«Круглые столы»

«Законодательное обеспечение процесса интеграции образования, науки и наукоемкого производства как ключевого фактора инновационного развития Российской Федерации»

23 ноября 2010 года в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по образованию и науке провел «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение процесса интеграции образования, науки и наукоемкого производства как ключевого фактора инновационного развития Российской Федерации».

В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, представители образовательных учреждений и научных организаций, бизнес-структур, государственных корпораций, а также ведущих предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, таких как Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», Российские космические системы, «Информационные спутниковые системы» им.академика М.Ф. Решетнева, ОАО «КАМАЗ» и другие. Всего в мероприятии приняло участие свыше 150 человек из более 30 регионов России.

На заседании «круглого стола» обсуждались вопросы:

  • законодательного обеспечения процесса интеграции образования, науки и наукоемкого производства и создания механизмов участия образовательных и научных организаций в технологической модернизации и инновационном развитии экономики России;
  • реализации положений федеральных законов от 1 декабря 2007 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» и от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов»;
  • создания условий для активизации деятельности и дальнейшего развития хозяйственных обществ, созданных на основании Федерального закона от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ;
  • государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства;
  • законодательного обеспечения формирования благоприятных условий для развития частно-государственного партнерства в сферах образования, исследований и разработок в интересах развития высокотехнологичных отраслей экономики России.

Заседание «круглого стола» вел заместитель председателя Комитета Щеблыгин Сергей Евгеньевич.

В ходе заседания с докладами выступили:

  • статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации — Наумов Станислав Александрович;
  • директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России — Наумов Александр Викторович;
  • ректор Московского авиационного института — Геращенко Анатолий Николаевич;
  • президент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники — Кобзев Анатолий Васильевич;
  • исполнительный директор по инновациям Группы ОНЭКСИМ — Рогачев Михаил Борисович;
  • заместитель генерального директора по работе с персоналом ОАО «РСК «МиГ» — Касьянова Марина Константиновна;
  • директор Центра трансфера технологий МГУ им. Ломоносова — Дьяченко Олег Георгиевич и другие.

В ходе проведения мероприятия состоялся плодотворный обмен мнениями, многие из обсуждаемых вопросов вызвали оживленную конструктивную дискуссию.

По итогам заседания «круглого стола» были приняты рекомендации, которые после их доработки с учетом высказанных замечаний и предложений, будут направлены в Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, профильные министерства и ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также всем участникам «круглого стола».

В заседании «круглого стола» принял участие член Комитета — Солонин Юрий Никифорович. Ответственным за проведение указанного мероприятия от аппарата Комитета являлись заместитель руководителя аппарата Хрипков Владимир Михайлович, главный консультант Яковлева Марина Всеволодовна и ведущий консультант Хмелева Татьяна Юльевна.

Рекомендации

Участники заседания «круглого стола», обсудив вопросы законодательного обеспечения процесса интеграции образования, науки и наукоемкого производства и создания механизмов участия образовательных и научных организаций в технологической модернизации и инновационном развитии экономики России, отмечают.

В настоящее время в мире происходит смена парадигмы общественно-экономического развития – экономическое соревнование государств перемещается из индустриальной области в сферу науки, инноваций и образования. Именно их состояние и уровень развития определяют и будут определять конкурентоспособность стран, их положение в мировом экономическом сообществе. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании и организации производства развитых стран, приходится 80-95 % прироста ВНП.

В условиях ускоряющейся динамики обновления вовлекаемых в хозяйственный оборот знаний выдержать глобальную конкуренцию могут только креативные социально-экономические системы, построенные на принципах интеграции, сетевого и межсетевого взаимодействия и партнерства, формирующие благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала граждан. В этой связи проблема интеграции образования, науки и наукоемкого производства приобретает роль ключевого фактора инновационного развития Российской Федерации.

Выступая 31 августа 2010 года на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определил, что для достижения целей модернизации системы образования «особое значение имеет взаимодействие вузов с промышленностью, организациями фундаментальной и прикладной науки, в том числе в процессе создания совместных малых инновационных предприятий».

Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, интеграция науки и образования отнесена к важнейшим направлениям государственной политики в области развития науки и технологий и призвана обеспечить:

- повышение качества образования и подготовку научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученных в процессе обучения;

- повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных, педагогических и производственных кадров;

- активизацию взаимосвязей научных и образовательных учреждений с бизнесом и процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики.

- обеспечение уровня подготовки квалифицированных кадров, наиболее полно соответствующего потребностям инновационной экономики;

- развитие высокотехнологичного производства на базе отечественных предприятий;

- укрепление кадрового потенциала отечественной науки, повышению эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий.

Правовые нормы, регулирующие процессы интеграции, закреплены Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки».

Согласно данному Федеральному закону интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться путем:

1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность;

6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» обеспечивает Правовую основу для учета требований работодателей при разработке федеральных государственных образовательных стандартов.

Магистральным направлением комплексной модернизации системы образования, ее интеграции с ведущими научными организациями и бизнес-структурами является создание в секторе высшего образования крупнейших научных центров, осуществляющих в качестве равноценных видов деятельности подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней, выполнение научных исследований и разработок мирового класса и осуществление трансфера новых технологий в производство.

Правовые и организационные основы деятельности таких научно-образовательных инновационных структур определены Федеральным законом от 10 февраля 2009 года № 18‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» и Федеральным законом от 10 ноября 2009 года № 259‑ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

Целью создания федеральных университетов является кадровое, технологическое и научное обеспечение крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов в составе каждого федерального округа.

Первые федеральные университеты – Сибирский и Южный - созданы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2010 году процесс создания федеральных университетов продолжился уже в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. На сегодняшний день сеть федеральных университетов состоит из Сибирского (г. Красноярск), Южного (г. Ростов), Дальневосточного (г. Владивосток, о. Русский), Северо-Восточного им. М.К. Амосова (г. Якутск), Казанского (Приволжского), Уральского имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург), Северного (Арктического) (г. Архангельск) и Балтийского им. Иммануила Канта (г. Калининград) федеральных университетов.

Важным элементом государственной политики в области образования и науки является создание и государственная поддержка сети национальных исследовательских университетов. Основной задачей национальных исследовательских университетов является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, а также внедрение высоких технологий в производство.

Первыми национальными исследовательскими университетами стали МИФИ и МИСиС. В 2009-2010 годах были проведены два конкурса, по итогам которых ряду вузов была присвоена категория «национальный исследовательский университет». К настоящему моменту статус национального исследовательского университета присвоен 28 государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования и учреждению Российской академии наук «Санкт-Петербургский академический университет - Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН».

Обязательность взаимодействия национальных исследовательских университетов с бизнесом заложена в условиях конкурса - ежегодное внебюджетное софинасирование программ развития национальных исследовательских университетов должно составлять не менее 20 % размера ассигнований из федерального бюджета. Поддержка из федерального бюджета каждой из указанных программ развития предусмотрена в размере 1,8 млрд рублей. Таким образом, создание федеральных и национальных исследовательских университетов позволяет направить на их поддержку дополнительные бюджетные средства и привлечь в сферу образования значительные ресурсы из внебюджетных источников.

Важное значение для активизации процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) и создания дополнительных рабочих мест в наукоемких отраслях промышленности имеет принятый 2 августа 2009 года Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее – Закон № 217-ФЗ).

Принципиально важно, что сразу после принятия Закона № 217-ФЗ как законодатели, так и уполномоченные органы исполнительной власти с целью устранения правовых и административных барьеров в реализации его норм в оперативном режиме организовали мониторинг правоприменительной практики, выявивший ряд проблем, препятствующих его эффективной реализации, и показавший необходимость принятия комплекса безотлагательных мер.

Во-первых, в соответствии с положениями Закона № 217-ФЗ бюджетные учреждения науки и образования наделяются правом вносить в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ наряду с правами на РИД денежные средства. Однако до 1 января 2010 года в рамках действующего бюджетного законодательства такая возможность не могла быть реализована. Указанное противоречие было снято после принятия 2 декабря 2009 года Федерального закона № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Во-вторых, действующее законодательство содержало ограничение на реализацию предусмотренного Законом № 217-ФЗ положения о внесении оборудования и иного имущества в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ. Данное противоречие снимается  с 1 января 2011 года после вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Кроме того, указанный закон наделяет бюджетное учреждение правом осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, а доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Таким образом, к настоящему моменту обеспечена законодательная основа для использования образовательными и научными учреждениями денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также приобретенного за счет этих средств имущества.

Ключевой проблемой, препятствующей созданию на основании Закона № 217-ФЗ хозяйственных обществ, по мнению профессионального сообщества, является невозможность передачи вузами и научными учреждениями малым инновационным предприятиям в аренду на льготной основе помещений и оборудования без проведения конкурсов и аукционов.

Для решения данной проблемы в 2010 году Министерством образования и науки Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения деятельности хозяйственных обществ, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности», предусматривающий право высших учебных заведений и научных учреждений сдавать в аренду на льготной основе без права выкупа, без проведения конкурсов и аукционов и без согласия собственника имущества хозяйственным обществам, являющимся субъектом малого или среднего предпринимательства, учредителями (участниками) которых являются данные учреждения, временно неиспользуемое имущество, в том числе недвижимое.

Кроме того, на сегодняшний день принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 года № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества», определяющее общий порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечней федерального имущества для целей предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Практика реализации Закона № 217-ФЗ выявила проблему, препятствующую реальному внедрению РИД в промышленное производство, поскольку Закон № 217‑ФЗ содержит запрет на предоставление хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передачу им по иным основаниям внесенного в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ права на использование РИД. В настоящее время Минобрнауки России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», исключающий данное положение.

В целом анализ, проведенный Комитетом, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время круг правовых проблем, препятствующих успешной реализации Закона № 217-ФЗ, определен. Некоторые из них уже устранены, намечены пути решения оставшейся части проблем.

О том, что Закон № 217-ФЗ реализуется на практике, свидетельствует положительная динамика роста числа создаваемых на основании Закона № 217-ФЗ хозяйственных обществ. Так, по состоянию на 7 декабря 2010 года в Министерство образования и науки Российской Федерации поступили уведомления о создании 627 хозяйственного общества на базе 146 вузов и 11 научных организаций, численность работников малых инновационных предприятий составляет 2,4 тыс. человек. По оценкам Минобрнауки России, порядка 70-80 % из них активно работают.

Вместе с тем, не вызывает сомнений, что создание бюджетными и научными учреждениями хозяйственных обществ является лишь первым этапом реализации Закона № 217-ФЗ. Для того, чтобы количество малых инновационных предприятий неуклонно росло, а уже созданные хозяйственные общества успешно развивались, необходимо создание благоприятных условий для их функционирования, в том числе путем предоставления им налоговых льгот и преференций и создания спроса на инновации, ими производимые.

С целью налогового стимулирования создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ был принят Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляющий право созданным на основании Закона № 217-ФЗ малым инновационным предприятиям применять упрощенную систему налогообложения.

Федеральным законом от 16 октября 2010 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для созданных на базе бюджетных научных и образовательных учреждений малых инновационных предприятий установлен льготный режим обязательных взносов на социальное страхование на 2011-2014 годы.

Полигоном для решения ключевых задач инновационного развития России и образцом эффективного взаимодействия науки, образования и высокотехнологического бизнеса призван стать созданный по инициативе Президента России Д.А. Медведева в соответствии с Федеральном законом от 28 сентября 2010 года № 244‑ФЗ инновационный центр «Сколково», опыт создания и функционирования которого и отработанные в нем правовые, экономические и финансовые механизмы впоследствии могут быть распространены на другие инновационные центры страны.

Одним из наиболее эффективных путей решения задач интеграции является реализация программно-целевого метода, который предусматривает адресную поддержку образовательных учреждений, научно-образовательных центров, научных школ и молодых ученых через конкурсные механизмы. На достижение указанных целей направлены Федеральные целевые программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 -2013 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы», а также программы, реализуемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В 2010 году Министерством образования и науки Российской Федерации в целях развития интеграции образования, науки и высокотехнологичного производства начата работа по поддержке научных исследований и разработок в ведущих вузах страны по трем новым направлениям, а именно:

конкурсная поддержка кооперации вузов и высокотехнологичных предприятий в сфере прикладных исследований (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218);

конкурсная поддержка развития инновационной инфраструктуры высшей школы (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010  года № 219);

привлечение на основе конкурса ведущих ученых в российские вузы с целью обновления и развития российских научных школ (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 220).

Планируемый объем финансирования этих мероприятий из федерального бюджета на три года составит 39 млрд. рублей.

С целью стимулирования спроса на инновации и поддержку процессов интеграции вузовской науки с производством Постановлением Правительства Российской Федерации № 218 от 9 апреля 2010 года предусмотрено выделение субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3 лет, объемом до 100 млн. рублей в год на финансирование комплексных проектов по организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями. Общий объем бюджетного финансирования программы на 2010-2012 годы составляет 19 млрд. рублей. Субсидия выделяется промышленному предприятию, что позволяет гарантировать востребованность разработки вуза и её дальнейшее использование. В 2010 году победителями конкурса стали 57 проектов, заявленных  56 высокотехнологичными предприятиями.

При этом необходимо отметить, что, по словам Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, «сегодня в самых разных конкурсах, которые связаны с взаимодействием высшей школы с реальным сектором экономики, с развитием инновационной инфраструктуры, с привлечением к образованию ведущих ученых, получением научных грантов на привлечение таких ученых в наши университеты, участвует не более трети российских вузов. Побеждают еще меньше. И учитывая это, а также оценки работодателей, можно сказать, в полной мере соответствуют современным требованиям к образовательному процессу в настоящее время порядка 100–150 высших учебных заведений».

В целом, для успешной реализации интеграции науки, образования и производства требуются специалисты, имеющие навыки по применению корпоративного законодательства, привлечению инвестиций, управлению проектами, оценке коммерческих рисков, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и другие. Указанная необходимость в свою очередь требует целенаправленной подготовки и переподготовки соответствующих кадров.

Кроме того, новые требования к учреждениям профессионального образования ведут к необходимости повышения уровня профессорско-преподавательского состава вузов, что неразрывно связано с проблемами повышения статуса педагогического работника, законодательного закрепления и повышения статуса научного работника.

Учитывая результаты состоявшейся дискуссии, в целях совершенствования законодательного обеспечения интеграции образования, науки и высокотехнологичного производства как ключевого фактора инновационного развития Российской Федерации участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

- ускорить разработку и принятие федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»;

- ускорить принятие проекта федерального закона № 412571-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности»;

- ускорить принятие проекта федерального закона № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности»;

- разработать и внести изменения в действующее законодательство в части правового урегулирования вопросов ликвидации созданных на основании Закона № 217-ФЗ хозяйственных обществ;

- разработать изменения в действующее законодательство в части повышения статуса педагогического работника и закрепления статуса научного работника;

2. Правительству Российской Федерации:

- ускорить процедуру согласования и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалистов;

- совместно с работодателями, коммерческими организациями с преобладающим государственным участием, саморегулируемыми организациями и национальными исследовательскими университетами обеспечить разработку профессиональных квалификационных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Российской Федерации;

- рассмотреть возможность разработки комплексной программы по интеграции образования, науки и наукоемкого производства, устанавливающей приоритетные направления интеграционного процесса;

- разработать и внести изменения в действующие законодательство, распространяющие действие Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» в части создания базовых кафедр, на высокотехнологичные предприятия различных форм собственности;

- ускорить согласование и внести в Государственную Думу в первоочередном порядке проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения деятельности хозяйственных обществ, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности», разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации;

- ускорить согласование и внести в Государственную Думу в первоочередном порядке проект федерального закона «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации;

- разработать и внести в Государственную Думу изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», учитывающие особенности размещения заказа на выполнение НИОКР;

- рассмотреть возможность закрепления в действующем законодательстве таких понятий как «научно-образовательный кластер» и «центр компетенций»;

- с целью сохранения и развития кадрового потенциала отечественной науки разработать комплекс мер по стимулированию притока молодых ученых и специалистов в научные и научно-исследовательские организации, осуществляющие деятельность по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

- разработать механизмы стимулирования крупных промышленных предприятий к сотрудничеству с созданными на основании Закона № 217-ФЗ хозяйственными обществами;

2. Федеральным органам исполнительной власти:

Министерству образования и науки Российской Федерации:

- разработать эффективные механизмы интеграции образования, науки и наукоемкого производства;

-при принятии решения о проведении конкурсов на право получения субсидии на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218 учитывать реальные сроки, необходимые для выполнения указанных проектов;

- рассмотреть возможность внесения изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218 в части предоставления возможности победителю конкурса – получателю субсидии привлекать соисполнителей к выполнению отдельных этапов работ по созданию высокотехнологичного производства без проведения конкурсов, в том случае если данный соисполнитель указан в техническом задании в согласованном перечне привлекаемых субподрядчиков;

- унифицировать систему отчетности для высокотехнологичных предприятий и учреждений науки и образования при выполнении совместных работ, как в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218, так и в рамках федеральных целевых программ, ориентированных на интеграцию образовательных и научных учреждений с промышленными предприятиями;

- разработать предложения по реализации и разработке целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого и инновационного предпринимательства, в том числе специалистов в области коммерциализации результатов инновационной деятельности, работающих в создаваемых в соответствии с Законом № 217-ФЗ хозяйственных обществах;

- расширить практику создания и государственной поддержки научно-образовательных центров, в том числе на базе научных организаций государственных академий наук и государственных научных центров Российской Федерации;

- разработать предложения по формированию в вузах и научных учреждениях патентной, оценочной и метрологической служб;

Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации:

- рассмотреть возможность внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, обеспечивающих предоставление налоговых льгот вузам и научным учреждениям, создающим на основании Закона № 217-ФЗ хозяйственные общества, а также предприятиям и организациям – покупателям продукции указанных обществ;

- рассмотреть возможность внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения в части исключения из налогооблагаемой базы стоимости современного специального оборудования, переданного бюджетному научному или образовательному учреждению в постоянное пользование сторонней организацией для выполнения НИОКР;

- разработать механизм оказания вузами и научными учреждениями финансовой помощи с использованием внебюджетных источников созданным на основании Закона № 217-ФЗ хозяйственным обществам;

4. Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

- обеспечить создание системы среднесрочного и долгосрочного планирования занятости населения в отраслях экономики в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего профессионального образования;

- разработать меры дополнительной поддержки образовательных учреждений, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах с привлечением  к данной работе объединений, коммерческих организаций, заинтересованных в подготовке выпускников учреждений профессионального образования;

- обеспечить при участии объединений работодателей разработку региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, образования и российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;

- рассмотреть возможность реализации пилотного проекта по созданию в отдельных регионах консорциумов университетов и научных организаций как модели интеграции образования, науки и наукоемкого бизнеса;

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- разработать систему мер государственной поддержки на региональном уровне участия высших учебных заведений на территории субъекта Российской Федерации в конкурсах, связанных с взаимодействием высшей школы с реальным сектором экономики;

- рассмотреть возможность государственной поддержки на региональном уровне малого инновационного бизнеса, включая финансовую поддержку на начальных этапах развития, а также формирование льготного муниципального или регионального заказа на производимую им продукцию в течение первых 2‑3 лет работы малого инновационного предприятия.