«Круглые столы»

Деятельность молодежных парламентов и молодежных правительств в субъектах Российской Федерации: анализ опыта, проблемы и перспективы

Рекомендации

Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. Реформы могут быть успешными только при активном участии  в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе.

Однако механизм участия молодежи в управлении государством сегодня несовершенен. Доля молодых граждан в органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления крайне мала. В то же время необходимость налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими  организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем огромна. Одновременно с этим существует проблема отсутствия на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации комплексных программ, обеспечивающих организованное и последовательное привлечение наиболее подготовленных молодых людей на государственную и муниципальную службу, их эффективное участие в делах страны и ее регионов.

Для разрешения вышеуказанных проблем необходимо формирование действенных структур по  защите прав и законных интересов молодежи. Значительным шагом в этом направлении стало создание общественных консультативно-совещательных структур молодежи, к которым  относятся различные формы  молодежного парламентаризма, активно развивающегося в нашей стране. Опыт работы молодежных парламентов в субъектах Российской Федерации показал эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических и социально-экономических задач. В ряде российских регионов молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.) имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, способствуют решению проблем молодежи, активизируют позицию самой молодежи в решении своих проблем. Создание Общественной молодёжной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Молодёжной парламентской ассамблеи при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации показало положительную тенденцию в поддержке развития молодежного парламентаризма со стороны государства на федеральном уровне.

Сегодня следует признать, что молодежный парламентаризм, успешно развиваясь в субъектах Российской Федерации, постепенно получая поддержку на уровне государства и  общества в целом, стал фактом состоявшимся и имеющим перспективы развития. В настоящее время молодежные парламенты и правительства существуют или создаются в большинстве субъектов Российской Федерации.

Осознание ценности такого субъекта государственной молодежной политики, как общественные консультативно-совещательные структуры молодежи, выявляет потребность в координации процесса становления их в регионах. Необходима аналитическая работа с целью определения оптимальных моделей молодежных парламентских структур, определения трудностей их становления и роста, выработки системного подхода к исследованию соответствующей практики.

Настоящие рекомендации разработаны с целью развития молодежного парламентаризма и активного вовлечения молодежи в государственное строительство. Они являются результатом обобщения опыта работы молодежных парламентов и молодёжных правительств в субъектах Российской Федерации.

Заслушав и обсудив информацию о молодежном парламентском движении в субъектах Российской Федерации, участники круглого стола предлагают:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Нормативно закрепить статус молодежных парламентских структур и молодёжных  Правительств дублеров в рамках федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации».
2. Обеспечить возможность эффективного функционирования молодежных парламентских органов при Государственной Думе и Совете Федераций Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Обеспечить доступ молодежных парламентских органов к проектам федеральных законов, затрагивающих интересы с целью организации общественной молодежной экспертизы данных проектов законов.
4. Обеспечить возможность доступа молодежных парламентских структур к информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеке).
5. Обеспечить возможность прохождения практики в профильных комитетах и комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации членам молодёжных парламентских структур субъектов РФ.

2. Правительству Российской Федерации:

1. Принять к сведению информацию участников «круглого стола» и поддержать молодежное парламентское движение.
2. Рассмотреть возможность создания федерального молодежного Правительства  дублеров.
3. Рассмотреть возможность финансирования проектов, реализуемых молодежными парламентскими структурами и молодёжными Правительствами дублеров, посредством Федеральной целевой программы (или включения молодежных парламентских структур в список исполнителей).
4. Рассмотреть возможность льготного обучения членов молодежных парламентских структур и молодежного Правительства дублеров в учебных заведениях высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».

3. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность разработки и утверждения нормативной правовой базы молодежного парламентского движения и молодежного Правительства дублеров в виде нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Поддерживать инициативы молодежных парламентских структур по совершенствованию региональной и муниципальной правовой базы в сфере молодежной политики, в том числе в соответствии с изменяющимся федеральным законодательством.

4. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Создать молодежные парламентские структуры.
2. Обеспечить поддержку в принятии регионального закона, закрепляющего статус молодежной парламентской структуры.
3. Обеспечить финансирование деятельности молодежных парламентских структур (за счет средств, предусмотренных на содержание ЗС, включение в ОЦП, прямой бюджет).
4. Оказать содействие в создании молодежных парламентских структур в муниципальных образованиях региона.
5. Обеспечить функционирование системы выявления, мотивации и продвижения молодых лидеров.
6. Обеспечить финансирование образовательных программ для членов молодежных парламентских структур.

5. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Создать молодежные Правительства дублеров.
2. Обеспечить поддержку в принятии регионального закона, закрепляющего статус молодежного Правительства дублеров.
3. Обеспечить финансирование деятельности молодежного Правительства дублеров (за счет средств, предусмотренных на содержание аппарата, включение в ОЦП, прямой бюджет).
4. Оказать содействие в создании молодёжных администраций в муниципальных образованиях региона.
5. Обеспечить функционирование системы выявления, мотивации и продвижения молодых лидеров.
6. Обеспечить финансирование образовательных программ для членов молодежного Правительства дублеров.

6 .  Органам местного самоуправления Российской Федерации:

1. Создать молодежные парламентские структуры и молодежные администрации при органах местного самоуправления.
2. Обеспечить доступ членов молодежных парламентских структур и молодежных администраций к необходимым информационным и организационным ресурсам.