31 марта 2011 года в Совете Федерации Комитет СФ по образованию и науке под председательством Юрия Солонина провел «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение организации конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР): проблемы и пути их решения».
Открыл заседание «круглого стола» первый заместитель Председателя Совета Федерации А.П. Торшин. Он напомнил, что особое внимание проблемам правоприменительной практики Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» уделил Президент России Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию. Ситуация уже «вышла за грань разумного», однако, заметил А.П. Торшин, проблемы с 94 ФЗ до сих пор остаются нерешенными.
Многочисленные обращения представителей научного сообщества страны свидетельствуют, отметил А.П. Торшин, о необходимости скорейшего разрешения ситуации на законодательном уровне. Некоторые положения закона парализуют работу научных организаций, заставляя закупать дешевые, но непригодные для исследований и научных экспериментов материалы, инструменты, реактивы и т. д.
«В открытом письме главе государства, которое подписали свыше трех тысяч российских ученых, подчеркивается острота проблемы. Инициативная группа этих ученых находится сегодня в зале, и они, я надеюсь, обязательно скажут свое слово. Надеюсь, что заседание «круглого стола» позволит выработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства в части размещения заказов на выполнение НИОКР, найти законодательные решения, которые позволят в ближайшее время снять остроту возникшей ситуации», — сказал, открывая заседание, первый вице-спикер Совета Федерации А.П. Торшин.
***
Заседание «круглого стола» вел председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Ю.Н. Солонин. С основными докладами выступили председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям В.А. Черешнев и замминистра экономического развития Российской Федерации А.Е. Лихачев. Также была изложена позиция ФАС, научно-исследовательских и инновационных организаций.
Кардинально изменить законодательную систему в отношении науки и научной деятельности призвал глава профильного комитета Госдумы В.А. Черешнев. Вызывает вопросы адекватность законодательной базы, если для принятия нормативно-правовых основ по «Сколково» пришлось внести изменения в 102 федеральных закона, заметил он. Депутат В.А. Черешнев считает целесообразным отменить действие норм 94 ФЗ на научно-инновационную деятельность. Конкретное предложение, которое он озвучил, — поднять со 100 до 500 тысяч рублей планку для без конкурсного приобретения необходимых материалов и комплектующих научными организациями.
Также В.А. Черешнев предложил отметить в итоговых рекомендациях тот факт, что Министерство экономического развития Российской Федерации не решило поставленной перед ними задачи по корректировке закона о госзакупках.
В свою очередь, замминистра экономического развития Российской Федерации А.Е. Лихачев сообщил о разработанных и уже направленных на согласования в необходимые ведомства поправках к 94 ФЗ. Он уверен, что поправки повысят эффективность 94 ФЗ, необходимого для рачительного отношения к бюджетным средствам. А.Е. Лихачев отметил, что среди поправок есть практически «революционного характера», предлагающие новые способы, методы и формы размещения госзаказов. Задача на сегодняшний день найти консенсус и получить все необходимые согласования и одобрения, подчеркнул А.Е. Лихачев.
В настоящее время идет непростая и масштабная дискуссия о судьбе федерального закона, регламентирующего порядок размещения государственных заказов, но закон необходим, убежден замминистра. «Под мелкие закупки на практике уходят не мелкие, а весьма большие деньги», — заметил А.Е. Лихачев, выступая на «круглом столе» в Совете Федерации.
***
Выступающие констатировали чрезвычайную актуальность проблемы корректировки закона о госзакупках, отмечая, что в данном случае именно законодательная база мешает развитию инновационной деятельности. Участники «круглого стола» высказывали конкретные предложения по совершенствованию законодательства в части размещения заказов на выполнение НИОКР, законодательного обеспечения организации конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совершенствования конкурентных процедур в сфере НИОКР и высоких технологий, финансирования фундаментальных научных исследований.
По итогам «круглого стола» были приняты развернутые рекомендации в адрес исполнительной и законодательной ветвей власти, которые будут доработаны с учетом прозвучавшей на заседании информации, многочисленных замечаний и предложений.
Рекомендации
Участники «круглого стола», обсудив проблемы законодательного обеспечения организации конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), отмечают.
Сегодня перед Россией стоит задача масштабной технологической модернизации, которая должна затронуть все секторы российской экономики и социальной сферы. Для достижения этой цели требуется решение целого ряда задач, включая радикальное повышение эффективности расходования выделяемых на поддержку науки средств, концентрацию научного потенциала на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, формирование инструментов и механизмов взаимодействия всех участников инновационного процесса.
Несмотря на рост государственных расходов на научные исследования, одной из проявившихся в последнее время проблем модернизации страны стал дефицит инновационных проектов, готовых к коммерциализации и способных впоследствии обеспечить технологический рывок. О том, что в области НИОКР, реализуемых за государственный счет, результативность крайне низкая, свидетельствует незначительный удельный вес нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок. По этому показателю Россия отстает от своих конкурентов даже не в разы, а на порядок.
Причиной низкой результативности научно-технического комплекса страны в ряде случаев являются законодательные проблемы, связанные с недостатками применяемой системы планирования, размещения и исполнения НИОКР для государственных нужд, включая отбор исполнителей, организацию финансирования и контроля за исполнением НИОКР, своевременное выявление патентоспособных результатов интеллектуальной деятельности, разграничение прав на них между государством и исполнителем НИОКР, закрепление прав на них и коммерциализацию.
В действующем законодательстве вопросы организации конкурсов на НИОКР регламентируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94‑ФЗ).
Основными достоинствами Федерального закона № 94-ФЗ являются открытость, прозрачность и конкурентность используемых процедур. Указанный Закон построен на модели, предполагающей презумпцию добросовестности поставщика и недобросовестности заказчика. В нем вместо административной предварительной квалификации закреплен принцип экономической предквалификации. Это проявляется в том, что ценовой критерий является доминирующим, а значимость критериев, определяющих функциональные характеристики и качество продукта, не может даже в предельном случае быть более чем 45 процентов.
Однако при размещении заказов на НИОКР определяющим должен являться не критерий цены. Важно обеспечить создание конкурентного изделия или технологии с уникальными свойствами, а не получить уже известный результат. Это в полной мере относится также к процедурам закупки материалов и оборудования, используемых для исследований и разработок.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2011 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил: «Я не буду сейчас «демонизировать» известный всем 94-й закон, его все критикуют, но ситуация действительно уже вышла за грань разумного. Заложенные в нем цели, к сожалению, во многом остались декларациями Пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках более продуманной и более современной». Обращаясь к этой проблеме на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое состоялось 29 ноября 2010 года, Д.А. Медведев уточнил: «Положительный эффект, который достигается при закупках простых и типовых товаров, существенно перекрывается потерями, которые возникают от приобретения инновационной, технически сложной, уникальной продукции Есть сложные комплексные проекты. В начальный период их реализации крайне трудно сформулировать все потребности в государственных закупках, вписаться в те процедуры, которые сейчас предусмотрены законом. Поэтому необходимо ввести в практику государственных закупок специальные процедуры, которые должны учитывать специфику инновационной продукции. Без этого не обойтись. Она не укладывается в общие рамки. Это другая продукция, отличная от стандартной продукции».
В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Правительство Российской Федерации разрабатывает концепцию новой редакции Федерального закона № 94-ФЗ, учитывающую накопленный опыт и отвечающую задачам модернизации и инновационного развития экономики страны.
Участники «круглого стола» считают, что положения Федерального закона № 94-ФЗ, регламентирующие порядок размещения заказов на НИОКР и их исполнения, требуют существенной доработки, учитывающей специфику и критерии эффективности научной и научно-технической деятельности.
Ключевой проблемой действующего законодательства при размещении заказов на НИОКР для государственных нужд является некорректное распространение критериев Федерального закона № 94-ФЗ, успешно работающих на рынке простых товаров, на область научной и научно-технической деятельности. Неверно выбранные критерии в условиях отмены аккредитации научных организаций и отсутствия лицензирования научной деятельности привлекают на рынок НИОКР недобросовестных исполнителей.
Действующие процедуры размещения заказов на НИОКР не создают механизмов выявления и отсечения некомпетентных участников торгов. Это дает свободу действий недобросовестным исполнителям, активно использующим демпинг для доступа к государственным заказам, увеличивает экономические риски государства.
Кроме того, применение норм Федерального закона № 94-ФЗ при выборе исполнителей НИОКР зачастую приводит к тому, что отдельные стадии НИОКР выполняются разными исполнителями по разным госконтрактам, что не обеспечивает преемственность результатов, ведет к дублированию работ.
Для повышения эффективности размещения заказов на НИОКР целесообразно предусмотреть установление квалификационных требований к участникам размещения заказа с четким разграничением квалификационных требований на стадии допуска и на стадии оценки заявок участников при одновременном повышении независимости отбора победителей и независимости приемки результатов НИОКР.
Для оценки квалификации участника конкурса могут использоваться следующие показатели:
научный задел (наличие у исполнителя научной (научно-технической) школы по тематике исследования (разработки), количество НИОКР, выполненных по заданному направлению научной (научно-технической) деятельности, абсолютный и относительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, отнесенный к численности исследователей; публикационная активность организации, наличие у участника конкурса работ с высоким индексом цитирования, наличие объектов интеллектуальной собственности по тематике работ (патенты, свидетельства, товарные знаки и др.);
наличие собственного технологического оборудования и производственных мощностей, квалифицированного персонала, системы управления качеством, наличие сертификатов и лицензий, необходимых для выполнения определенных видов работ;
квалификация исполнителей (численность исследователей в штате организации, непосредственно занятых в выполнении работ, численность сотрудников, имеющих ученую степень доктора и кандидата наук по тематике работ, в штате организации).
Первым шагом для оценки квалификации участников конкурсов на НИОКР явилось бы закрепление в Федеральном законе от 23 августа 1996 года № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» четких качественных и количественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям, отражающих специфические особенности научной организации. С этой целью в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 280839-5 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (в части уточнения понятия «научная организация»). Законопроектом предусматривается, что научной признается организация, в организационной структуре которой предусмотрен ученый (научный или научно-технический) совет; объем выполняемой научной и (или) научно-технической деятельности составляет не менее 50 процентов от общего объема выполняемых организацией работ; организация осуществляет подготовку научных кадров. Принятие указанной правовой нормы позволило бы использовать ее в качестве предквалификационного критерия для допуска организации к конкурсам на выполнение НИОКР для государственных нужд, а также создало бы правовые предпосылки для отказа в будущем от конкурсных процедур при определении соисполнителей НИОКР из числа научных учреждений.
Кроме того, подходы к выбору конкретных механизмов размещения госзаказов на НИОКР должны дифференцироваться в зависимости от видов выполняемых работ. При этом размещение заказов на проведение фундаментальных исследований должно быть выведено из-под действия Федерального закона № 94‑ФЗ, а их финансирование должно осуществляться на основе субсидий (грантов), распределяемых с учетом заключений независимых экспертных советов.
В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предполагающий включение в Федеральный закон № 94-ФЗ отдельной главы, регламентирующей особенности размещения заказов на научно-исследовательские работы. Законопроект предусматривает возможность для заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса, а также вводит институт независимой экспертизы для отбора победителей и приемки результатов научно-исследовательских разработок. Однако область регулирования законопроекта ограничена исключительно научно-исследовательскими работами со стоимостью более 7 млн. рублей.
Следует отметить, что низкая результативность НИОКР во многих случаях связана с отсутствием практики использования на этапе формирования технических заданий объективных данных о возможности получения конкурентоспособных результатов в данной области науки, техники и технологий. Для обеспечения высокой эффективности государственных расходов на НИОКР госзаказчик при проведении конкурса на НИОКР должен, опираясь на результаты патентных исследований, иметь ясное представление о том, какие результаты должны быть получены или могут быть получены по теме исследований и разработок. В настоящее время нормативные правовые акты, обязывающие заказчиков осуществлять проведение патентно-информационных исследований до формирования тематики и объявления конкурсов на выполнение НИОКР, а также в ходе выполнения НИОКР для обеспечения правовой охраны вновь создаваемых результатов интеллектуальной деятельности, не разработаны.
Участники «круглого стола» отмечают, что принципиальное значение для повышения эффективности научной и научно-технической деятельности имеет изменение норм действующего законодательства, регламентирующих сроки, порядок и объем авансирования заказов, а также порядок закупки оборудования и материалов для выполнения НИОКР. В настоящее время эти нормы абсолютно не учитывают специфики научной работы. Выстроенная логика организации бюджетного процесса, направленность учетной политики и мер формирования конкурентной среды не способствуют эффективному функционированию государственного сектора науки. Напротив, принимаемые меры в ряде случаев парализуют исследования и разработки. Прежде всего, это относится к разработанной в соответствии с частью 61 статьи 10 Федерального закона № 94‑ФЗ и введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 года № 601 номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.
До утверждения указанной номенклатуры под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами в соответствии с частью 19 статьи 65 Федерального закона № 94-ФЗ понимались «аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми». Приведенные принципы не соблюдены при разработке утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 года № 601 номенклатуры, которая содержит укрупненные группы товаров, работ, услуг (так, например, в одну позицию объединены «услуги по научным исследованиям»), невзаимозаменяемых и существенно отличающихся друг от друга.
Поскольку при проведении фундаментальных научных исследований и поисковых прикладных разработок невозможно заранее спланировать все необходимые закупки, введение новой товарной номенклатуры не только привело к неоправданному усложнению процедуры и увеличению трудоемкости самой закупки по всему спектру расходных материалов и оборудования, но и лишило исследователей необходимого им маневра, возможности быстрого реагирования и изменения схемы эксперимента. Таким образом, введение новой товарной номенклатуры создает непреодолимые препятствия для нормального функционирования отечественной науки, что ведет к неизбежному снижению качества и конкурентоспособности выполняемых исследований. Для нормализации ситуации необходимо срочно внести соответствующие изменения в указанную номенклатуру, а также уточнить действующий порядок проведения закупок расходных материалов для проведения научных исследований.
Следующая проблема связана с закупками бюджетными учреждениями научных приборов и оборудования. В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 236‑р утвержден перечень товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок, сравнивать которые можно только по их ценам. Размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ и оказание таких услуг осуществляется только путем проведения аукциона. Форма его проведения согласно частям 4, 42 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ - открытый аукцион в электронной форме. В указанный перечень включены приборы для научных исследований, оборудование для контроля технологических процессов, испытательное оборудование.
Существующий регламент проведения открытого аукциона в электронной форме практически исключает участие иностранных поставщиков, тем самым для поставок зарубежного оборудования автоматически вводится институт посредников, что ведет к увеличению стоимости закупаемого оборудования на 25-30 процентов. Это первый недостаток правового регулирования и как следствие сложившейся практики. Второй недостаток заключается в том, что при таком способе закупок заказчик практически лишен возможности определять соответствие предлагаемого оборудования требованиям технического задания, что приводит к невозможности отклонить заведомо недобросовестное предложение.
Таким образом, открытый аукцион в электронной форме как способ осуществления закупок товаров указанных категорий неоправданно повышает экономические риски государства.
Принципиальное значение для обеспечения высокой эффективности научной деятельности имеет изменение порядка бюджетного финансирования выполнения НИОКР. В настоящее время конкурсные процедуры и заключение заказчиками государственных контрактов на НИОКР завершаются, как правило, не ранее II квартала. С учетом необходимости организации внутренних конкурсов продолжительность выполнения собственно исследований и разработок, испытаний лабораторных макетов и опытных образцов в рамках НИОКР сокращается от одного квартала до полугода, а иногда и более. Таким образом, действующий механизм организации НИОКР не способствует достижению прорывных научных и научно-технических результатов, устанавливая в качестве главного критерия эффективности госзаказа на НИОКР своевременную отчетность о реализации бюджетных назначений в области науки.
Для обеспечения соответствия порядка проведения НИОКР целям модернизации России необходимо на законодательном уровне принять системные меры, ограничивающие объем тендерной деятельности в государственных научных учреждениях, регламентирующие сроки и механизм подготовки заказчиками конкурсной документации для объявления конкурса на выполнение НИОКР, а также обеспечивающие возможность использования трехлетнего бюджетного планирования для переноса неиспользованных остатков бюджетных средств, выделенных на финансирование НИОКР, с текущего года на первое полугодие последующего года.
Негативное влияние на научный сектор экономики оказывает неритмичное кассовое исполнение бюджета с ограничениями в авансировании, устанавливаемыми при утверждении порядка исполнения федерального бюджета. Доля денежной массы бюджетных средств, кассовый расход которых осуществляется в конце финансового года (в IV квартале), вследствие ограничения в авансировании в течение бюджетного года превышает 40 процентов бюджетных ассигнований, выделенных на закупки для государственных нужд по наукоемкой продукции и работам с большой материалоемкостью.
По заключению Счетной палаты Российской Федерации неурегулированность порядка обеспечения оборотными средствами исполнителей работ приводит к неритмичному кассовому исполнению федерального бюджета, а установленные ограничения в авансировании работ экономически не обоснованы и вызывают необходимость использования заемных средств, что ухудшает финансовую устойчивость предприятий.
Следующей проблемой, требующей разрешения на законодательном уровне, является распространение сферы действия Федерального закона № 94‑ФЗ на привлечение соисполнителей, закупку материалов и оборудования государственными научными учреждениями по заказам, не связанным с использованием бюджетных средств, а также по грантам, предоставленным научным коллективам этих учреждений Президентом Российской Федерации и по конкурсам Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.
Нормами Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» был изменен организационно-правовой статус бюджетных организаций. В настоящее время данные учреждения вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, и самостоятельно распоряжаться такими доходами. Однако в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 94-ФЗ бюджетные учреждения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг выступают в качестве государственных заказчиков независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Указанная правовая ситуация приводит к значительным материальным и временным издержкам, а также снижает конкурентоспособность российских научных коллективов, препятствует эффективному взаимодействию государственных научных учреждений с бизнесом.
Для нормализации ситуации с реализацией в государственных научных учреждениях внебюджетных заказов и грантов необходимо принятие срочных законодательных мер.
В целях повышения эффективности государственного сектора науки и совершенствования законодательного обеспечения в области размещения заказов на НИОКР для государственных нужд и их выполнения участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1) профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации подготовить и внести в Федеральный закон № 94‑ФЗ изменения, предоставляющие право бюджетным учреждениям науки и образования распоряжаться без проведения конкурсов средствами, поступившими в виде субсидий (грантов) и (или) из внебюджетных источников;
2) в первоочередном порядке рассмотреть проект федерального закона № 280839-5 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (в части уточнения понятия «научная организация»).
2. Правительству Российской Федерации:
1) поручить Министерству экономического развития Российской Федерации доработать номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, введенную в действие приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 601, приостановив действие указанного приказа до момента доработки указанной номенклатуры;
2) рассмотреть возможность внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 236‑р, исключив из утвержденного данным распоряжением перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется только путем проведения аукциона, позиции 3313000 «Оборудование для контроля технологических процессов» и 3315000 «Приборы для научных исследований»;
3) разработать законопроект, предусматривающий внесение изменений в действующее законодательство в части размещения заказов на выполнение НИОКР для государственных нужд и их выполнение, в том числе:
а) установить квалификационные требования к участникам размещения заказа с четким разграничением квалификационных требований на стадии допуска и на стадии оценки заявок участников при одновременном повышении независимости отбора победителей и независимости приемки результатов НИОКР;
б) предусмотреть при регламентации оценки заявок отдельный учет критериев «квалификация участника конкурса» и «качество работ, услуг»;
в) снизить при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе значение показателя «цена контракта» до 30 процентов, установив при этом критерий оценки «квалификация исполнителя» не менее 20 процентов, а критерий «качество работ, услуг» на уровне 45 процентов;
г) разработать исчерпывающий перечень показателей по критериям «качество работ» и «квалификация участника конкурса», установить максимальное значение в баллах для каждого из показателей указанных критериев;
д) расширить способы размещения заказа, в том числе путем проведения многоэтапного конкурса;
е) наделить заказчика правом запрашивать разъяснения и дополнительную информацию от участника по представленной заявке, отклонять заявки на всех стадиях рассмотрения;
ж) установить необходимость обоснования участником конкурса на выполнение НИОКР предлагаемого снижения цены, если оно составляет более 10 процентов от начальной (максимальной) цены государственного контракта (цены лота);
з) установить необходимость обоснования участником конкурса на выполнение НИОКР предлагаемого уменьшения срока выполнения заказа;
и) предоставить организации исполнителю НИОКР возможность привлечения соисполнителей по отдельным этапам НИОКР без проведения конкурса при условии наличия в конкурсной заявке обоснования необходимости их привлечения, включая квалификационные характеристики соисполнителя;
й) прописать правовые механизмы, позволяющие исключать проведение государственными научными учреждениями и предприятиями конкурсов для закупки необходимых для осуществления НИОКР расходных материалов, которые не могут быть спланированы заранее и потребность в которых должна удовлетворяться оперативно;
к) исключить необходимость проведения государственным бюджетным учреждением конкурсов на привлечение соисполнителей, закупку материалов и оборудования по заказам на выполнение НИОКР, не связанным с использованием бюджетных средств, а также в случае, если выполнение НИОКР осуществляется этим учреждением за счет гранта (в том числе за счет бюджетных средств), предоставленного научным коллективам этих учреждений на выполнение НИОКР;
л) предусмотреть учет особенностей выполнения НИОКР, имеющих длительный цикл разработки, в том числе обеспечить возможности использования трехлетнего бюджетного планирования для переноса неиспользованных остатков бюджетных средств, выделенных на финансирование НИОКР, с текущего года на первое полугодие последующего года;
м) установить право научной организации подавать на конкурс более одной заявки на лот, если штатная структура указанной организации включает несколько обособленных структурных подразделений (лабораторий, секторов, отделов, факультетов, кафедр) с установленной численностью исследователей, выполняющих работы по заявленному направлению науки, техники и технологии;
4) организовать общественное обсуждение разработанного законопроекта;
5) разработать нормативные правовые акты, обязывающие все хозяйствующие субъекты, участвующие в размещении заказов на НИОКР, осуществлять проведение патентно-информационных исследований до формирования тематики и объявления конкурсов на выполнение НИОКР, а также в ходе выполнения НИОКР для обеспечения правовой охраны вновь создаваемых результатов интеллектуальной деятельности.
Председатель комитета Ю.Н. СОЛОНИН