В Совете Федерации 15 декабря 2010 года состоялся «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение безопасности российских и иностранных туристов в Российской Федерации и российских туристов за рубежом».
Открыл и вел заседание Председатель Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Владимир Жидких. В своем выступлении он отметил, что туризм, как в мире, так и в нашей стране, восстанавливается после кризиса. По прогнозам Минспорттуризма РФ в 2010 г. рост внутреннего туризма составит 1,5 %, въездного 2,5 %, выездного 44 %. Потоки туристов растут, но проблемы безопасности пока по разным причинам возникают достаточно часто.
Владимир Жидких дал высокую оценку той оперативной работе, которую провели Минспорттуризм России и Ростуризм в ситуации с приостановкой деятельности одного из крупнейших российских туроператоров «Капитал тур», когда пострадали десятки туркомпаний по всей стране и тысячи туристов, находящихся в России и в разных странах мира. Однако, как показала практика, и институт финансовых гарантий, и механизмы разрешения масштабных проблем на туристском рынке, и вопросы страхования туристов, необходимости комплексной страховки для выезжающих за рубеж россиян и другие меры повышения безопасности туристов требуют совершенствования.
С приветственным словом обратилась к участникам заседания статс-секретарь заместитель Министра Минспорттуризма России Наталья Паршикова, которая отметила, что Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму является эффективной площадкой для взаимодействия, и планируемые изменения в туристское законодательство будут вноситься в Государственную Думу как через законодательные инициативы депутатов и членов Совета Федерации, так и Правительство России.
С основным докладом выступил Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский. Он рассказал о работе агентства по повышению уровня безопасности туристов. Ведется мониторинг несчастных случаев с туристами. В России за 2006–2009 гг. погибло 746 человек, 189 туристов пропали без вести, 4,5 тысячи пострадали. За рубежом наибольшее количество страховых случаев с российскими туристами произошло в Турции (50%), значительно меньше в Египте — 14%, Болгарии — 6%, еще меньше Таиланде, Испании (менее 5%). Страховые компании выплатили пострадавшим более 92 млн. рублей.
Евгений Писаревский также проинформировал о том, что Ростуризмом совместно с «Национальным центром управления в кризисных ситуациях» МЧС России разработан и утвержден 26 ноября 2010 года «Регламент организации информационного обмена между Федеральным государственным бюджетным учреждением и Федеральным агентством по туризму (Ростуризм)».
Он также отметил, что ситуация с «Капитал туром» подтолкнула Минспорттуризм России и Ростуризм к подготовке законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который будет касаться вопросов совершенствования института финансовых гарантий и повышения уровня защиты туристов.
В заседании приняли участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту Ильдар Гильмутдинов, руководство МИДа России, МЧС России, Минтранса России, Роспотребнадзора, Росстрахнадзора, представители Минздравсоцразвития России, ФМС, Руководитель агентства по туризму Иркутской области Ирина Рютина, руководители туристской отрасли других субъектов Российской Федерации: Московской, Тверской областей, Кабардино-Балкарской Республики, представители общественных организаций: Российского Союза туриндустрии, Всероссийского союза страховщиков, турбизнеса, учебных, научных учреждений, СМИ и другие участники.
Заместитель директора департамента территориальной политики МЧС России, заслуженный спасатель РФ Салават Мингалеев в своем выступлении отметил важность создания системы подготовки и обучения молодежи для развития спортивного, экстремального туризма, связанного с пребыванием в природной среде.
Заместитель директора консульского департамента МИД России Александр Гаппоев посоветовал всем гражданам России и представителям турбизнеса внимательно изучить Постановление Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370 «Об утверждении положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию», вступившего в силу в декабре 2010 г. Он также отметил важность повышения ответственности самих российских граждан при поездках в другие страны.
Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил, что вопросы безопасности в туристской деятельности объединяют интересы государства и бизнеса. С одной стороны обеспечение безопасности туриста как внутри страны, так и за рубежом, прямая и приоритетная обязанность государства, с другой стороны — оказание качественных туристских услуг невозможно без турбизнеса. И в этом плане действующая система страхования туристов от недобросовестного выполнения своих договорных обязательств поставщиками туруслуг свою функцию выполняет. На сегодня 99 % туроператоров заключают договора страхования ответственности своей деятельности и лишь 1 % получают банковскую гарантию. Но ситуация с «Капитал туром» наглядно продемонстрировала, что действующие механизмы финансового обеспечения деятельности туроператоров не являются достаточно эффективными. Между тем, РСТ неоднократно вносил предложения по совершенствованию механизмов защиты потребителя туруслуг, в том числе определять размер фингарантий в зависимости от оборота компании за прошедший год. А в перспективе — страхование по каждому договору о реализации туристского продукта в процентном отношении к стоимости путевки.
Юрий Барзыкин также отметил важность дальнейшей работы по стандартизации туруслуг, регламентации деятельности инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков.
Начальник отдела управления предварительного контроля Росстрахнадзора Ольга Шелепнева пояснила, что введение обязательного страхования туристов чрезвычайная мера, которая должна быть экономически обоснована количеством страховых случаев, объемом требуемых выплат, числом невыполнения требований, объемами помощи государства.
Заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина отметила, что создание механизма финансовых гарантий деятельности туроператоров стимулировало формирование «черного рынка» и псевдотуроператорского бизнеса, особенно это касается выезда детей за границу на летний отдых. Она также высказала мнение о том, что рынок финансовых услуг похож по рискам на рынок туруслуг, поэтому возможно стоит рассмотреть систему государственного страхования вкладов применительно к страхованию туристов. Светлана Мухина предложила также ряд изменений в отраслевой туристский закон.
Представители Северо-Кавказского федерального округа Заместитель министра спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики Юсуп Улаков и Главный врач Санатория «Дубовая роща» Управления делами Президента РФ в г. Железноводске Андрей Воеводин отметили важность рекламы внутреннего туризма в нашей стране, в том числе регионов Северного Кавказа, так как в СМИ чаще появляется негативная информация, а тем временем большое количество туристов приезжает на курорты Северного Кавказа и безопасно отдыхает.
Проект рекомендаций касается различных вопросов усиления мер по обеспечению безопасности туризма:
- совершенствования правовых механизмов защиты потребителей туруслуг, в том числе института финансовых гарантий туроператоров, механизмов разрешения масштабных проблем на туристском рынке,
- совершенствования транспортной, туристской, инженерной инфраструктуры,
- стандартизации туристских услуг, разработки и внедрения новых, более современных профессиональных стандартов,
- внедрения электронного документооборота на туристском рынке и учета реализации туристского продукта на территории Российской Федерации,
- создания единой ежегодно обновляемой электронной базы данных состояния туризма и туристско-рекреационных ресурсов страны,
- развития в регионах России спортивно-оздоровительного, экстремального, приключенческого туризма,
- совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков,
- разработки изменений в законодательство в части страхования туристских маршрутов повышенной опасности в пределах России, а также страхования туристов от рисков, общепринятых в мировой практике,
- разработки механизмов правового регулирования отдыха несовершеннолетних, несовершеннолетних с ограниченными физическими возможностями,
- создания национальной системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для работы в сфере туризма, улучшения качества обслуживания в туристической индустрии,
- создания представительств по туризму в наиболее посещаемых россиянами странах: Турции, Египте, Китае и других государствах для оказания оперативной помощи российским туристам в чрезвычайных ситуациях, а также продвижения российского турпродукта за рубежом и многих других вопросов.
Рекомендации
Участники "круглого стола", обсудив вопросы обеспечения безопасности туристов в Российской Федерации и за рубежом и развития туризма в России и в мире в целом, отмечают следующее.
Безопасность туризма один из важнейших факторов развития туристской сферы и в России, и в мире. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.
Безопасность туризма зависит от многих вопросов: внутренней и внешней безопасности государств, ростом влияния техногенных факторов на все стороны человеческого существования, ухудшения экологических условий, возникновений финансово-экономических кризисов различных масштабов и др.
Тема безопасности туризма затрагивает различные взаимосвязанные задачи, т.е. не только защиту жизни и здоровья туристов, обеспечение сохранности их имущества, но и бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения объектов туризма, в том числе туристских компаний, защиту жизни и здоровья лиц, работающих в туристской индустрии.
Число путешествующих в мире составляет около 1 миллиарда человек. Мировая выручка от туризма составляет около 8 трлн. долларов США, доля ВВП со смежными секторами около 9,5 %. По прогнозам ЮНВТО число международных туристских прибытий за 2010 г. возрастет на 5-6 %. В 2011 г. рост продолжится, но более умеренно, и на долгосрочную перспективу составит в среднем 4 %.
В нашей стране по данным Минспорттуризма России итоги прошедшего летнего сезона свидетельствуют о восстановлении отрасли после кризиса 2009 года. По прогнозам Минспорттуризма РФ в 2010 г. рост внутреннего туризма составит 1,5 %, въездного 2,5 %, выездного 44 %.
В настоящее время по данным Минспорттуризма России в туризме и смежных отраслях занято более 1 миллиона человек. Объем платных туристских услуг и услуг гостиниц в 2009 году превысил 180 млрд. рублей. В федеральном реестре зарегистрировано 4353 туроператорские компании. 40 % туркомпаний работают на внутренний рынок. По предварительным данным, в 2010 году общий объем туристских услуг увеличится до 200 млрд. рублей. Доля туризма в ВВП страны в 2010 году составит около 3 %, с учетом смежных отраслей 6,5 %.
Основной целью государственной политики в сфере туризма являются повышение конкурентоспособности туристского рынка, создание благоприятных условий для работы отрасли, обеспечение граждан качественными и безопасными туристскими услугами. Одним из наиболее важных направлений работы является создание современной законодательной и нормативно-правовой базы, в том числе в области безопасности туризма.
В настоящее время созданы более эффективные механизмы защиты прав туристов и повышения прозрачности работы рынка, внедрены системы классификации объектов туриндустрии и др.
19 июля 2010 г. Распоряжением Правительства РФ N 1230-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)". По данным Минспорттуризма России реализация программы позволит к 2017 году увеличить гостиничный фонд страны на 50 %, обеспечить рост инвестиций в основной капитал в 1,5 раза, довести объем платных туристских услуг и услуг гостиниц до 900 млрд. рублей, увеличив его более чем в 5 раз. По данным Минспорттуризма России отечественный туристский комплекс сможет обслуживать на 12 миллионов российских и 13 миллионов иностранных туристов больше, чем в настоящее время. Будет создано свыше 1 миллиона новых рабочих мест. Таким образом, государством должен быть создан фундамент современной отечественной туристской индустрии, способной внести значительный вклад в экономику страны.
По данным Минспорттуризма России с целью повышения эффективности работы по обеспечению безопасности отдыха российских туристов готовится указ Президента Российской Федерации о создании представительств по туризму в наиболее посещаемых россиянами странах: Турции, Египте, Китае. Это должно помочь оказывать оперативную помощь российским туристам в чрезвычайных ситуациях.
В целях повышения уровня безопасности Минспорттуризмом России готовится межведомственный регламент по оказанию содействия туристам, который позволит координировать его работу с МЧС России и МИДом России, Минтрансом России и другими ведомствами.
Ведется работа по созданию системы технического регулирования и разработке новых национальных стандартов, обеспечивающих современные требования к качеству туристского обслуживания. В настоящее время Минспорттуризмом России к разработке принято 10 национальных стандартов, 7 из которых уже реализуются на практике. Например, ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» вступил в силу 1 июля 2010 г., заменив старый.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные меры, проблемы безопасности в туризме пока по разным причинам возникают достаточно часто. Например, в ноябре 2010 г. один из крупнейших российских туроператоров «Капитал тур» временно приостановил свою работу и прекратил исполнение обязательств по договорам об оказании туруслуг. Пострадали десятки туркомпаний по всей стране и тысячи туристов, находящихся в то время в России и в разных странах мира. К решению проблем туристов Минспорттуризм России и Ростуризм вынуждены были подключить МИД России и консульства за рубежом, Росстрахнадзор и другие органы государственной власти, авиакомпании, общественные организации.
Действующий в настоящее время механизм финансовых гарантий деятельности туроператоров принят в России в 2007 году. Прошло три года. Реализация института финансовых гарантий дала определенный положительный результат. Потребительские конфликты стали решаться в досудебном порядке, не доводя до решений контролирующих органов. Однако, как показала практика, и институт финансовых гарантий, и механизмы разрешения масштабных проблем на туристском рынке, требуют совершенствования.
В Египте также в ноябре 2010 г. произошло сразу несколько дорожно-транспортных происшествий. В результате одной из аварий туристический автобус перевернулся. Четверо российских туристов погибло и 17 ранено. Вопросы безопасности туризма многократно поднимались российскими органами власти и общественными организациями в обращениях к руководству Египта. Были приняты меры, количество аварий с нашими туристами на дорогах этой страны стало сокращаться. Однако, в 2010 г. ситуация опять стала ухудшаться. По данным Российского Союза туриндустрии, это уже семь ДТП с российскими туристами в этом году. Проблемы безопасности в Египте вновь требуют своего разрешения. При этом вопросы страхования туристов и необходимости комплексной страховки для выезжающих за рубеж россиян также возникают достаточно часто.
В России и российских регионах вопросы безопасности туризма тоже актуальны. Благодаря совместной работе Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму и Минспорттуризма России в период осенней сессии 2010 г. Государственной Думой принят и Советом Федерации одобрен Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. № 296-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Он предусматривает отнесение туризма к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов государственной власти.
Регионы получили полномочия создавать благоприятные условия для развития туризма, формировать региональные программы развития туризма, направлять для включения в вышеуказанную программу свои туристские проекты, финансировать их как из регионального бюджета, так и из федерального.
Принятие данного Федерального закона позволяет вносить соответствующие изменения о полномочиях субъектов Российской Федерации в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
В вышеуказанный закон Минспорттуризмом России готовится отдельная Статья «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования туристской деятельности», в которой будут конкретизированы эти полномочия. Они могут касаться, в том числе и защиты прав и законных интересов туристов, обеспечения их безопасности на территории субъекта Российской Федерации, и проведения аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, и участия в стандартизации в области туристской деятельности, проведения аккредитации экскурсоводов, гидов (гидов-переводчиков), а также инструкторов проводников, и многих других вопросов, затрагивающих комплексную сферу туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется, в том числе, путем стандартизации и классификации объектов туристской индустрии. Системы классификации объектов туристской индустрии (гостиниц, пляжей и горнолыжных трасс), утвержденные Ростуризмом (далее системы классификации), в настоящий момент являются единственными в Российской Федерации национальными системами классификации. Они носят добровольный характер и являются открытыми для участия в них организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, признающих и выполняющих их правила.
В связи с подготовкой к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи законодательно установлена обязательная классификация гостиниц и других средств размещения.
Системы классификаций являются эффективным инструментом защиты прав и законных интересов потребителей, содействуют увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки услуг, предоставляемых объектами туристской индустрии. За время работы Системы классификации объектов туристской индустрии было проклассифицировано более 400 средств размещения, 5 пляжей и 6 горнолыжных трасс.
В последние несколько лет наблюдается всплеск в развитии автотуризма в России, что свидетельствует о необходимости развития придорожной инфраструктуры, в том числе с целью повышения уровня безопасности этого вида туризма. На сегодняшний день, доля автотуризма от общего турпотока составляет около 5%, а, например, в Краснодарском крае эта цифра возрастает до 30%.
Согласно данным Росстата протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации около 970 тыс. километров, из них 570 тыс. км - дороги с твердым покрытием. Сотни тысяч людей едут отдыхать и вправе рассчитывать на достойное сервисное обслуживание на всем пути следования, но в реальности этот сервис только начинает развиваться. По информации Росстата, на автомобильных дорогах федерального значения расположено 4720 пунктов торговли, 4520 АЗС, 4172 пункта питания, 1099 станций технического обслуживания и только 519 медпунктов и 482 мотеля, включая кемпинги. Этого для такой огромной страны, как Россия, крайне недостаточно.
Между тем, именно придорожные гостиницы, объекты питания, торговли и другая необходимая инфраструктура для туристов могут не только повышать качество проезда на дорогах, но и обеспечивать такой важный фактор, как безопасность. К тому же, согласно прогнозам, интенсивность на автодорогах в ближайшие 3-5 лет возрастет в среднем в 1,6 раза, а к 2015 г. ежегодное число автотуристов должно достигнуть по разным оценкам от 3 млн. до 5 млн. человек. В связи с этим инфраструктурная освоенность основных автомобильных трасс федерального и регионального значения требует неотложного решения в ближайшем будущем.
Важно также отметить, что составной частью "культура отдыха" является "культура личной безопасности туриста". Это означает, что не только туристская компания должна обеспечить качественный и безопасный турпродукт потребителю, но и каждый турист в процессе подготовки и совершения путешествия должен сознательно относиться к обеспечению своей личной безопасности, в том числе адекватно оценивать опасности (риски) причинения вреда его жизни и здоровью, строго соблюдать меры обеспечения личной безопасности, законы страны (места) временного пребывания, уважать обычаи и традиции населения регионов (центров, территорий), принимающих туристов (местное население), рационально использовать компоненты и объекты окружающей среды, бережно относиться к туристским ресурсам.
Развивая туризм, нужно последовательно решать, как минимум, две ключевые задачи:
- всемерное содействие путешествиям граждан, оказанию им качественных и безопасных туристских услуг, а также создание благоприятных условий для развития индустрии и инфраструктуры въездного и внутреннего туризма;
- обеспечение безопасности личности, общества, основополагающих элементов государства, а также охрана окружающей среды от угроз безопасности, связанных с разрушительным и неупорядоченным развитием туризма, негативными последствиями такого развития.
Обсудив проблемы безопасности туризма, состояние туристского рынка, нормативно-правовой базы, регулирующей сферу туризма в Российской Федерации, участниками «круглого стола» к наиболее значимым проблемам, требующим комплекса мер по повышению уровня безопасности туризма, отнесены: несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую сферу, в части механизма финансовых гарантий туроператоров, непрозрачности работы туристского рынка, низкого качества и безопасности значительной части туруслуг, отсутствия государственной системы аттестации гидов, инструкторов проводников, недостаточного развития туристской инфраструктуры и снижения инвестиционной активности в сфере туризма; недостаточно активного продвижения России как безопасной для туризма страны; недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров, практическое отсутствие образовательной и просветительной деятельности по обеспечению безопасности туристов и этики их поведения и другие проблемы.
Учитывая важную роль вопросов безопасности в развитии туризма, участники «круглого стола» отмечают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность, и рекомендуют:
I. Правительству Российской Федерации:
При разработке Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)» предусмотреть:
- усиление мер по обеспечению безопасности туризма;
- разработку механизмов стимулирования внедрения инноваций, в том числе технологий ресурсо- и энергосбережения, направленных на повышения экологической безопасности и эффективности в сфере туризма и смежных отраслях.
II. Министерству транспорта Российской Федерации:
- внести предложения в Правительство Российской Федерации по развитию инфраструктуры железнодорожных вокзалов, аэропортов, автодорог на наиболее привлекательных туристических маршрутах Российской Федерации, повышению уровня безопасности, ценовой доступности транспортных услуг, созданию условий для развития туризма с использованием железнодорожного транспорта (туристические поезда), а также автотуризма.
III. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- ускорить подготовку межведомственного регламента для координирования работы по оказанию содействия туристам (экскурсантам) при угрозе их безопасности в стране (месте) временного пребывания.
IV. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму:
1. Активизировать работу по созданию представительств по туризму в наиболее посещаемых россиянами странах: Турции, Египте, Китае и других государствах для оказания оперативной помощи российским туристам в чрезвычайных ситуациях, а также продвижения российского турпродукта за рубежом.
2. Подготовить и внести в Правительство Российской Федерации первоочередные предложения о внесении изменений в соответствующие межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма в части обеспечения безопасности туризма и введения взаимной обязательной страховой защиты туристов.
3. Продолжать разработку мер по повышению безопасности российских туристов, как в России, так и за рубежом, но при этом не усугублять положение малого и среднего бизнеса.
4. Подготовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о туристской деятельности с учетом правоприменительной практики с целью принятия правовых актов, регламентирующих деятельность инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков, а также иных актов, направленных на повышение качества и безопасности услуг туристской индустрии (обязательная аттестация инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков, стандартизация туристских услуг и др.).
5. Рассмотреть возможность формирования федеральной и региональных баз данных туристских маршрутов повышенной опасности с целью их регистрации и создания единого реестра таких маршрутов.
6. Для увеличения прозрачности работы туристского рынка, повышения уровня качества и безопасности туруслуг разработать комплекс мер по внедрению электронного документооборота на туристском рынке путем введения электронной системы оформления туристских путевок, электронной анкеты для упрощения визовых формальностей, единой системы продвижения и бронирования услуг, а также внедрению специализированного Интернет-ресурса для продвижения подлинности подтверждений о приёме иностранных туристов на территории Российской Федерации при выдаче туристических виз консульскими учреждениями МИД России. Разработать правовые основы функционирования единой автоматизированной информационной системы учета реализации туристского продукта на территории Российской Федерации.
7. С целью эффективного управления создать единую ежегодно обновляемой электронную базу данных состояния туризма и туристско-рекреационных ресурсов страны, основанную на унифицированных региональных базах данных.
8. Продолжить работу по совершенствованию нормативно-правового обеспечения проведения классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи. Создать единую информационную систему средств размещения и других объектов, предоставляющих услуги туристам.
V. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, Федеральной службой страхового надзора, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, общественными туристскими, страховыми, банковскими организациями:
- для повышения уровня качества и безопасности туруслуг разработать меры по совершенствованию института финансовых гарантий туроператоров, механизмов разрешения масштабных проблем на туристском рынке;
- подготовить и рассмотреть предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в другие нормативно-правовые акты, касающиеся повышения безопасности туристов, в том числе в части ответственности туроператоров и турагентов перед потребителями туристских услуг.
VI. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой страхового надзора, Федеральным агентством по туризму, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, общественными туристскими, страховыми организациями:
- разработать механизмы страхования туристов на туристских маршрутах повышенной опасности в пределах России,
- разработать меры по осуществлению страхования туристов от рисков, общепринятых в мировой практике страхования;
- провести мониторинг и анализ количества страховых случаев с туристами, их соотношения с общим числом туристов; объема требований потерпевших, соотношения выполнения/невыполнения этих требований; объема расходов государства на их удовлетворение, и на основании этих данных рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство в части обязательного страхования туристов.
VII. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации:
1. Создать национальную систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для работы в сфере туризма, улучшения качества обслуживания в туристической индустрии.
2. Продолжать разработку и внедрение новых, более современных профессиональных стандартов, учитывающих необходимые квалификационные уровни подготовки, и являющихся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ.
3. Предусмотреть обязательную периодичность повышения квалификации работников туриндустрии всех уровней профессиональной подготовки, включая органы исполнительной власти.
4. Рассмотреть возможность разработки и введения в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов по туризму, обязательный учебный курс «Безопасность в туризме».
VIII. Федеральной миграционной службе совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, Комиссией Совета Федерации по делам молодежи и туризму и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
- подготовить и рассмотреть предложения по внесению изменений в Федеральные законы: от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также подзаконные нормативно-правовые акты в части упрощения формальностей, связанных с туристскими поездками по территории Российской Федерации граждан экономически развитых государств, которые не представляют миграционной опасности для Российской Федерации.
IX. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму:
- разработать механизмы правового регулирования отдыха несовершеннолетних, несовершеннолетних с ограниченными физическими возможностями, учитывая повышенную ответственность за качество и безопасность предоставляемых услуг, определение квалификационных требований к руководителям групп, организующих отдых несовершеннолетних, несовершеннолетних с ограниченными физическими возможностями.
X. Законодательным (представительным), исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, представительным и исполнительным органам муниципальных образований совместно с общественными туристскими организациями, заинтересованными туристскими компаниями:
- разработать предложения по развитию спортивно-оздоровительного, экстремального, приключенческого туризма в субъектах Российской Федерации.