Рекомендации
Заслушав и обсудив вопросы подготовки врачей общей практики (семейных врачей) в медицинских учебных заведениях Российской Федерации участники «круглого стола» отмечают следующее.
Перспективы и пути совершенствования отечественного здравоохранения всецело зависят от профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров.
В Российской Федерации подготовка врачей осуществляется 47 медицинскими вузами, 20 медицинскими факультетами при государственных университетах и около 15 негосударственными медицинскими образовательными учреждениями. Последипломная подготовка проводится в 7 медицинских академиях последипломного образования и факультетами медицинских вузов. Ежегодно может быть обеспечено повышение квалификации 170 тысячам врачей в год.
Заслуживает поддержки, что акцент приоритетного национального проекта «Здоровье» на повышение эффективности работы первичного звена и укомплектованность его квалифицированными медицинскими кадрами является одним из важнейших элементов возрождения профилактической направленности действующей системы здравоохранения.
Участники «круглого стола» отмечают, что гарантированный доступ к получению медицинской помощи всех слоев населения, улучшение качества медицинских услуг и совершенствование эффективности самой системы здравоохранения должны стать главной целью каждого лечебно-профилактического учреждения.
Основным звеном в оказании медицинской помощи детям должны остаться детские поликлиники.
Вместе с тем, имеются нерешенные проблемы, касающиеся подготовки и переподготовки врачей общей практики (семейных врачей), обеспечения их рабочими местами.
В настоящее время подавляющее большинство поликлинических учреждений продолжают оказывать первичную медико-санитарную помощь силами участкового врача-терапевта и врачей узких специальностей. Подготовленные врачи общей практики (семейные врачи) практически не востребованы и работают участковыми терапевтами. Материально-техническое оснащение их рабочих мест не отвечает стандартам.
Назрела необходимость решения вопроса переподготовки действующих врачей, учитывая их возраст и реальные возможности переобучения, длительность обучения и возможности их замещения на рабочем месте. По-прежнему актуален вопрос последипломной подготовки врачей общей практики (семейных врачей) для работы в сельской местности и отдаленных территориях страны.
Реструктуризация первичного звена медико-санитарной помощи населению в условиях обязательного медицинского страхования должна базироваться на расширении организационно-правовых форм хозяйствования. С этой целью следует законодательно установить новые организационно-правовые формы и внести соответствующие поправки в действующие нормативные правовые акты, регулирующие имущественные, налоговые и трудовые организационно-экономические отношения.
Законодательно не определено место общей врачебной (семейной) практики в системе отечественного здравоохранения и основы взаимоотношений с другими его службами (социальной защиты, страхования); права и обязанности пациента; субъектов общей врачебной (семейной) практики; правовой, социальный статус и гарантии социальной защищенности всех субъектов общей врачебной (семейной) практики; принципы финансирования и налогообложения общих врачебных (семейных) практик; виды собственности при создании общей врачебной (семейной) практики и гарантии их равных прав; участие санитарно-эпидемиологических и других служб в решении проблем гигиены, оздоровления окружающей природной среды и борьбы с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями в рамках общей врачебно1 (семейной) практики.
По мнению участников «круглого стола» основными мерами, направленными на совершенствование подготовки врачей общей практики (семейных врачей) в медицинских учебных заведениях Российской Федерации, в части повышения приоритетности звена первичной медико-санитарной помощи в общей системе оказания медицинской помощи населению должны стать:
- повышение оплаты труда работников участковой службы на основе новых методов возмещения их услуг, ориентированных на достижение установленных показателей деятельности;
- повышение квалификации участковых врачей в постоянном режиме на рабочих местах в том числе и по узким специальностям, по разработанной программе для каждого врача;
- внедрение кредитной системы последипломной подготовки врачей;
- широкое использование дистанционного обучения врачей общей практики в режиме реального времени;
- включение специальности «общая врачебная практика (семейная медицина» в перечень научных специальностей;
- участие участковых врачей в планировании объемов помощи, возможность проследить ход и результаты лечения на других этапах (прежде всего в стационаре);
- координация врачом сельской врачебной амбулатории деятельности фельдшерско-акушерских пунктов и др.
Учитывая имеющийся опыт в деятельности врачей общей практики (семейных врачей), участники «круглого стола» рекомендуют:
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации
1. Провести анализ действующих нормативно-правовых актов, обеспечивающих деятельность и подготовку врача общей (семейной) практики.
2. Направить в Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере регулирования деятельности врачей общей (семейной) практики.
3. Внести предложения в Правительство Российской Федерации в части разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальной властью по подготовке, трудоустройству и обеспечению работы врачей общей (семейной) практики и сестринского персонала.
4. Внести изменения в приказ Минздрава Российской Федерации от 27 августа 1999 года № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (ред. от 31.01.2006 г.) в части определения специальностей врачей, которые могут пройти профессиональную переподготовку по циклу общей врачебной (семейной) практики.
5. Решить вопрос сохранения действующих доплат врачам общей врачебной (семейной) практики, участковым терапевтам и участковым педиатрам, направляемых на профессиональную переподготовку от 3,5 до 6 месяцев.
6. Восстановить должность главного специалиста по общей врачебной практике (семейной медицине).
7.Закрепить клинические базы за образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и переподготовку специалистов общих врачебных (семейных) практик.
Министерству образования и науки Российской Федерации
1. Внести изменения в действующий стандарт подготовки студентов 5-6 курсов на кафедрах общей практики (семейной медицины) медицинских вузов, в части включения их стажировки на рабочем месте в отделениях общей практики.
2. Включить специальность - общая врачебная (семейная) практика в перечень научных специальностей и разработать критерии формирования соответствующих специализированных ученых советов.
Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Активизировать работу по внедрению института врачей общей (семейной) практики, особенно в сельской местности с созданием условий для их практической деятельности, включая материально-техническое оснащение.
2. Организовать работу по формированию государственного заказа по подготовке и переподготовке специалистов для первичного звена здравоохранения, в первую очередь врачей и медицинских сестер для общих врачебных (семейных) практик.
3. Обеспечить полноту финансирования первичной медико-санитарной помощи оказываемой населению.
4. Принимать меры по развитию материально-технической и информационной базы первичного звена здравоохранения.