«Круглые столы»

Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы

Рекомендации

Рекомендации «круглого стола» на тему: «Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы»

Комитет Совета Федерации по бюджету провел 16 октября 2008 года в г. Костроме «круглый стол» на тему «Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, представители ряда федеральных органов исполнительной власти, представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также научных и предпринимательских кругов.

Обсудив вопросы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, участники «круглого стола» отмечают следующее.

В настоящее время развитию малого предпринимательства в Российской Федерации придается большое значение. В налоговом законодательстве Российской Федерации предусмотрено применение специальных мер налогового регулирования, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, в виде специальных налоговых режимов. Специальное налогообложение является важной составляющей налоговой системы России.

Необходимость применения специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого бизнеса обусловлена тем, что при взимании налогов и сборов необходимо учитывать различия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности.

В настоящее время действуют следующие специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

В последние годы был принят ряд федеральных законов, направленных на совершенствование специальных налоговых режимов, что позволило устранить недостатки, выявленные в ходе правоприменительной практики, уточнить либо изменить некоторые понятия, несколько сократить объем отчетности для субъектов малого предпринимательства, и ввести дополнительные меры по либерализации налогового законодательства, регулирующего применение специальных налоговых режимов.

Однако этого явно недостаточно для обеспечения условий активного развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации указывается на необходимость «совершенствовать порядок применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций».

Участники «круглого стола» отмечают отставание налогового законодательства от практических проблем, связанных с деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, несогласованность отдельных законодательных и иных нормативных правовых актов, возможность неоднозначного толкования их положений, а также наличие пробелов правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства.

В отношении единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) можно выделить следующие проблемы.

В настоящее время в большинстве регионов территориальные управления ФНС России не имеют полной картины о состоянии дел с поступлением ЕНВД в разрезе различных видов деятельности. В большинстве управлений ФНС России работа по оценке эффективности определения размеров базовой доходности и корректирующих коэффициентов сводится к выборочной оценке размеров налоговых обязательств налогоплательщиков до и после установления ЕНВД для отдельных видов деятельности, не учитывая при этом причин и последствий перехода на ЕНВД (изменения организационно-правовых форм налогоплательщиков, направлений, форм и масштабов деятельности и т.п.).

Для ЕНВД характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению ЕНВД, и ее корректировки. Практически не получили своего использования методы экспертной оценки величины дохода налогоплательщиков от деятельности, подпадающей под ЕНВД, а также методы обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, методы экономико-математического моделирования финансового результата налогоплательщиков.

В связи с принятием Федерального закона от 17 мая 2007 года №85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», складывается ситуация с чрезмерным увеличением с 1 января 2008 года налоговой нагрузки по ЕНВД для отдельных категорий налогоплательщиков, что приводит к их фактической неспособности исполнять свои налоговые обязательства. Это касается двух категорий налогоплательщиков.

Во-первых, это налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров. Для них теперь при расчете ЕНВД используется физический показатель «площадь торгового места (в квадратных метрах)» с базовой доходностью 1800 рублей в месяц за каждый используемый в данной предпринимательской деятельности квадратный метр. Однако если общая площадь торгового места менее 5 квадратных метров, базовая доходность не меняется и составляет 9000 рублей в расчете на торговое место. Данная дифференциация базовой доходности не представляется экономически обоснованной.

Во-вторых, это налогоплательщики, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров. Для них теперь применяется физический показатель «количество посадочных мест» вместо действующего ранее показателя базовой доходности «количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров».

Установление значений корректирующих коэффициентов базовой доходности К2 на уровне муниципальных образований негативно сказывается на объективности этих значений. В результате использования разных методик расчета коэффициента К2 их уровни существенно различаются в муниципальных образованиях даже внутри одного субъекта Российской Федерации.

Проведенный анализ действующих в 2007 и 2008 годах нормативных правовых актов о применении ЕНВД на территориях муниципальных районов показал, что значения коэффициентов К2 не всегда своевременно корректируются с целью учета условий осуществления деятельности, а в некоторых случаях многократно повышаются.

Актуальной остается проблема, связанная с обязательностью применения контрольно-кассовой техники плательщиками ЕНВД. Это создает дополнительные барьеры при организации собственного дела и осуществлении предпринимательской деятельности, связанные с расходами на приобретение контрольно-кассовой техники, ее регистрацией, физическим содержанием и необходимостью технического обслуживания в специализированных центрах. Следует отметить, что и кассовый, и товарный чек имеют равноценное значение при реализации и защите потребителем своих прав, т.е. отмена обязательности применения контрольно-кассовой техники не ухудшит права потребителя.

В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Данным законопроектом предусматривается освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Указанный законопроект был принят в первом чтении еще в 2007 году.

В отношении упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) все еще актуальной остается проблема возможности уклонения от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков путем дробления крупных предприятий и применения вновь образованными юридическими лицами УСН. Это требует разработки механизма, препятствующего дроблению крупных налогоплательщиков, что позволит избежать ситуации, когда вновь образованные в результате дробления предприятия переходят на УСН и, таким образом, минимизируют свои налоговые платежи.

Поступления от оплаты стоимости патентов при применении УСН зачисляются в размере 90% в бюджеты субъектов Российской Федерации, в то время как поступления от ЕНВД поступают в размере 90% в бюджеты муниципальных образований. При этом данные режимы налогообложения являются практически идентичными с точки зрения видов осуществляемой деятельности, подпадающих под налогообложение, и особенностей налогообложения. Соответственно, было бы более логичным поступления от оплаты стоимости патентов зачислять в основном в бюджеты муниципальных образований, что явилось бы мощным стимулом для усиления активности органов местного самоуправления по обеспечению условий развития субъектов малого предпринимательства.

В области применения единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН) требует своего решения ряд проблем, которые препятствуют широкому распространению данной системы налогообложения. К ним относятся необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налогооблагаемой базы. Кроме того, при применении ЕСХН имеются возможности для сокрытия налогоплательщиками получаемых доходов, занижения налогооблагаемой базы, что приводит к недопоступлению доходов в бюджет.

Участники «круглого стола» обращают внимание на отсутствие корреляции определений субъектов налогообложения (микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие), введенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и определений субъектов налогообложения, используемых при применении специальных налоговых режимов в части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Отсутствие обязанности плательщиков ЕНВД, ЕСХН и при применении УСН платить налог на добавленную стоимость (далее – НДС) приводит к потере покупателей – плательщиков этого налога. При реализации товаров (работ, услуг) покупателю налогоплательщик не имеет право выделять в счетах-фактурах суммы НДС, а покупатели, соответственно, не могут предъявить эти суммы налога к возмещению. Поэтому крупные заказчики – плательщики НДС отказываются работать с субъектами, применяющими специальные налоговые режимы, и, чтобы не потерять конкурентоспособность, им приходится снижать стоимость товаров на сумму НДС. Как показывает практика, такая ситуация во многих случаях препятствует переходу на УСН либо провоцирует переход с УСН на традиционное налогообложение.

Участники «круглого стола» считают необходимым совершенствование налогового администрирования в целях повышения эффективности применяемых специальных налоговых режимов. В частности, в настоящее время практически отсутствует механизм налогообложения иностранных граждан, не имеющих постоянного места жительства в России и прибывших с целью осуществления предпринимательской деятельности (особенно в сферах розничной торговли и строительстве).

Использование оптимальных механизмов налогового администрирования будет способствовать сужению возможностей для уклонения от налогообложения недобросовестных субъектов малого предпринимательства путем:

– усиления контроля за движением наличных денежных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их оттока в теневой сектор через торговлю, оказание услуг за наличный расчет, что требует повышения эффективности проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения;

– обеспечения взаимодействия структурных подразделений органов местного самоуправления, федеральных структур и территориальных органов власти, руководителей предприятий и организаций для достижения наиболее полного взыскания налогов на совокупный доход.

Однако у данной проблемы есть и оборотная сторона, а именно, наличие многочисленных фактов осуществления неправомерных действий налоговыми органами. Таким образом, указанная проблема требует всестороннего рассмотрения и выработки оптимального решения путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты. В частности, представляется возможным внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающих меры ответственности, применяемые к должностным лицам налоговых органов, злоупотребляющим своим служебным положением. Вместе с тем в Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов отмечается, что «совершенствование налогового администрирования основывается не только на законодательстве, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками».

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных факторов, определяющих доходный потенциал субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Этому в значительной степени должна способствовать и действующая налоговая система, создающая благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего бизнеса.

Данные Федерального казначейства Российской Федерации свидетельствуют о все еще невысокой доле поступлений налогов на совокупный доход в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

Так, по данным  на 1 августа 2008 года, поступления от ЕНВД составили около 1,95% от общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, налога, взимаемого в связи с применением УСН, - около 1,1%, а поступления от ЕСХН - 0,05%. При этом за последние три года наблюдается рост объемов поступлений налогов на совокупный доход, а также удельного веса указанных налогов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рост объемов поступлений связан во многом с ростом численности субъектов малого предпринимательства, уплачивающих налоги на совокупный доход. Вместе с тем в соответствии с принятым Федеральным законом от 22 июля 2008 года №155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», к росту поступлений ЕНВД в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации приведет изменение порядка расчета коэффициента К1.

Таким образом, актуальной целью всех действий, определяющих конфигурацию налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, является установление баланса между стимулирующей и фискальной функциями применения специальных налоговых режимов.

Учитывая изложенное, в целях совершенствования механизмов налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Установить сроки опубликования значений коэффициентов-дефляторов К1 на следующий год ежегодно не позднее 1 октября, что позволит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления более эффективно осуществлять прогнозирование поступлений доходов в бюджет в будущем периоде;

1.2. Рассмотреть вопрос о закреплении 90% поступлений от оплаты стоимости патентов при применении УСН за бюджетами муниципальных районов, поселений (в равных пропорциях) и городских округов;

1.3. Рассмотреть возможность введения специального налогового режима для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, с целью обеспечения ускоренных темпов развития указанных предприятий путем использования стимулирующего потенциала специального режима налогообложения;

1.4. Продолжить работу с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований по совершенствованию форм статистической и налоговой отчетности в разрезе муниципальных образований по субъектам среднего и малого бизнеса, их составу, численности, видам деятельности, объемам поступлений налогов, условиям осуществления деятельности;

1.5. Принять меры по совершенствованию процедур налогового администрирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

1.6. Рассмотреть вопрос о сохранении для субъектов малого предпринимательства ныне действующей процедуры урегулирования налоговых споров, которая заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно определяет способы защиты своих интересов (обжалование в вышестоящем налоговом органе и (или) обращение в суд);

1.7. Совершенствовать механизмы медицинского и социального страхования налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, которые освобождены от уплаты единого социального налога;

1.8. Упростить порядок применения контрольно-кассовой техники субъектами малого предпринимательства-плательщиками ЕНВД с целью снижения их необоснованных затрат;

1.9. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, направленного на совершенствование специальных режимов налогообложения, в котором необходимо:

- дать определения субъектов малого предпринимательства, соответствующие понятиям, введенным Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что позволит разграничить налогоплательщиков исходя из масштабов их бизнеса и дифференцировать получаемые ими налоговые преференции. Это даст возможность в будущем ввести прогрессивную шкалу налогообложения на основе дифференцированных ставок в зависимости от размера субъекта налогообложения;

- в целях усиления социальной функции ЕСХН разрешить плательщикам данного налога при исчислении налоговой базы учитывать расходы на содержание жилищно-коммунальных объектов, объектов социально-культурной сферы, объектов лесного и дорожного хозяйства;

- в целях реализации регулирующей функции ЕСХН предусмотреть нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленную в первую очередь на развитие селекционной работы, применение методов биотехнологии;

- исключить унитарные предприятия из состава плательщиков налога, взимаемого в связи с применением УСН;

- в целях совершенствования применения УСН на основе патента разработать методику определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности на федеральном уровне. Местную специфику осуществления предпринимательской деятельности учитывать с помощью системы коэффициентов (по аналогии с ЕНВД для отдельных видов деятельности);

- устранить противоречия, имеющиеся в законодательстве, в отношении возможности привлечения предпринимателями наемных работников при применении УСН на основе патента;

- предусмотреть увеличение базовой доходности по виду деятельности «оказание услуг по временному размещению и проживанию» с 1000 до 1500 рублей в месяц за каждый квадратный метр общей площади помещения для временного размещения и проживания при применении ЕНВД;

- установить порядок определения базовой доходности при расчете подлежащего уплате ЕНВД по видам деятельности (на основании отраслевых исследований не реже одного раза в пять лет) с целью более точной и адекватной современным условиям ее корректировки;

- рассмотреть возможности использования коэффициента К2 либо введения коэффициента К3 при расчете ЕНВД в целях стимулирования повышения заработной платы наемных работников и ее легализации. Так, например, понижающий коэффициент К3 будут иметь возможность применять налогоплательщики, которые устанавливают своим наемным работникам заработную плату на уровне равном или выше прожиточного минимума в регионе.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

- ускорить рассмотрение проекта федерального закона №471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривающего освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету:

- разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, направленного на совершенствование налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обобщить внесенные участниками «круглого стола» предложения и использовать их в работе.

Председатель Комитета Е.В. Бушмин