«Круглые столы»

О комплексном подходе к вопросам обеспечения безопасности населения в северных регионах Российской Федерации

Рекомендации

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
«круглого стола» в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
«О комплексном подходе к вопросам обеспечения безопасности
 населения в северных регионах Российской Федерации»

г. Москва  19 июня 2008 г.

Участники «круглого стола» отмечают, что вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с каждым годом приобретают все большую остроту и актуальность. Социально-экономическое положение большинства северных регионов, состояние окружающей среды в условиях возрастающего воздействия на нее человеческой деятельности, растущее число экологических проблем, наряду с экстремальными природно-климатическими условиями Севера и их глобальными изменениями усиливают угрозы для безопасности и жизни населения северных территорий, ведут к росту количества природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

На территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей находится несколько тысяч потенциально опасных объектов: склады с взрывчатыми и химическими материалами, хранилища отработанного ядерного топлива, захороненные контейнеры с отходами, отслужившие свой срок атомные подводные лодки, ядерные реакторы на суше и морских судах, нефтехранилища, объекты ядерной энергетики, нефте- и газопроводы и другие. Такая концентрация потенциальных источников опасности требует повышенных мер контроля.

Прямую угрозу безопасности населения создает также высокий уровень износа значительной части производственной инфраструктуры. Высока техногенная нагрузка на окружающую среду в местах промышленного освоения  и прибрежных зонах северных морей за счет большого количества брошенной использованной техники, конструкций, бочек и других видов тары. Постоянным загрязнителем морской среды являются вышедшие из эксплуатации и затопленные морские суда. Не решается проблема удаления с прибрежных территорий вышедших из эксплуатации радиоизотопных источников питания маяков (РИТЕГ) и их утилизации.

Наиболее характерными чрезвычайными ситуациями для северных регионов являются аварии на объектах коммунальной энергетики, сетях тепло, газо- и водоснабжения, нефтепроводах. В большинстве северных субъектов Российской Федерации в неудовлетворительном состоянии  находится жилищный фонд, что также создает дополнительную угрозу безопасности населения.

В ряде северных субъектов, особенно на Дальнем Востоке, наиболее опасными природными катастрофами являются землетрясения, которые несут за собой полное или частичное разрушение объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, гидротехнических сооружений, а также жилых зданий и социальной инфраструктуры. Настоящим бедствием для ряда северных субъектов Российской Федерации стали ежегодные лесные пожары, наносящие огромный ущерб экономике и экологии, жизни граждан.

По информации МЧС России, среднегодовой экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  составляет от 3 до 5 %  ВВП. Ежегодно возрастает численность граждан, пострадавших от различных техногенных и природных катастроф.

Особую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья жителей Севера, в том числе за счет природно-климатических факторов. За последнее десятилетие среди населения российской Арктики наблюдается выраженный рост заболеваемости по всем основным классам болезней, прежде всего органов кровообращения, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных. На 15 лет по возрасту раньше, чем в средней полосе России, на Севере приходится максимум заболеваемости и смертности от острого инфаркта. Из-за истощения озонового слоя увеличиваются дозы ультрафиолетовой радиации, что приводит к росту заболеваниями катарактой и повышению риска рака кожи.

В то же время оказание срочной медицинской помощи  в большинстве отдаленных северных регионов затруднено из-за фактически прекращения функционирования санитарной авиации. Длительное время не решается проблема обеспечения населения Севера чистой питьевой водой, что становится причиной инфекционных и иных заболеваний.

Серьезной угрозой для безопасности населения Севера становятся все более ярко выраженные природно-климатические изменения. Наблюдаемое устойчивое превышение климатической нормы температур уже сегодня приводит к серьезным экономическим, социальным и экологическим последствиям, негативно влияет на здоровье и жизнедеятельность населения. Во многих северных районах вследствие  потепления наблюдаются дефицит осадков, низкие запасы снега, недостаточная толщина льда на водоемах, поздний ледостав и ранние сроки схода снежного покрова и вскрытия рек. Учитывая, что в северных регионах зимники и ледовые переправы составляют значительную часть автомобильных дорог, факторы позднего замерзания и раннего вскрытия рек вносят значительные коррективы в хозяйственную деятельность на этих территориях.

Возрастают угрозы усиления штормов, подъема уровня моря с затоплением значительного пространства суши, таяния вечной мерзлоты и разрушения вследствие этого  объектов инфраструктуры. От этих процессов могут серьезно пострадать транспортные магистрали, особенно газо- и нефтепроводы, железные и шоссейные дороги, а также другие жизненноважные объекты социальной и производственной инфраструктуры.

Повышение температуры воздуха и его загрязнение ведут к деградации растительности и лесов, что может обусловить разрушение водоразделов, а также увеличить восприимчивость к заражению лесов насекомыми и различными болезнями, что приведет к значительным потерям ценных пород леса.

Проблемы возможного глобального потепления в последнее время широко обсуждаются на различных уровнях, однако реальных мер по предотвращению последствий и минимизации потерь на государственном уровне не принимается.

В серьезном обновлении нуждается материальная база для постоянного и реального мониторинга происходящих процессов,  прогнозирования и оценки степени риска чрезвычайных ситуаций. Сокращение государственных ассигнований, выделяемых в последние десятилетия на осуществление мониторинга недр, в частности, привело к значительному уменьшению наблюдательной сети в районах мерзлоты. В настоящее время в Российской Федерации работает лишь один федеральный комплексный мерзлотно-гидрологический полигон в городе Воркуте, при этом существующая сеть наблюдений с 600 пунктов в 2000 году сократилась до 36 пунктов в 2008 году.

Практически неработоспособна, оснащена несовершенным оборудованием отечественная группировка метеорологических и природоресурсных искусственных спутников Земли, что делает невозможным проведение результативного дистанционного зондирование земли из космоса, резко снижает эффективность использование космической информации для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Обеспечение безопасности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требует более высоких затрат бюджетных средств, чем в других регионах страны. Однако бюджеты органов местного самоуправления, к расходным полномочиям которых отнесены эти вопросы,  в большинстве северных территорий являются дефицитными, и не в состоянии выделить средства на эти цели в необходимых объемах.

Участники «круглого стола» считают, что дальнейшее непринятие необходимых мер по обеспечению прогнозирования и предотвращения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий приведет к необратимым последствиям как для северных территорий, так и, учитывая их значение в развитии страны, для Российской Федерации в целом. В связи с этим должен быть реализован комплексный подход к обеспечению безопасности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включающий в себя меры в сферах управления, организации, экономики, законодательства.

В этих целях участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

поручить соответствующим ведомствам:

- разработать научно обоснованную стратегию формирования системы комплексной безопасности северных регионов, обеспечивающую их дальнейшее  социально-экономическое развитие и максимальное снижение возможных рисков для населения от природных и техногенных катастроф;

- в первоочередном порядке провести необходимый комплекс мероприятий, направленных на изучение и прогнозирование влияния глобального изменения климата на жизнеобеспечение северных территорий, возникновения вследствие этого природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а также на выработку мер по минимизации их экономических, социальных и экологических последствий;

- провести анализ действующих нормативных правовых актов и выработать предложения по законодательному обеспечению комплексной безопасности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования, своевременного обновления производственных фондов, создания эффективных систем технологического контроля и диагностики, дополнительных мер административной и уголовной ответственности за нарушения в этой сфере;

- разработать и внести предложения, направленные на увеличение расходов из бюджетов всех уровней на  проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности населения;

- разработать и утвердить стандарты финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, безопасности на водных объектах, создания и содержания аварийно-спасательных формирований и участия  в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- разработать и утвердить в установленном порядке экологические нормативы критических нагрузок на природную среду для районов Крайнего Севера и приравненных районов;

- принять меры по повышению уровня защищенности промышленных, социальных и жилых объектов от последствий природных явлений и катастроф;

- разработать и внести в строительные нормы и правила строительствф жилых зданий и промышленных объектов изменения, учитывающие повышение климатической нормы температур в районах Севера, в том числе увеличение глубины сезонного протаивания вечной мерзлоты;

- привести в соответствие с международными рекомендациями и требованиями нормативную правовую базу, касающуюся обеспечения готовности к реагированию на разливы нефти, в том числе пересмотреть нормы постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» в части установления обязательного обеспечения нефтяными компаниями системы адекватной готовности к ликвидации разливов нефти на объектах;

- принять необходимые меры для создания в целях своевременного и качественного прогнозирования гидрометеорологических угроз в районах, наиболее подверженных подтоплению, современной системы сбора, анализа, прогноза и доведения информации о текущем и ожидаемом состоянии гидрологической обстановки. Уделить особое внимание оснащению территориальных подразделений и пунктов МЧС, МВД, ГИБДД метеостанциями, приборами регистрации гроз и другим оборудованием, необходимом для получения информацию о состоянии метеорологической обстановки на автомобильных дорогах;

- разработать и включить в программы обучения и подготовки населения по вопросам гражданской обороны и безопасности, руководящего состава и формирований единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  специфические вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности  на территориях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

рассмотреть возможность создания в Камчатском крае федерального центра по организации системы мониторинга и прогнозирования опасных геологических процессов, как основы обеспечения безопасной жизнедеятельности населения в зонах повышенной сейсмичности и вулканической опасности;

предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 - 2011 годов выделение финансовых средств для  обеспечения государственной поддержки реализации завершающей фазы мероприятий по участию Российской Федерации в Международном полярном году;

рассмотреть возможность создания единой системы санитарной авиации, включающей в себя материальные и финансовые ресурсы подразделений МЧС России, Минздравсоцразвития России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обеспечить за счет средств федерального и региональных бюджетов достаточный уровень финансирования мероприятий по созданию и функционированию санитарной авиации во всех северных территориях;

предусмотреть при корректировке Транспортной стратегии Российской Федерации до 2015 года меры по обеспечению в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях авиационной безопасности в аэропортах, пополнению их квалифицированными специалистами, закупке самолетов и вертолетов, наземного авиационного оборудования, аэродромной аварийно-спасательной техники. Принять меры по развитию речного и морского транспорта, научно-исследовательского и ледокольного флота для северных регионов Российской Федерации;

ввести государственную статистическую отчетность по проводимым мероприятиям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах с выделением в ее составе информации по мероприятиям, которые проводятся в арктических и северных районах Российской Федерации;

расширить участие в программе международного сотрудничества по созданию единой глобальной стратегии противодействия изменениям климата и адаптации природы, хозяйства и населения к ним;

поддержать инициативу Правительства Республики Саха (Якутия) о проведении в 2008 – 2010 годах комплексной научной экспедиции по изучению причин возникновения критических паводковых явлений на северных реках и выработке рекомендаций по предотвращению их негативного влияния на здоровье и жизнедеятельность населения.

Органам государственной власти северных субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, совместно с соответствующими федеральными органами:

принять необходимые меры для развития систем комплексного мониторинга возникновения и динамики развития опасных геофизических, геологических, метеорологических, гидрологических, экологических и социально-экономических явлений и процессов, данные которого должны стать основой планирования и реализации мер по обеспечению комплексной безопасности северных регионов Российской Федерации;

предусмотреть меры по развитию системы мониторинга за здоровьем населения Севера, созданию инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации людей, работающих в экстремальных условиях;

сформировать систему оповещения и информирования населения северных территорий о природных и техногенных катастрофах, предупреждения о чрезвычайных ситуациях, используя для этого современные информационные технологии и средства связи, системы космического мониторинга, включая центры приема и обработки спутниковой информации;

продолжить работу по противодействию биотеррористической угрозе населению северных регионов, принятию необходимых действий по усилению режимных мер на критически важных и потенциально опасных в биологическом отношении объектах.

Председатель Комитета

Совета Федерации по делам Севера

и малочисленных народов       Г.Д. Олейник

Выступление председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Г.Д. Олейника на заседании «круглого стола» по вопросу:"О комплексном подходе к вопросам обеспечения безопасности населения северных регионов Российской Федерации»

( 19 июня 2008 года, Москва )

 

 

Уважаемые участники заседания «круглого стола», доброе утро!

Сегодня Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов проводит заседание «круглого стола» на тему: "О комплексном подходе к вопросам обеспечения безопасности населения северных регионов Российской Федерации».

Для участия в заседании мы пригласили представителей федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти северных субъектов Российской Федерации, производственных предприятий, работающих в северных районах, научных институтов и средств массовой информации.

Особую признательность хочу высказать представителям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые сразу же откликнулись на предложение провести заседание «круглого стола» по этой проблеме, организовали проведение научно-практической конференции с аналогичной повесткой,  материалы которой были вам выданы при регистрации. И в нашем сегодняшнем мероприятии представители МЧС, его руководство принимают самой активное участие.

Следует отметить, что северные, особенно арктические территории, по своим экстремальным природно-климатическим условиям, географическому положению, высокой сейсмичности многих районов, повышенной уязвимости окружающей среды безусловно являются потенциально опасными для жизни и деятельности населения.

К этому добавляются результаты человеческой деятельности. На территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностей находится несколько тысяч потенциально опасных объектов, таких как действующие нефте- и газопроводы, ядерные реакторы на суше и морских судах, склады с взрывчатыми и химическими материалами, хранилища отработанной продукции.

Все это становится многократно опаснее в связи с проблемами, вызванными изменениями климата. Нельзя забывать и о том, что проблемы, связанные с этими изменениями, носят глобальный характер и в последнее время стали предметом обсуждения на самом высоком международном уровне. Неоднократно подчеркивалось, что глобальное потепление может привести к геостратегическим последствиям, появлению экономических интересов, связанных с доступом и контролем над энергоресурсами Арктики, а значит к повышению вероятности потенциальных конфликтов на этой основе.

В этой связи задача обеспечения безопасности жизнедеятельности  населения, проживающего в северных регионах, становится как никогда важной.

Надо сказать, что правовые основы обеспечения комплексной безопасности населения нашей страны,  в определенной степени, регламентированы федеральными законами «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и рядом других.

Однако, к большому сожалению, все эти законодательные акты имеют один существенный недостаток. Они очень слабо учитывают территориальную специфику, в том числе особенности обеспечения безопасности населения северных районов Российской Федерации.

Вместе с тем, по нашему глубокому убеждению, организация защиты населения этих районов от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, а также и от террористических актов, имеет существенную специфику, обусловленную преобладанием в течение года низких температур и сильных ветров, наличием продолжительного и мощного снежного покрова, вечномерзлых грунтов и территорий традиционного природопользования, длительным отсутствием солнечного света,  недостатком усовершенствованных дорог, низкой плотностью и кочевым образом жизни коренного населения, сезонностью в завозе материально-технических ресурсов и средств жизнеобеспечении и другими факторами.

Все это требует применения иных, чем в других регионах,  технологий защиты, специальной подготовки людей, приспособленных для работы в северных условиях оборудования, техники, машин, самолетов и вертолетов и многого другого. А значит, требует дополнительных государственных расходов, как на исследование, изучение и прогнозирование происходящих в северных территориях процессов, так и на создание системы предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Чем раньше мы это поймем, тем лучше будет, как для северных территорий, так и для Российской Федерации в целом. Сегодня уже очевидно, что в и последующие годы экономика Севера останется определяющим фактором развития страны. В северных регионах начинается реализация крупнейших государственных проектов по добыче природных ресурсов и промышленному освоению новых территорий. Нефте- и газодобывающие компании в ближайшие годы будет наращивать свое присутствие именно в арктических и северных районах.

Глобальное потепление и вызванные им изменения, а также активная техногенная деятельность, протаивание  вечномерзлых грунтов в местах размещения существующих, строящихся и проектируемых объектов могут привести к массовым затоплениям и подтоплениям территорий и подземных помещений этих объектов, повреждениям и разрушениям зданий, сооружений, нефте- и газопроводов, автомобильных и железных дорог, аэродромов и вертолетных площадок.

В этих условиях нам представляется, что Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации должны располагать полной информацией о природных процессах, происходящих в северных районах, как при принятии решений о промышленном освоении новых территорий, так и дальнейшей эксплуатации всей имеющейся инженерной и социальной инфраструктуры.

В то же время действующая ранее система метеорологических, геофизических, космических исследований северных районов в значительной степени разрушена. Приведу лишь один пример. В настоящее время в Российской Федерации работает всего один федеральный комплексный мерзлотно-гидрологический полигон в городе Воркуте, при этом существующая сеть наблюдений с 600 пунктов в 2000 году сократилась до 36 пунктов в 2008 году.

Должен особо отметить, что тема безопасности населения в северных регионах не ограничивается только проблемами природного, техногенного, экологического характера, угрозами глобального изменения климата. Она гораздо шире и касается многих сторон экономической, социальной политики, международных и общественных отношений. Надо сказать, что наш Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов постоянно уделяет этим вопросам внимание.

Так, за последние полтора года комитет провел четыре мероприятия по различным аспектам проблемы оптимизации численности населения в районах Севера. Согласитесь, эта тема имеет самое прямое отношение к вопросам безопасности. Месяц назад на парламентских слушаниях обсуждались вопросы государственной политики стимулирования граждан, переезжающих на работу в северные районы.

Три дня назад на заседании комитета с участие представителей Минздравсоцразвития России мы рассмотрели еще один связанный с безопасностью населения вопрос – о краевой патологии, т.е. наиболее распространенных в районах Севера заболеваниях. Надо сказать,  что и здесь положение достаточно сложное, в последнее время наблюдается рост числа заболеваний сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, в ряде мест – инфекционных. Сказываются и климатические изменения.  Из-за истощения озонового слоя увеличиваются дозы ультрафиолетовой радиации, что приводит к росту заболеваниями катарактой и повышению риска рака кожи.

Совершенно очевидно, что все связанные с обеспечением безопасности населения проблемы, о которых я говорил, и перечень которых может быть продолжен, взаимосвязаны и тесно переплетаются друг с другом. Это еще раз говорит о комплексном характере обеспечения безопасности населения в северных районах Российской Федерации. Поэтому эта проблема не только МЧС, или органов государственной власти северных регионов, или расположенных в районах Севера предприятий. Это проблема, требующая  комплексных государственных решений. Именно в этом ключе, я предлагаю обсуждать ее сегодня.

При подготовке сегодняшнего заседания комитет получил материалы и предложения из ряда министерств и ведомств, органов государственной власти северных регионов, от ученых и производственников. Все полученные материалы комитетом будут изучены, а предложения  направлены  заинтересованным организациям.

Исходя из имеющихся материалов и  поступивших предложений  подготовлен проект рекомендаций нашего заседания. Это первый вариант.  Учитывая, что в зале присутствуют  ведущие специалисты по обсуждаемому вопросу, уверен, что с учетом  ваших предложений итоговый документ станет более совершенным.