Вел заседание член Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Александр Борисов. С докладом выступил член Комитета СФ по образованию и науке, президент Союза развития наукоградов России Валерий Сударенков.
Точку зрения Правительства РФ на перспективы совершенствования законодательной базы по наукоградам изложил Замдиректора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ Алексей Судариков. Также выступил на «круглом столе» замдиректора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Олег Бежаев.
В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, руководители наукоградов, представители профильных подразделений администрации Московской области, где расположено большинство российских наукоградов.
По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации, которые будут доработаны с учетом прозвучавших в ходе дискуссии мнений и предложений.
* * *
Открыл заседание сенатор Александр Борисов, который во вступительном слове охарактеризовал законодательную базу в части муниципального управления в наукоградах и подчеркнул законодательные проблемы, возникающие в данной сфере.
Всего в Российской Федерации статус наукоградов получили 14 муниципальных образований, основными направлениями деятельности которых являются: научно-техническая деятельность, инновационная и экспериментальная деятельность, проведение испытаний, подготовка кадров. Задачи по модернизации и инновационному развитию страны требуют учета в законодательстве вопросов развития и повышения эффективности использования научно-технического, инновационного и социального потенциала наукоградов как значимых ресурсов формирования инновационной системы.
Однако возможности реализации этих функций и развития наукоградов существенно снижаются в связи с отсутствием у муниципальных властей в наукоградах необходимых дополнительных функций и полномочий, подчеркнул член СФ Александр Борисов. «Действующее федеральное законодательство за органами местного самоуправления наукоградов не закрепляет каких‑либо дополнительных вопросов местного значения и полномочий, связанных с присвоением муниципальному образованию статуса наукограда», — отметил А.Борисов. Сенатор уверен, что в настоящий период необходимо определить особенности муниципального управления в наукоградах и в целом усовершенствовать законодательство в этой сфере.
«Компетенция местных властей в наукоградах такая же, как и во всех других муниципалитетах. Отсутствие дополнительных полномочий органов местного самоуправления наукограда на способствует развитию научно-производственного комплекса, координации усилий организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда, и органов местного самоуправления наукограда эффективному расходованию средств местного бюджета», — заметил А.Борисов.
Внесенные в последний период законодательные изменения в части муниципального управления, а также отказ от комплексных программ развития, стали, по заключению Счетной палаты РФ, причиной недостаточно эффективного расходования бюджетных средств в наукоградах, сообщил Александр Борисов.
Одним из важнейших факторов развития наукоградов, обратил внимание участников заседания А.Борисов, является система подготовки высококвалифицированных специалистов. В некоторых наукоградах, напомнил он, были открыты высшие учебные заведения. Однако внесенными изменениями в законодательство в рамках разграничения полномочий между уровнями публичной власти решение вопросов организации высшего образования выведено из компетенции муниципальных образований. Применительно к наукоградам, считает сенатор, этот вопрос может быть разрешен в рамках законодательного установления особенностей организации местного самоуправления.
«Государственная финансовая поддержка наукоградов, которая сегодня осуществляется в виде трансфертов, рассчитываемых по количеству жителей, является разновидностью материальной поддержки, и никак не отражает интересы государства в наукоградах по осуществлению технических и инновационных прорывов», — считает А.Борисов.
«Эффективное развитие и использование научно-технического, инновационного и социального потенциала наукоградов требует системного совершенствования правовой базы развития наукоградов как целостных и эффективных инновационных территорий и важнейших элементов национальной инновационной системы страны», — подчеркнул сенатор А.Борисов.
* * *
Заседание «круглого стола» в Совете Федерации является, по словам сенатора и президента Союза развития наукоградов России Валерия Сударенкова, ответом на 81 статья 131 ФЗ (о местном самоуправлении), где говорится о том, напомнил собравшимся В.Сударенков, что особенности функционирования местного самоуправления в наукоградах устанавливаются отдельным федеральным законом. «Все предельно ясно — надо разрабатывать и принимать такой закон», — резюмировал Валерий Сударенков.
Наукограды, по словам Валерия Сударенкова, создают новое качество урбанизации, являются эффективными научными центрами и лицом наукоемких программ, а не «просто местом поселения граждан».
«Я опасаюсь бухгалтерского подхода при оценке деятельности наукоградов. Ни о какой утрате научного статуса у наукоградов не должно быть и речи», подчеркнул В.Сударенков.
Наукоград это инновационное сообщество, для которого необходимы особые условия, убежден Валерий Сударенков. Сенатор предложил начать с современной формы определения статуса наукограда, как «социальной организации местного самоуправления, построенной на постоянном развитии технических, инновационных, социальных и культурных идей».
Для защиты уникального положения наукоградов и инновационных основ их существования Валерий Сударенков считает необходимым рассмотреть варианты договорных отношений центра с наукоградами, решать вопросы передачи собственности, предоставления государственных гарантий и государственных средств, создания фондов развития в наукоградах, предоставления наукоградам льгот в бюджетно-налоговой сфере. Особым содержанием может быть наполнена в наукограде модель пространственного устойчивого развития. Отельное внимание надо уделить обеспечению участия научной общественности в решении вопросов местного самоуправления, подчеркнул Валерий Сударенков.
Высказав ряд идей и предложений по совершенствованию законодательной базы в части наукоградов, сенатор Сударенков отметил, что это очень сложная тема, где много проблем и задач.
* * *
Участниками заседания было отмечено, что Совет Федерации не впервые обращается к проблематике совершенствования законодательного регулирования статуса наукограда. По итогам состоявшегося в ноябре 2010 года заседания президиума Совета законодателей Правительству РФ было рекомендовано ускорить согласование и внесение в Госдуму проекта федерального закона в части повышения эффективности деятельности наукоградов, который бы предусматривал взаимодействие, координацию и разграничение полномочий власти всех уровней по данному направлению, а также уточнял критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда, решал вопросы его кадрового обеспечения.Участники «круглого стола» были едины во мнении, что для повышения эффективности реализации потенциала наукоградов должны быть законодательно установлены такие особенности местного самоуправления в наукоградах, которые позволяли бы более эффективно использовать возможности местных властей во взаимодействии с градообразующими предприятиями и организациями, местным научно-техническим и предпринимательским сообществом для инновационного развития.
Важнейшими задачами совершенствования законодательства по вопросам развития наукоградов России были названы:
— системное совершенствование правовой базы развития наукоградов как целостных и эффективных инновационных территорий и важнейших элементов национальной инновационной системы страны;
— введение конкурсного механизма отбора представленных наукоградами проектов, способствующих развитию их инновационной инфраструктуры;
— установление особенностей местного самоуправления наукоградов как территорий инновационного развития.
В этой связи в рекомендациях в адрес исполнительной власти отмечена необходимость предусмотреть соответствующие нормы в готовящемся законопроекте и разработать конкурсные механизмы государственной поддержки наукоградов РФ из средств федерального бюджета.
Также рекомендовано предусмотреть использование возможностей наукоградов РФ в качестве базовых территорий развития технологических платформ по соответствующим направлениям техники и технологий при доработке проекта «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года».