«Круглые столы»

«Система конституционного права: состояние, проблемы и решения»

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, видные российские ученые — правоведы, представители Института государства и права Российской академии наук, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и других научных юридических учреждений России, специалисты заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации.

На «круглом столе» был обсужден широкий круг вопросов, представляющих общий интерес. Среди них — современные источники конституционного права Российской Федерации; тенденции в развитии конституционного права Российской Федерации; методологические аспекты совершенствования системы конституционного права Российской Федерации, изучения практики применения конституционно-правовых норм.

Участники «круглого стола» сделали акцент на проблемах становления и развития системы конституционного права. Речь идет о сопоставлении различных подходов к пониманию системы конституционного права, о наличии в системе конституционного права пробелов, о неэффективности некоторых его норм.

Рекомендации

Комитет Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству провел 28 апреля 2003 года «круглый стол» на тему: “Система конституционного права: состояние, проблемы и решения”.

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, видные российские ученые - правоведы, представители Института государства и права Российской академии наук, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и других научных юридических учреждений России, специалисты заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации.

На «круглом столе» был обсужден широкий круг вопросов, представляющих общий интерес. Среди них - современные источники конституционного права Российской Федерации; тенденции в развитии конституционного права Российской Федерации; методологические аспекты совершенствования системы конституционного права Российской Федерации, изучения практики применения конституционно-правовых норм.

Участники «круглого стола» сделали акцент на проблемах становления и развития системы конституционного права. Речь идет о сопоставлении различных подходов к пониманию системы конституционного права, о наличии в системе конституционного права пробелов, о неэффективности некоторых его норм.

В докладах и выступлениях участников «круглого стола» подчеркивалось, что определение основных направлений дальнейшего развития системы конституционного права Российской Федерации должно проводиться на основе системного анализа конституционного законодательства Российской Федерации, складывающейся практики его реализации и применения.

Участники «круглого стола» особо подчеркнули, что проведение подобных мероприятий в Совете Федерации по данной тематике стало хорошей традицией. Так, работу настоящего «круглого стола» можно считать продолжением работы «круглого стола», состоявшегося в Совете Федерации в декабре 1999 года и посвященного первому этапу конституционной реформы в Российской Федерации. Участники «круглого стола» отметили, что основные рекомендации прошедшего в Совете Федерации в 1999 году «круглого стола», а именно, принятие федеральных конституционных законов «О гербе Российской Федерации», «О флаге Российской Федерации», «О гимне Российской Федерации»,  «О чрезвычайном положении», «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», «О военном положении», а также федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», выполнены.

Участники «круглого стола», придавая важное значение проблеме развития системы конституционного права Российской Федерации, полагают возможным предложить следующие рекомендации:

1. Нормы конституционного права занимают все более видное место в общем потоке законотворчества. И все же возникает немало трудностей. Одна из них связана с медленным развитием конституционного законодательства как важнейшей нормативно-структурированной части конституционного права. В этой связи предлагается ускорить принятие таких федеральных законов, как закон о порядке подготовки и принятия федеральных законов, о нормативных правовых актах в Российской Федерации, завершить разработку и принятие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

2. Развитие положений Конституции возможно путем принятия вытекающих из ее содержания федеральных конституционных законов и федеральных законов, путем внесения поправок в Конституцию, дополнений и изменений в конституционное законодательство, а также через практику применения и толкования конституционных норм федеральными судами (прежде всего Конституционным Судом Российской Федерации).

3. Поддержать идею о необходимости кодификации избирательного права Российской Федерации.

4. Обратить внимание научных юридических учреждений на необходимость расширения согласованных исследований теоретических и практических проблем, связанных с развитием системы конституционного права Российской Федерации.

5. Представляется важным провести силами Министерства юстиции с участием научных юридических центров обзор нормативно-правового массива, составляющего основу конституционного законодательства с целью устранения юридических коллизий и возникших пробелов. На основе этого было бы желательно разработать проекты необходимых поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство.

6. Признано своевременным систематическое проведение Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству совместно с Комиссией по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации мониторинга практики применения ряда крупных источников конституционного права, в частности, таких федеральных законов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, как «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

7. Подтверждена необходимость систематического расширения объема информации о правовых актах, составляющих систему конституционного права Российской Федерации, развития с этой целью издательской и электронной базы, регулярного поступления правовых документов и соответствующей информации в заинтересованные учреждения и организации, а также общедоступных источников с целью доведения их до населения и научной общественности.