«Круглые столы»

«Законодательство Российской Федерации о выборах: состояние, проблемы и направления совершенствования»

5 марта 2009 года в Совете Федерации Комитет по конституционному законодательству совместно с Комитетом по правовым и судебным вопросам и комиссией по вопросам развития институтов гражданского общества провели круглый стол на тему: «Законодательство Российской Федерации о выборах: состояние, проблемы и направления совершенствования»

В круглом столе приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители Центральной избирательной комиссии, Верховного суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, общественных объединений, ученые – всего 52 человека.

По итогам состоявшейся дискуссии были приняты рекомендации, в которых подчеркивается, что целью совершенствования российского законодательства о выборах является полное раскрытие его демократического потенциала, повышение уровня и качества народного представительства во власти, обеспечение большей включенности граждан в политическую жизнь, а также укрепление гарантий защиты избирательных прав граждан.

Материалы круглого стола (опубликованные в разделе «Издания Совета Федерации»)

Рекомендации

Обсудив состояние законодательства Российской Федерации о выборах, проблемы, выявленные в ходе избирательных кампаний в органы государственной власти в Российской Федерации в 2008-2009 годах, инициативы Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по совершенствованию избирательного законодательства, обнародованные в его послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года, и учитывая предложения, содержащиеся в выступлениях членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей обществен-ных объединений, специалистов в области избирательного права, участники «круглого стола» рекомендуют Федеральному Собранию Российской Феде-рации и другим участникам законотворческого процесса при совершенство-вании избирательного законодательства принимать во внимание следующее:

1. Главными целями совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах на современном этапе обоснованно считать
раскрытие и усиление его демократического потенциала, повышение уровня и качества народного представительства во власти, обеспечение большей включенности граждан в политическую жизнь, а также укрепление гарантий защиты избирательных прав граждан.

2. Инициативы Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по совершенствованию избирательного законодательства, обнародованные в его послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года, имеют демократическую направленность и способствуют укреплению гарантий равных условий участия политических партий в выборах, раскрытию демократического потенциала многопартийной политической системы, а также повышению роли и ответственности политических партий в формировании и деятельности органов власти.

Участники «круглого стола» одобряют и поддерживают указанные предложения главы Российского государства.

3. В целях достижения целей по совершенствованию избирательного законодательства и развитию политической системы, заявленных в послании Президента Российской Федерации, представляется обоснованным разработать ряд дополнительных мер по совершенствованию законодательства, основывающихся на анализе законодательства и правоприменительной практики 2008 - 2009 годов. В частности, полагаем целесообразным в федеральном законодательстве:

- откорректировать перечень оснований отмены регистрации кандидатов и списка кандидатов, предусмотрев его сокращение, а также уточнить перечень оснований для отказа в регистрации кандидата и списка кандидатов;

- внести изменения, направленные на совершенствование процедуры сбора подписей избирателей и, в особенности, процедуры проверки подписей избирателей с целью предотвращения необоснованного отказа в регистрации кандидатов и списков кандидатов;

- усилить гарантии свободного, равноправного участия кандидатов и политических партий в избирательной кампании, направленные на защиту от воздействия так называемого «административного ресурса»;

- унифицировать сроки проведения избирательных действий на региональных выборах;

- существенно усилить установленные законом меры ответственности за нарушения законодательства о выборах, в особенности, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, учитывая, что грубые нарушения избирательных прав посягают не только на конституционные права и свободы граждан, но и фактически наносят ущерб основам конституционного строя Российского государства;

- уточнить и сократить перечень документов, копии которых кандидаты и политические партии обязаны предоставлять для их регистрации в избирательные комиссии.

4. В настоящее время сохраняет свою актуальность задача повышения доверия граждан к институту выборов, вследствие чего особое значение имеют меры, направленные на повышение информированности граждан о деятельности политических партий и их региональных отделений, обеспечение более тесной связи избранных депутатов с избирателями в регионах, включая периодическую отчетность всех избранных депутатов и должностных лиц, а также на укрепление правовых гарантий свободной честной конкуренции политических партий.

5. Информированному и ответственному осуществлению гражданами конституционного права избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления могла бы способствовать выработка мер, способствующих укреплению гарантий равноправного и сбалансированного информирования средствами массовой информации избирателей о претендентах на выборные должности на федеральных, региональных и муниципальных выборах. В связи с этим полагаем целесообразным:

- предусмотреть в проекте федерального закона «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», находящемся на рассмотрении в Государственной Думе, правовые гарантии обеспечения сбалансированности и беспристрастности при информировании государственными СМИ граждан о деятельности политических партий;

- установить в федеральном законодательстве гарантии регулярного информирования политическими партиями, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации граждан о своей деятельности через государственные СМИ и сеть Интернет;

- конкретизировать в федеральных законах о выборах правовые нормы о периоде предоставления бесплатного эфирного времени, исключив возможность для их произвольного толкования, нарушающего принцип обеспечения равных условий для всех претендентов, учитывая при этом различия объемов вещания региональных государственных организаций телерадиовещания (неопределенность формулировки «когда передачи собирают наибольшую аудиторию» - п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

6. Свободная политическая дискуссия с соблюдением конституционных прав и ограничений является важным условием демократического развития общества и государства, соблюдения властью общественных интересов. В связи с этим полагаем целесообразным рекомендовать организаторам и другим участникам избирательных кампаний обобщить правоприменительную практику с целью выработки предложений по совершенствованию установленных федеральными законами правовых ограничений при проведении предвыборной агитации в части высказывания или распространения критики в адрес кандидатов и политических партий (часть 5.1. статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.).

7. Представляется заслуживающим внимания предложения об установлении правовых механизмов, направленных на предотвращение участия представителей криминального сообщества в выборах в органы власти в качестве кандидатов на выборные должности, а также их влияния на выборы. Полагаем возможным установить в федеральном законодательстве о выборах нормы, обязывающие избирательные комиссии информировать избирателей о наличии у кандидатов судимостей за умышленные преступления, в том числе снятых и погашенных (в настоящее время информируются о наличии только непогашенных и неснятых судимостей).

8. В целях совершенствования правовых процедур судебной защиты избирательных прав рассмотреть вопрос о целесообразности установления в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации:

- нормы о том, что по делам об избирательных спорах, рассматриваемым в период избирательных кампаний, мотивированное решение должно быть подготовлено не позднее следующего дня после оглашения судом резолютивной части решения,

- нормы о том, что по делам об избирательных спорах, рассматриваемым в период избирательных кампаний, кассационная жалоба по делу о защите избирательных прав подается в течение пяти дней со дня принятия решения непосредственно в суд. При этом полученная судом кассационная жалоба по истечении указанного срока, независимо от времени её сдачи, в том числе и в организацию почтовой связи, должна считаться поданной с пропуском срока.

9. Считаем важным осуществлять дальнейшее развитие механизмов общественного контроля за проведением выборов, подсчетом голосов избирателей, установлением итогов голосования. С этой целью полагаем целесообразным предоставить право общероссийским и региональным общественным организациям, в уставе которых предусмотрено участие в осуществлении общественного контроля за проведением выборов в органы власти, при проведении выборов в органы местного самоуправления направлять наблюдателей в избирательные комиссии и на избирательные участки в день голосования.

10. Представляется заслуживающим внимания предложение о введении гарантированных депутатских мандатов или обязательных квот для обеспечения представительства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в законодательных (представительных) органах государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В качестве возможного варианта такого решения могло бы быть введение должности уполномоченного представителя коренных народов в соответствующем региональном парламенте (пример – должность представи-теля коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской областной Думе, введенная Уставом Сахалинской области), который обладает полномочиями депутата, в т.ч. правом законодательной инициативы.

11. Заслуживает внимания предложение об использования на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления пропорциональной системы с преференциальным вотумом. Считаем обоснованным изучить преимущества указанной избирательной системы, учитывая конкретные электоральные особенности формирования органов власти в Российской Федерации, в сравнении с ныне используемыми избирательными системами и определить возможности её применения на выборах в органы власти в Российской Федерации.

12. Считаем важным дополнительно рассмотреть обоснованность и последствия возможного введения обязательного использования пропорциональной системы на выборах депутатов представительных органов муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения и внести при необходимости коррективы в соответствующие законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе (проект федерального закона № 72565-5). При этом в целях расширения участия граждан в осуществлении местного самоуправления полагаем заслуживающим внимания предложение об установлении обязанности политической партии включать на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в формируемые ей списки кандидатов беспартийных кандидатов по определённой квоте (например, не менее 15 процентов от общей численности списка кандидатов).