«Круглые столы»

Туризм в субъектах Российской Федерации: региональные особенности и перспективы развития

Рекомендации

Участники "круглого стола", обсудив вопросы регионального развития  туризма в субъектах Российской Федерации, отмечают следующее.

Туризм в начале 21 века стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира.

Путешествия в настоящее время перестали быть просто удовольствием, развлечением или роскошью, а превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных, интеллектуальных и иных потребностей, восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. В то же время, "свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны", - указывается в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 год (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1663-р).

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Эта отрасль имеет большое значение в целом для государства и общества, в частности, для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие.

Особую актуальность приобретают вопросы реализации государственной политики и осуществления правоприменительных  функций  в сфере туризма. Ключевые цели, задачи, принципы и направления государственной политики России  в сфере туризма определены в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других документах. Это:

- развитие туризма как необходимого условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества жизни в современном обществе;

- защита прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение безопасности туризма;

- формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации;

- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;

- формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

В результате мониторинга, проведенного Ростуризмом совместно с туристскими администрациями субъектов Российской Федерации, по состоянию на июнь 2009 года, сокращение выездного турпотока из России составило в среднем на 20 - 25 %. С учетом такого падения, часть российских туристов переориентировалась на внутренний туризм.

Лидером по числу туристских прибытий остается Южный Федеральный округ. По данным Администрации г. Сочи, количество туристов в мае - июне 2009 года составило 780 тыс. чел., что на 4% больше, чем в аналогичный период 2008 года; Анапу в этом году уже посетило 230 тыс. чел., что на 15% больше показателей 2008 года. Рост турпотока в Геленджик на данный момент составляет 3%, а в Республику Дагестан 4,7%. Положительная динамика также отмечается в Республике Калмыкии, где рост турпотока составил 15%, Ростовской области - 5%, Ставропольском крае.

Популярные туристические города центральной России влияния кризиса на себе не ощутили. Снижения потока нет, а в некоторых областях даже наблюдается небольшой рост количества туристов. Например, в Новгородской области рост составляет 3,2%. Положительна тенденция развития оздоровительного туризма в ЦФО — санатории и профилактории в большинстве регионов загружены на 100%. В Пензенской области при прежнем объеме турпотока доходы от сферы туризма несколько снизились за счет роста спроса на более экономичные виды туров и средства размещения. При этом загрузка гостиниц остается практически 100% благодаря развитию событийного туризма (проведение Лермонтовских дней, Всесоюзная спартакиада школьников - июль 2009 г. и т.д.).

Активно развивается туризм на Алтае, что, прежде всего, связано с разработкой особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Стоит отметить снижение роста туристов, пользующихся услугами туроператоров. Наблюдается тенденция роста количества туристов, путешествующих самостоятельно, в том числе и на автомобиле.

Объемы внутреннего туризма значительно превышают показатели выезда и въезда – в прошлом году внутри страны отдохнуло более 30 млн. человек. Ярким примером тенденции роста внутреннего турпотока является Республика Алтай, на территорию которой, по данным администрации региона, за 8 месяцев текущего года въехало из соседних субъектов Российской Федерации 350 тыс. автомобилей, в то время как за весь прошлый год это количество составило всего 177 тыс. автомобилей.

Тем не менее,  экспертные прогнозы на  2009 год  в целом  более благоприятные, чем на полугодие. 

Во внутреннем туризме, в начале туристского сезона наблюдался спад туристского потока в среднем по регионам на 10%. В настоящее время ситуация выравнивается и рост туристских потоков принимает устойчивый характер (по экспертным оценкам в  2009 году в России отдохнет около 32 млн. россиян).

Экономический кризис не обошел стороной бюджетные ассигнования, выделяемые  федеральным и региональным органам государственной власти  на развитие туризма (бюджет Ростуризма на поддержку туристической деятельности по сравнению с 2008 годом  уменьшился на  35%  в 2009 году и  на 55% в  2010 году). В регионах России произошло существенное сокращение финансирования программ в сфере туризма в пользу других отраслей экономики, что привело к приостановлению реализации программных мероприятий, а в ряде случаев, и к отмене программ.

Вместе с тем позитивным моментом являются изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дающие право органам местного самоуправления осуществлять полномочия по развитию туризма, а также позволяющие использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства. 

О важном значении туризма для социально-экономического, культурного, экологического развития регионов России свидетельствует активно формирующееся законодательство субъектов Российской Федерации о туристской деятельности. В более половине субъектов Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы "О туризме", "О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации", "О поддержке развития туризма", "О развитии внутреннего и въездного туризма" и т.д.). Наряду с законами в субъектах Российской Федерации действуют концепции  развития туризма (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, утверждено множество региональных целевых программы  развития туризма.

Важнейшим элементом государственной политики в сфере туризма является формирование "культуры отдыха", о которой говорил Президент России Д.А. Медведев (Красная поляна, Сочи, 12 января 2009 года). По нашему мнению, "культура отдыха" ("культура туризма") - это качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, представителей власти, работников предприятий туристской индустрии, населения, принимающих туристов регионов (субъекты туризма). Культура отдыха предполагает осознание всеми субъектами туризма роли и места туризма в современном мире, необходимости формирования в обществе модели поведения, связанной с рациональным использованием свободного времени в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и других туристских целях.

Составной частью "культура отдыха" является "культура личной безопасности туриста". Это значит, что каждый турист в процессе подготовки и совершения путешествия должен сознательно относиться к обеспечению своей личной безопасности, в том числе адекватно оценивать опасности (риски) причинения вреда его жизни и здоровью, строго соблюдать меры обеспечения личной безопасности, законы страны (места) временного пребывания, уважать обычаи и традиции населения регионов (центров, территорий), принимающих туристов (местное население), рационально использовать компоненты и объекты окружающей среды, бережно относиться к туристским ресурсам.

Формирование культуры отдыха невозможно и без развития "туристского сознания" местного населения. Гаагская декларация по туризму (1989) определяет "туристское сознание" как определенную "идеологию гостеприимства" по отношению к путешественникам и туристам, вырабатываемую "у сотрудников таможенных и иммиграционных властей, персонала туристских предприятий и широкой общественности с целью уважения человеческого достоинства и в первую очередь для недопущения каких-либо проявлений дискриминации". Отрадно, что в российских регионах уже появляются первые программы, направленные на формирование туристского сознания населения туристских центров (например, проект "Сочи - гостеприимный город").

Среди приоритетных задач государственной политики в сфере туризма на ближайшую перспективу на первое место выходят задачи в области правового регулирования  туризма и государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма.

В частности, к таким задачам относятся:

- ужесточение юридической ответственности туроператоров за причинение вреда жизни и здоровью туристов, нарушение иных норм законодательства в области безопасности туризма, установление дополнительных оснований для исключения сведений о туроператорах из реестра и др.;

- введение обязательной аттестации инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков;

внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по развитию туризма);

- установление особенностей правового регулирования путешествий несовершеннолетних туристов, включая повышенную ответственность туроператоров и турагентов за качество и безопасность предоставляемых услуг, определение квалификационных требований к руководителям турфирм, организующих путешествия групп несовершеннолетних туристов, а также квалификационных требований к руководителям таких групп;
формирования правовых основ функционирования единой автоматизированной информационной системы учета реализации туристского продукта на территории Российской Федерации;

- совершенствование нормативной правовой базы для развития культурно-познавательного туризма;

- введение обязательного страхования расходов туристов, выезжающих за рубеж, а также обязательного страхования туристских маршрутов повышенной опасности (экстремальный туризм) в пределах России, с установлением минимального размера страховой суммы и минимального набора страхуемых рисков, оказываемых страховых услуг;

- подготовка проекта нового федерального закона "О туризме";

- подготовка федеральных законов «О социальном туризме» и «О детском и юношеском туризме»;

- создание условий для расширения туристической и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и других территорий Российской Федерации,  развития сельского туризма;

- создание налогового инструмента поддержки социального туризма (детей, молодежи, пожилых людей и др.) путем внедрения в практику туристской деятельности социального налогового вычета по налогу на доходы с физических лиц при оплате расходов на путешествия в пределах территории Российской Федерации;

- существенное увеличение бюджетных ассигнований на продвижение внутреннего и въездного туризма в России и за рубежом;
- создание полиязычного государственного информационного портала "Туризм России";

- создание сети представительств  Ростуризма за рубежом с целью продвижения туризма и содействие в обеспечении безопасности российских туристов, находящихся за пределами Российской Федерации.

По экспертным оценкам сегодня по количеству гостиничных проектов Россия находится на втором месте в Европе.  Количество  введенных  в  эксплуатацию  до  начала  экономического  кризиса  гостиниц  ежегодно увеличивалось на 20-25%, в основном за счет отелей, которые находятся под управлением международных цепочек. Так, в 2008 году введено в эксплуатацию 600 средств размещения на 45 тыс. мест. При этом под управлением отечественных компаний находится только 5% российских отелей. Международные операторы считают российский рынок очень перспективным, причем интерес представляют не только Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники, но еще и те небольшие туристические города, в которых гостиничные сети пока не представлены. В России действуют такие гостиничные корпорации как Holiday Inn, Accor, Marriott, Hyatt Hotels и многие другие.

Правительством Российской Феедрации в 2009 году Ростуризму было выделено около 50 млн. руб. для производства и  многократной трансляции  (в период с 1 августа по 15 декабря 2009 года) телесюжетов и телефильмов  о развитии туризма в  14 регионах России. В настоящее время  трансляция этих сюжетов осуществляется на крупнейших общероссийских телеканалах на всей территории России. Планируется  также  трансляция отдельных телесюжетов (с переводом на английский язык)  для зарубежной аудитории.

В целях продвижения въездного туризма организован единый стенд и проведены презентации «Новый туристский продукт России» на таких  международных туристских выставках, как «MATKA» (Хельсинки); «FITUR»  (Мадрид); «ITВ»  (Берлин); «Globe»  (Рим); «KOTFA»  (Сеул) ; «BITE»  (Пекин), «JATA» (Токио); «TOP RESA» (Париж); «ОТДЫХ/LEISURE» (Москва).

Участники презентаций, среди которых были представители деловых туристических кругов, зарубежных СМИ, органов исполнительной власти в сфере туризма, высоко оценивают эффективность проведения подобных мероприятий на регулярной основе.

В июне 2009 года  Ростуризмом, Минспорттуризмом России совместно с посольствами и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом были организованы презентации туристских возможностей нашей страны, посвященные Дню России (Варшава, Мадрид,  Хельсинки).

В  ноябре 2009 года начнет функционировать новый официальный сайт (портал) Ростуризма, который на русском и иностранном языках будет содержать не только обязательную информацию, но и сведения о развитии туризма в регионах России. Также планируется активно сотрудничать в этом направлении  с уполномоченными органами по туризму субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации реализуются 65 региональных целевых программ развития туризма, в 5 регионах приняты концепции развития туризма. Финансирование региональных программ развития туризма предусматривается за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников и составляет по предварительным оценкам около 37 млрд. рублей, из них из внебюджетных источников около 32 млрд. рублей, что составляет почти 85% от общей суммы.

Основными сдерживающими факторами для развития внутреннего и въездного туризма являются:

- значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время;

- недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;

- постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов;

- обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране;

- дефицит квалифицированных профессиональных кадров;

- избыточные административные формальности, связанные инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;

- недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма и др.

Препятствием на пути развития массового  туризма является также нехватка в стране гостиниц туристского класса. К примеру, Санкт-Петербургу не хватает, прежде всего, 3-звездочных отелей и гостиниц эконом-класса. Для самых активных гостей - людей, которые чаще всего путешествуют семьями, молодежи - нет подходящих средств размещения. В историко-культурных центрах - таких, как Владимир и Суздаль, Ростов Великий, Псков, Новгород, Ясная Поляна, Ярославль, Переславль-Залесский, Кострома, - туристы редко задерживаются более чем на одну ночь. Тем не менее, дефицит средств размещения периодически возникает и здесь. Существующие гостиницы не покрывают спрос.

Как показывает мировой опыт кризисная ситуация может стать своеобразным инструментом развития  национальных экономик. Так, падение курса национальных валют, повышает интерес к продуктам и услугам внутреннего и въездного  туризма. Этот фактор необходимо использовать для переориентации выездных туристских потоков на внутренний туризм, а также увеличить долю въездного туризма в российском туризме.

В условиях мирового экономического кризиса становится актуальным вопрос о "туристской независимости" нашей страны, которая является элементом системы национальной безопасности. "Туристская независимость" заключается в физической и экономической доступности для россиян внутренних туристских, курортных и иных рекреационных ресурсов, а также туристско-рекреационных услуг, адекватного количества и качества. "Туристская независимость" России предполагает способность нашей страны удовлетворять потребности своих граждан в туризме, санаторно-курортном лечении и отдыхе в основном за счет внутренних ресурсов, гигантский потенциал которых в настоящее время используются только на 20% и не всегда эффективно.

При эффективной государственной поддержке доля туризма в ВВП России может существенно вырасти и подняться до уровня европейских стран. Для этого необходимо возродить институт турпредставительств за рубежом. 

Развивая туризм,  нужно последовательно решать, как минимум, две ключевые задачи:

- всемерное содействие  путешествиям граждан,  оказанию им качественных  и безопасных  туристских услуг, а также создание благоприятных условий для  развития  индустрии и инфраструктуры  въездного и внутреннего  туризма;

- обеспечение безопасности личности, общества, основополагающих элементов государства,  а также  охрана  окружающей среды от  угроз безопасности,  связанных с разрушительным и  неупорядоченным развитием туризма,  негативными последствиями такого развития.

Важнейшим аспектом формирования образа России как страны, благоприятной для туризма, является ее визовая политика. 

Для упрощения визовых формальностей было принято постановление Правительства Российской Федерации  от 7 мая 2009 г. № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки». Положением определен перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки: (Большой порт «Санкт-Петербург» (г. Санкт-Петербург), Владивосток (Приморский край), Выборг (Ленинградская область), Калининград (Калининградская область), Корсаков (Сахалинская область), Новороссийск (Краснодарский край), Пассажирский порт Санкт-Петербург (г. Санкт-Петербург), Сочи (Краснодарский край).

Российское правительство планирует не позднее 2015 года, отработав всю необходимую нормативно-правовую документацию, обеспечить допуск иностранных спортивных и круизных судов во внутренние водные пути нашей страны. Планируется также принятие законопроекта  «Консульский устав Российской Федерации», который  предусматривает  оптимизацию процедур по оформлению российских виз для иностранных граждан, в том числе с учетом интересов развития въездного туризма в нашей стране.

Согласно  действующему законодательству о туристской деятельности государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в том числе путем стандартизации и классификации объектов туристской индустрии. Системы классификации объектов туристской индустрии (гостиниц,  пляжей и горнолыжных трасс), утвержденные Ростуризмом (далее – системы классификации), в настоящий момент являются единственными в Российской Федерации национальными системами классификации. Они носят добровольный характер и являются открытыми для участия в них организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, признающих и выполняющих их правила.

Системы классификаций показали свою жизнеспособность и являются эффективным инструментом защиты прав и законных интересов потребителей, содействуют увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки услуг, предоставляемых объектами туристской индустрии.  За время работы Системы классификации объектов туристской индустрии  было проклассифицировано 428 средств размещения, 5 пляжей и 6  горнолыжных трасс.

В связи с подготовкой к проведению в г. Сочи  XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года проводится работа по внедрению системы классификации гостиниц и других средств размещения.

В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации готовятся проекты правовых актов, направленные на введение единой общероссийской системы классификации объектов туристской индустрии.

Для выработки эффективной стратегии развития туризма необходим постоянный анализ рынка и прогноз его развития, что невозможно без достоверной статистической информации.  В этой связи Ростуризмом совместно с Росстатом  проводится работа по формированию современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям. Проведена работа по систематизации статистических данных, определена совокупность форм федерального статистического наблюдения, в которых отражены показатели туристского рынка России. Установлена практика регулярного мониторинга таких важных показателей туристского рынка как внутренние, въездные и выездные туристские потоки, объём туристических и гостиничных услуг.

Для координации усилий различных ведомств сегодня необходима долгосрочная программа развития культурно-познавательного туризма в России, в разработке которой должны самое внимательное участие принять и регионы.

Туристская отрасль способна оказывать значительное влияние на динамику основных показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Однако на сегодняшний день региональные туристские ресурсы используются не в полном объеме вследствие роста цен на железнодорожные и авиабилеты и недостаточно гибкой ценовой политики новых, современных отелей, возведенных в Российской Федерации в последние годы.

Уже с начала 2009 года наблюдается всплеск в развитии автотуризма в России, что свидетельствует о необходимости развития придорожной инфраструктуры. На сегодняшний день, доля автотуризма от общего турпотока составляет около 5%, а в Краснодарском крае эта цифра возрастает до 30%.

Согласно данным Росстата за 2008 г., протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации – порядка 970 тыс. километров, около 570 тыс. км из них составляют дороги с твердым покрытием. Наибольшая протяженность автодорог с твердым покрытием в Московской области – 25 тыс. км. В последние годы в Российской Федерации наблюдается бурный рост автомобильного рынка в основном за счет роста парка индивидуальных легковых автомобилей. По данным Росстата, на конец 2008 г. по России на 1 тысячу населения приходились 213 единиц собственного легкового автотранспорта. Ежегодные темпы прироста числа автомашин равны приблизительно 2 млн. ед.

Сотни тысяч людей едут отдыхать и вправе рассчитывать на достойное сервисное обслуживание на всем пути следования, но в реальности этот сервис только начинает развиваться. По информации Росстата, на автомобильных дорогах федерального значения расположено 4720 пунктов торговли, 4520 АЗС, 4172 пункта питания, 1099 станций технического обслуживания и только 519 медпунктов и 482 мотеля, включая кемпинги. Между тем именно придорожные гостиницы могут сегодня обеспечить такой немаловажный фактор, свидетельствующий в их пользу, как безопасность гостей, поскольку ночлег в автомобиле на трассе не только неудобен, но и небезопасен. Необходимость более активного развития придорожной инфраструктуры продиктована еще и тем, что, согласно прогнозам, интенсивность на автодорогах в ближайшие 3-5 лет возрастет в среднем в 1,6 раза, а к 2015 г. ежегодное число автотуристов должно достигнуть по разным оценкам от 3 млн. до 5 млн. человек.

Наиболее востребованными из объектов придорожной туристской инфраструктуры являются мотели и кемпинги. Согласно результатам анализа статистических данных, полученных в результате мониторинга, проведенного Ростуризмом в I квартале 2009 г. в субъектах Российской Федерации, на сегодняшний день насчитывается 1916 придорожных объектов размещения, что составляет 17% от всего гостиничного фонда России (11,4 тыс. ед.). Доля мест в мотелях и кемпингах составляет 2% (51,9 тыс.) от общего количества мест во всех коллективных средствах размещения в Российской Федерации (1 680 тыс.). Инфраструктурная освоенность основных автомобильных трасс федерального и регионального значения в настоящее время находится на недостаточном уровне для качественного обслуживания подобных туристских потоков и требует неотложного решения в ближайшем будущем.

Сегодня в развитии придорожного туризма наблюдаются и положительные тенденции.

В ряде регионов России (Республике Карелия, Чувашской Республике, Республике Башкортостан, Московской, Ленинградской, Свердловской, Рязанской, Владимирской Курганской, Тверской, Волгоградской и других областях) разработаны и приняты различные программы развития придорожного сервиса. Программы предполагают осуществление ряда мероприятий по совершенствованию и развитию дорожной сети и размещению объектов придорожной инфраструктуры.

По прогнозам Ростуризма, в России будут сданы около 200 гостиниц и других средств размещения. Уже сегодня современное оснащение гостиниц Южного Федерального округа позволяет туристам комфортно отдыхать на юге России в бархатный сезон – в сентябре и октябре, что было проблемой еще лет 5 назад.

Обсудив состояние туристского рынка, нормативно-правовой базы в сфере туризма в Российской Федерации, роль туристской отрасли в экономическом и социальном развитии государства, участники «круглого стола» отмечают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность и рекомендуют Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти, ученым и специалистам, профессиональным ассоциациям и союзам:

1. Продолжить работу по финансированию и созданию условий для развития современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, оптимально учитывая интересы всех участников и способствуя привлечению российских и зарубежных инвестиций посредством реализации действующих и разработки новых федеральных целевых программ.

2. Разработать меры по развитию социального туризма для детей, студентов, инвалидов и пожилых граждан. Следует учитывать, что детский и молодежный туризм  является не только индустрией развлечения и отдыха, но и важнейшей политической составляющей нашей жизни, имеет большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения.

3. Поддержать разработку мер по повышению безопасности российских туристов, как в России, так и за рубежом, но при этом не усугублять положение малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.

4. Разработать и принять федеральные законы «О социальном туризме», принятие которого позволит вовлечь в сферу туризма миллионы российских семей, людей с ограниченными физическими возможностями, привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру туризма, способствовать формированию новых рабочих мест, пополнению местных и региональных бюджетов и «О детском и юношеском туризме», реализация которого способствовала бы физическому, духовному и патриотическому воспитанию молодежи.

5. Создать национальную систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, (в т.ч. высвобождаемых в результате кризиса) для работы в сфере туризма, что должно способствовать улучшению качества обслуживания в туристической индустрии. Для этого необходимо построение системы мониторинга профессионально-квалификационной структуры потребности индустрии туризма в рабочей силе, рассматриваемой как форма государственного регулирования с расширением возможности подготовки кадров для предприятий индустрии гостеприимства и системе среднего специального образования.

6. Разработать новые, более современные  профессиональные стандарты, учитывающие необходимые квалификационные уровни подготовки, и являющиеся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ. Чтобы повысить роль профессиональных стандартов необходимо создать нормативно-правовое обеспечение их внедрения путем закрепления правового статуса стандарта в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности".

7. Принять меры по снижению тарифов на пассажирские перевозки с учетом падения цен на энергоносители, введению более гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на авиационном и железнодорожном транспорте (более широкое применение групповых тарифов, бонусных систем, агентского комиссионного вознаграждения).

8. Формировать программы событийного туризма (конгрессы,  фестивали, конкурсы, праздники и т.д.), разработать план ключевых, "знаковых" событий года, и широко представлять информацию о туристских возможностях страны и субъектов Российской Федерации  (Интернет, СМИ и др.).

9. Совершенствовать и расширять исследования по мониторингу, анализу и прогнозированию туристского рынка Российской Федерации, используя Международный опыт оценки экономической роли туризма, закреплённой в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связанной с внедрением в национальные системы статистического учёта специального инструмента сателлитных (вспомогательных) счетов, продолжать участие в ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011гг.».

10. Организовать серию туристических медиа-форумов как в России, так и за рубежом, для объединения усилий российских СМИ при продвижении внутреннего и въездного туризма, активно использовать возможности сети Интернет для изучения мирового опыта продвижения туристского потенциала, разработать рекомендации по созданию национального туристского портала, ориентированного на развитие внутреннего и въездного туризма.

11. Разработать предложения по формированию правовых основ функционирования единой автоматизированной информационной системы учета реализации туристского продукта на территории Российской Федерации.

 

Правительству Российской Федерации, кроме того:

1.  Разработать и утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Российской Федерации» с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма.

2. Разработать и внести предложения по изменению Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в  Российской Федерации», в том числе, в части:

- снижения размеров обязательного финансового обеспечения ответственности  для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма до уровня 500 тысяч рублей, предусмотренных  для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

- создания Единой системы аттестации (аккредитации) и введения обязательной государственной аккредитации экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков,  инструкторов-проводников, которая прежде всего должна быть направлена на защиту прав потребителей экскурсионных услуг и укрепление доверия российских и иностранных туристов к услугам экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков,  инструкторов-проводников.

3. Разработать и внести предложения по изменению Налогового кодекса Российской Федерации, такие как:

-  отмена НДС  на доходы туроператоров от реализации санаторно-курортных путевок;

-  уменьшение базы по НДФЛ на всю сумму расходов на приобретение санаторно-курортных путевок. При этом Правительством Российской Федерации устанавливается максимальная сумма расходов  на одного человека. В настоящий момент налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по сумме, направленной на оплату в санаторно-курортном учреждении только медицинских услуг;

-  введение социального налогового вычета при начислении НДФЛ на доходы физических лиц в части сумм, направленных на приобретение туристских путевок на отдых и путешествия в России. Перечень услуг по организации туризма и отдыха на одного человека и общая сумма ежегодного социального налогового вычета может определяться  Правительством Российской Федерации, либо детализирован и соответствующих положениях Налогового кодекса РФ;

-  в целях эффективной поддержки детского и молодежного туризма целесообразно исключение из налогооблагаемой базы по налогам на доходы физических лиц путевок, полученных  в  рамках  проведения  мероприятий  и  программ  социального,  детского, молодежного туризма;

- введение налоговых льгот по налогу на имущество, земельному налогу санаторно-курортным предприятиям, лагерям детского отдыха,  осуществляющим обслуживание льготных категорий и социально незащищенных граждан;

- включение затрат на приобретение санаторно-курортных путевок для своих работников в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу но налогу на прибыль организаций;

- с целью содействия в строительстве новых средств размещения, питания и отдыха для детей и молодежи исключить из налогооблагаемой базы налога на прибыль и доходы организаций, оказывающие услуги в сфере детского и молодежного туризма в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности организаций, зарегистрированных с начала 2010 года;

-  увеличение предельных размеров выручки, предусмотренных для предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения;

- освобождение резидентов особых экономических зон туристско-рекреационного типа от ввозных таможенных пошлин на материалы и оборудование, импортируемое для строительства и реконструкции объектов на территории соответствующих зон.

4. Продолжить расширение действующих и  строительство новых туристско-рекреационных особых экономических зон в субъектах Российской Федерации.

5. Дальнейшее упрощение процедуры регистрации путешествующих с туристскими  целями  иностранных и  российских  граждан в коллективных средствах размещения. Предоставление туроператорам по аналогии с гостиницами права оказывать содействие в регистрации туристов, проживающих в жилом фонде, при соблюдении определенных правил взаимодействия с органами Федеральной миграционной службы Российской Федерации и других требований на основе специально разработанного положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

6. Разработать и внести предложения, направленные на усиление юридической ответственности туроператоров за  причинение  вреда жизни и здоровью туристов, осуществление незаконного предпринимательства в сфере туризма, нарушение иных норм законодательства в области безопасности туризма.

7. Разработать и принять меры в части отмены или, как минимум, снижения ввозных таможенных пошлин на закупку транспортных средств (круизных судов, воздушных судов, в том числе среднемагистральных), предназначенных для осуществления пассажирских перевозок туристов и экскурсантов, а также оборудования,  необходимого для строительства и развития инфраструктуры туризма, не производимого в России.

8. Принять меры по увеличению расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление льготных категорий граждан и детей за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, в частности Фонда социального страхования, с учетом, как минимум, индекса инфляции.

9. Принять меры по увеличению и повышению эффективности расходов на рекламу туристских возможностей страны в России и за рубежом за счет федерального бюджета, в том числе предоставление бесплатного времени теле- и радиотрансляции соответствующих программ и рекламы на государственных каналах.

10. Ускорить создание сети представительств Ростуризма за рубежом с целью продвижения туризма и содействия в обеспечении безопасности российских туристов, находящихся за пределами Российской Федерации.

11. Включить ведущих российских туроператоров в перечень предприятий, пользующихся приоритетной государственной поддержкой в условиях кризиса. Содействовать в получении ими кредитов для предоплаты блоков мест в российских гостиницах и санаторно-курортных учреждениях.

12. Разрабатывать меры по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата для строительства и развития инфраструктуры туризма.

13. Совершенствовать  и далее систему статистического учета  в туризме, совместно  с  представителями  науки  вести  постоянный  мониторинг  и  анализ состояния туризма в мире и в России, публиковать в ведомственных средствах массовой информации, таких как журнал "Туристический Олимп" Федерального агентства по туризму,  ежеквартально информацию о результатах.

14. Инициировать обсуждение возможности организации в Российской Федерации XX сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), проведение которой намечено на осень 2013 года, а решение о месте проведения будет принято в 2011 году, на XIX сессии  Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) в Корее.

Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:

1.  В соответствии с Планом действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (п.77) от 19 июня 2009 г. № 2802п-П13 внести в Правительство Российской Федерации концепцию программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы)» как эффективного инструмента антикризисных мер; 

2.  Провести обучающие семинары-совещания с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма по вопросам создания и модернизации региональной туристской инфраструктуры с использованием программно-целевого метода;

3.  Провести анализ нормативных правовых актов, регулирующих работу туристской отрасли, в том числе смежного законодательства, и подготовить предложения по их совершенствованию, включая положения по отнесению сферы туризма к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;   

4.  Продолжить работу в установленном порядке в рамках деятельности Межведомственной комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства по упрощению визовых формальностей для туристов, въезжающих в Российскую Федерацию из безопасных в миграционном отношении стран;

5.  Подготовить предложения по открытию за рубежом представительств по туризму в целях продвижения российского туристского продукта и увеличения въездного турпотока, а также финансовое обоснование для внесения в установленном порядке изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».

Федеральному агентству по туризму:

1. Подготовить и внести в установленном порядке в Минспорттуризм России предложения, направленные на совершенствование законодательства о туристской деятельности, в том числе по формированию правовых основ функционирования единой автоматизированной информационной системы  реализации туристского продукта, а также предложения, предусматривающие дополнительные основания исключения  сведений о туроператорах из реестра за  нарушение законодательства Российской Федерации. 

2. Подготовить и внести в Минспорттуризм России  финансовое обоснование  мероприятий связанных с  пропагандой туризма в России, включая продолжение  трансляций на  общероссийских телевизионных каналах сюжетов и телефильмов о внутреннем туризме и пропаганде туризма как эффективного средства формирования  здорового образа жизни в 2010г. и последующие 2011 и 2012гг. 

3.  С целью формирования имиджа России как страны, благоприятной для внутреннего и въездного туризма подготовить с учетом предложений субъектов Российской Федерации Комплексный план продвижения туристского продукта, в том числе с использованием современных информационных технологий, включая возможность создания общенационального интернет-портала по туризму.

4.  Повысить качество работы по статистическому наблюдению и учету в туристской отрасли, проводя на постоянной основе сбор, анализ оперативных и статистических данных, характеризующих состояние туристского рынка России, с представлением в Минспорттуризм России обобщенных статистических материалов, аналитических выводов и прогнозных показателей по итогам каждого полугодия. 

5.  Подготовить и внести в Минспорттуризм России предложения, по повышению эффективности системы профессиональной подготовки кадров для сферы туризма.

6. Разработка правил обслуживания в сфере отдельных видов туризма (детский, спортивный, автобусный и т. д.).

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, кроме того:

1.  Проанализировать региональное законодательство в сфере туризма и подготовить предложения по его совершенствованию;

2.  Продолжить разработку и утверждение региональных программ и стратегий развития внутреннего и въездного туризма по приоритетным направлениям туристской деятельности;

3.  Провести анализ региональных туристских продуктов и совместно с туроператорами подготовить предложения по более эффективному использованию туристско-рекреационного комплекса;

4.  Принять меры по расширению практики частичного финансирования процентной ставки по кредитам для нового строительства, ремонта и реконструкции предприятий индустрии гостеприимства на региональном уровне, а также упрощение процедуры получения такого рода адресной поддержки.

5.  Осуществлять мониторинг налогов и сборов, ставки которых определяются на региональном и муниципальном уровнях (налоги на землю, имущество юридических лиц, плата за пользование водными ресурсами, охотничьими угодьями и др.), а также ставок  обязательных  платежей,  устанавливаемых  уполномоченными  организациями, например, вознаграждения за использование объектов интеллектуальной собственности, портовых,  аэропортовых  сборов  и  т.д.  Разработать  предложения  и  рекомендация, направленные на предупреждение дальнейшего безудержного роста соответствующих платежей предприятиями туриндустрии и санаторно-курортного комплекса.

6.  Оказывать содействие в разработке инвестиционных проектов, создании благоприятного климата для инвесторов.

7.  Обратить внимание на необходимость использования креативных возможностей для продвижения российского туристского продукта, что особенно важно в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

8.  Отметить необходимость эффективного использования интернета для продвижения туристского продукта и туристских возможностей Российской Федерации.

Государственной Думе  и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кроме того:

Обеспечить первоочередное рассмотрение консолидированных законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, направленных на решение проблем в развитии приоритетных направлений туризма в Российской Федерации.