития и функционирования производственных зон, расположенных на территориях этого субъекта Российской Федерации.
В российском правовом поле отсутствует норма, определяющая порядок формирования производственных зон и групп промышленных предприятий с учетом эколого-гигиенического и технологического нормирования. Наличие такой нормы позволит разрабатывать полноценный экологический раздел генеральных планов развития территорий, обосновывать и реализовывать кластерные схемы развития производственных зон, а также определять приоритеты инвестиционной политики субъекта Российской Федерации.
До сих пор не разработан механизм эколого-гигиенического квотирования и ответственности за обеспечение планировочных ограничений, в том числе и санитарно-защитных зон. Разработка такого механизма позволит создать «прозрачный» и понятный инвестиционный процесс освоения производственных зон.
Также отсутствует система и механизм принуждения предприятий к максимально возможному сокращению санитарно-защитных зон посредством внедрения наилучших доступных технологий, позволяющих предотвратить и/или максимально сократить выбросы/сбросы и образование отходов в результате хозяйственной деятельности.
Многие из упомянутых проблем успешно решаются на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Так, положительный опыт в сфере создания правовых и организационных условий для решения проблем населения, проживающего в санитарно-защитных зонах, накоплен в г. Санкт-Петербурге: Правительством города эффективно использовались такие механизмы, как разработка кластерных схем развития производственных зон, правил землепользования и застройки городов, проектов единых санитарно-защитных зон и групп промышленных предприятий, генеральных схем санитарной очистки поселений от отходов, разрабатывались мероприятия по очистке от вредных выбросов/сбросов. Это позволило сократить долю населения, проживающего в санитарно-защитных зонах, с 6,4 % в 2005 году (302605 чел.) до 3,9 % в 2010 году (178705 чел.); при этом количество населения, ежегодно переселяемого в городе за пределы санитарно-защитных зон, увеличилось с 8,5 до 20,8 тыс. чел.
В целях решения проблем нормативно-правового регулирования в области развития промышленных зон мегаполисов участники «круглого стола» приняли следующие рекомендации:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1.1. Считать проекты федеральных законов, направленных на решение вопросов по разработке, унификации и соблюдению экологических и санитарно-гигиенических норм и требований при обосновании порядка использования и развития промышленных зон мегаполисов, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Разработать концепцию эколого-гигиенических требований к размещению предприятий и развитию производственных зон, предусматривающую меры по унификации и гармонизации нормативно-правовой базы в области размещения предприятий и производственных зон.
2.2. Разработать и внести в установленном порядке изменения в действующее законодательство в части наделения субъектов Российской Федерации правом разработки и утверждения порядка эколого-гигиенического обоснования развития и функционирования производственных зон, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
2.3. Поручить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству регионального развития и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации: совместно разработать и принять в установленном порядке методику эколого-гигиенического квотирования и обеспечения ответственности при реализации кластерных схем развития производственных зон, включая введение планировочных ограничений в процессе обоснования и создания санитарно-защитных зон вокруг производственных предприятий.
3. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
3.1. Разработать и внести в установленном порядке изменения и дополнения в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» (ред. от 09.09.10) в части учета особенностей формирования производственных зон и групп промышленных предприятий в условиях перехода к эколого-гигиеническому квотированию и технологическому нормированию производств при создании кластерных схем развития производственных зон.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
4.1. Активизировать работу по созданию организационных, правовых и финансово-экономических условий для перехода предприятий на технологическое нормирование на основе наилучших доступных технологий с учетом сокращения санитарно-защитных зон в промышленных мегаполисах.