«Круглые столы»

«Природные ресурсы Камчатского края и их роль в социально-экономическом развитии региона» (25.11.2009)

По итогам обсуждения были приняты рекомендации, в которых рассмотрен весь спектр проблем социально-экономического развития региона и возможности внесения соответствующих изменений в российское законодательство. Это касается Налогового кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, в Закон «О недрах», Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и других нормативно-правовых актов.

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей министерств и ведомств Российской Федерации, Правительства Камчатского края и других органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений, общественных, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение роли природоресурсного потенциала Камчатского края, его эффективности и путей использования в целях социально-экономического развития региона, участники «круглого стола» «Природные ресурсы Камчатского края и их роль в социально-экономическом развитии региона» отмечают следующее.

Камчатка и ее континентальный шельф обладают значительным и разнообразным природоресурсным потенциалом, сохранение и рациональное использование которого составляет одну из главных задач стратегии социально-экономического развития Камчатского края на долгосрочный период.

Ведущую роль в экономике региона занимают водные биологические ресурсы, расширяется сфера и масштабы использования ресурсов недр, водных и водно-энергетических ресурсов; для сельских жителей важное значение имеют охотничьи и лесные ресурсы, с развитием инфраструктуры возрастают возможности использования рекреационных ресурсов, а также всего природного потенциала для развития туристической деятельности.

Камчатский край обладает крупным потенциалом водно-биологических ресурсов. Здесь обеспечивается около 22,0 % российского вылова рыбы и добычи морепродуктов, около 18,7 % производства товарной пищевой рыбной продукции.

В 2008 году выловлено 727,7 тыс. тонн рыбы и морепродуктов (105,4 % от уровня 2007года), что составляет более 30% объема добычи Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна; потребителям отгружено товаров рыболовства на сумму 17687,7 млн. рублей (106,3 % к уровню 2007 года).

В бюджетную систему Российской Федерации от предприятий рыболовства поступило налогов и сборов 1426 млн. руб.

Доля объема продукции рыбной отрасли в общем объеме промышленного производства Камчатского края составляет более 55 %. В 2009 году выловлен рекордный объем тихоокеанских лососей в количестве 196,5 тысяч тонн (36,7 % от вылова на Дальнем Востоке).

В Камчатском крае работает свыше 350 предприятий, ведущих рыбохозяйственную деятельность, 203 из них имеют доли квот на вылов водных биологических ресурсов и закрепленные рыбопромысловые участки для осуществления промышленного рыболовства. Переработка водных биологических ресурсов обеспечивается 170 рыбоперерабатывающими заводами, из которых 16 осуществляют выпуск рыбных консервов. Мощности морозильных установок и холодильников позволяют выпускать около 11 тысяч тонн мороженой рыбопродукции в сутки и хранить ее на складах в объеме свыше 100 тысяч тонн.

В 2009 году объем отгруженных товаров оценивается в 19,5 млрд. рублей. Индекс производства–104,6 % Среднегодовая численность работников отрасли составила 13,2 тыс. человек, среднемесячная заработная плата - 33717 рублей.

Вместе с тем, несмотря на очевидные положительные тенденции в развитии рыбной отрасли края коренные проблемы рыбохозяйственного комплекса Камчатки решаются все ещё крайне медленно. Продолжает усугубляться проблема модернизации и строительства нового рыбопромыслового флота и создания современной береговой инфраструктуры. В отрасли низкая эффективность труда, высокие затраты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов и производство пищевой рыбной продукции из них.

Изменения в нормативно-правовую базу рыбной отрасли вносятся не всегда своевременно и не всегда с пользой для ее развития. Ряд дополнений и изменений, внесенных в последние годы в Федеральный закон от 20.12.2004г. № 166-фЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", приняты без достаточной проработки, трудно реализуемы на практике и не способствуют прогрессивному развитию рыбохозяйственного комплекса, как Камчатского края, так и в целом Российской Федерации. В частности, не решена проблема утилизации водных биоресурсов, которые согласно установленным правовым нормам подлежат уничтожению. Принятые меры по созданию правовых основ для перехода рыбохозяйственных предприятий на уплату единого сельскохозяйственного налога оказались малоэффективными, а запрет на использования рыбопромысловых судов на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера) может обернуться прямыми финансово-экономическими потерями и недоосвоением объемов по вылову водных биоресурсов. Недоработанные законодательные изменения по поводу вылова (добычи) водных биоресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока привели к возникновению напряженности в местах их постоянного проживания и промысла, стала очевидной необходимость комплексного решения данной проблемы на федеральном уровне с учетом интересов субъектов Российской Федерации.

Требуется урегулирование правоотношений в вопросах производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов добытых при осуществлении прибрежного рыболовства, традиционного рыболовства  коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, использования рыбопромысловых судов на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера) и ряду других позиций.

Расчетная лесосека Камчатского края  составляет 1580 тыс. куб. метров древесины, из которых около 30 % приходится на наиболее ценные и востребованные хвойные породы. Во второй половине ХХ века объем лесозаготовок достигал 700 тыс. куб. метров в год, в результате чего наиболее доступные хвойные леса были вырублены.

В настоящее время ежегодный объем лесозаготовок по Камчатскому краю составляет порядка 200 тыс. куб. метров древесины по всем видам рубок. Выпуск продукции ориентирован на внутренний рынок.

Отрасль имеет перспективы для дальнейшего развития при условии использования ресурсов удаленных, расположенных на правом берегу реки Камчатки хвойных массивов, на базе которых возможно создание производств по выпуску до 50 тыс. куб. метров пиломатериалов и до 50 тыс. куб. метров плит МДФ. Реализация указанных инвестиционных проектов сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры (лесохозяйственных дорог, мостов через водные объекты) и высокими транспортными затратами.

Серьезной проблемой Камчатки являются лесные пожары в пределах земель гослесфонда, борьба с которыми недостаточно эффективна в связи с отсутствием  современной материально-технической базы лесоохраны и недостаточностью выделяемых из федерального бюджета средств на реализацию переданных Камчатскому краю полномочий  по тушению лесных пожаров.

Общая площадь охотничьих угодий в Камчатском крае составляет 42,9 млн.га.

В регионе имеется 144 охотничье-промысловых предприятия различных форм собственности, включая территориально-хозяйственные и семейно-родовые общины, национальные предприятия), осуществляющие пользование животным миром на 346 охотничье-промысловых участках, еще 10 охотничье-промысловых участков находятся в государственном резервном фонде.

Общий вклад охотхозяйственного комплекса Камчатского края в экономику полуострова составляет менее 0,2 % ВРП, однако он имеет важное значение для занятости и поддержки традиционного образа жизни коренного малочисленного населения.

В настоящее время лимиты изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты в Камчатском крае, находятся на оптимальном уровне, а их освоение составляет 60 – 90 %.

Увеличение доли охотхозяйственного комплекса в ВРП возможно за счет освоения всех квот (лимитов) изъятия охотничьих животных, развития охотничьего и экологического туризма.

В связи с введением в действие с 2010 г. нового федерального законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, передачей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительных полномочий Российской Федерации в данной сфере складывается тревожная ситуация с выполнением возложенных полномочий и своевременной реорганизацией системы управления в области охоты. Причина состоит в том, что объем субвенций из федерального бюджета на выполнение прежних полномочий по сравнению с 2009 годом снижен на 18 %, а на реализацию новых полномочий средства не предусмотрены.

В структуре вырабатываемой электроэнергии удельный вес электроэнергии, произведенной с использованием природных ресурсов края, составляет 29,5%, а после перевода на камчатский газ объектов ТЭК Центрального энергоузла достигнет 83 %.

Геотермальными электростанциями выработано 454,5 млн. кВт/час, или 27,2 % от общего объема производимой электроэнергии, гидроэлектростанциями – 39,6 млн. кВт/час.

Камчатский край уникален по разнообразию и богатству природных бальнеологических и рекреационных ресурсов. На сегодняшний день изучены 283 проявления и месторождения минеральных вод, 160 из которых являются термальными.

Однако большая часть известных проявлений минеральных вод Камчатки не имеет утвержденных эксплуатационных запасов оценена предварительно и нуждается в доизучении.

Территориальным балансом запасов полезных ископаемых Камчатского края  учтены 15 месторождений теплоэнергетических минеральных вод, 3 месторождения минеральных подземных вод, одно месторождение лечебных грязей.

Минеральные воды Камчатки характеризуются исключительным разнообразием и представлены 7-ю из 12 известных групп основных бальнеологических водных ресурсов.

Важнейшими рекреационными ресурсами края являются широкий диапазон климатических условий полуострова, ландшафтные особенности местности, разнообразная флора и фауна, уникальные природные объекты (Долина гейзеров и др.), которые используются крайне ограниченно.

Обладая уникальным набором бальнеологических ресурсов Камчатский край может стать лечебно-оздоровительной базой для ДФО и Восточной Сибири. Реализация столь масштабной программы развития рекреационных ресурсов Камчатского края возможна с привлечением финансовых средств Российской Федерации и бизнеса, для чего требуется принятие государственной целевой программы.

Важной составной частью системы природопользования являются особо охраняемые природные территории (ООПТ) Камчатки, представленные 152 ООПТ федерального, регионального и местного значения, занимающие 14 % площади края. Являясь потенциальными объектами экологического туризма ООПТ не имеют достаточно развитой инфраструктуры и не занимают пока достойного места в экономике края.

Туристическая отрасль Камчатского края находится на начальном этапе становления. Сдерживающими факторами являются неразвитость инфраструктуры территории, невозможность оказания услуг большому количеству посетителей полуострова, отсутствие необходимой транспортной сети международного и межрегионального уровня. Развитие отрасли возможно при условии привлечения внешних инвестиций. В настоящее время Правительством Камчатского края ведется большая работа по организации строительства сети гостиниц, спортивно-оздоровительных комплексов. Разработана и принята концепция имиджевой политики, направленная на создание идентификационного образа Камчатского края за счет набора уникальных характеристик и продвижение его как перспективного субъекта Российской Федерации с особыми культурно-историческими, географическими и природно-климатическими условиями.

Структура предложения туристских услуг во многом определяется разнообразным туристско-рекреационным потенциалом районов края. Существующая дифференциация в уровне хозяйственного освоения территории, плотности автомобильных дорог, природно-климатические условия и наличие объектов туристской привлекательности определяют туристскую специализацию каждого района и соответственно приоритеты в развитии предпочтительных для данной территории видов туризма.

Минерально-сырьевые ресурсы Камчатского края представлены различными полезными ископаемыми как федерального, регионального так и местного значения, которые могут быть рентабельно освоены и стать основой экономического роста региона в ближайшей и отдаленной перспективе.

Углеводородный потенциал суши оценивается в 1,4 млрд. т. в нефтяном эквиваленте, в том числе извлекаемых - около 150 млн. т. нефти и около 800 млрд. м3 газа. Разведанные и предварительно оцененные запасы природного газа сосредоточены в одном среднем и трех мелких месторождениях Колпаковского нефтегазоносного района Западной Камчатки и в сумме составляют 22,6 млрд. м3. В стадии опытно-промышленной отработки находится Кшукское месторождение природного газа, в 2008 году в Камчатском крае добыто 9 млн. м3 природного газа для нужд Соболевского района.

Завершается строительство магистрального газопровода Колпаковская газоносная площадь – г. Петропавловск-Камчатский. С вводом его в эксплуатацию в 2010 году, годовая добыча природного газа возрастет до 61 млн. м3, в 2011 году - до 200 млн. м3, а начиная с 2012 года проектная мощность добычных участков на Кшукском и Нижнее-Квакчинском месторождениях суммарно составит 575 млн. м3. При этом объем добытого сырья будет определяться потребностью энергогенерирующих и других предприятий региона. В соответствии с федеральным заказом продолжаются работы по оценке перспектив нефтегазоносности восточного побережья Камчатского полуострова; на западном побережье проводятся поисковые работы компанией «ПетроКамчатка Ресорсес Плс».

Выделено четыре перспективных на углеводородное сырье площади в пределах континентального шельфа, прилегающего к западному и восточному побережьям Камчатского края. В настоящее время в распределенном фонде недр находится только одна (Западно-Камчатская) перспективная площадь, лицензия на право пользования недрами которой предоставлена ОАО «Газпром». Другие перспективные площади могут быть вовлечены в разведку и добычу после получения положительных результатов на Западно-Камчатской площади.

Разведанные и предварительно оцененные запасы угля Камчатского края составляют 275 млн. т., прогнозные ресурсы превышают 6,0 млрд.т. С различной детальностью изучено 7 месторождений и более десяти углепроявлений. Для местных нужд разрабатываются 3 мелких месторождения каменного и бурого угля и 2 - готовятся к освоению. Объем добычи каменного и бурого угля для местных нужд в 2008 году составил 47,5 тыс. т. и может быть увеличен до 170 – 200 тыс. т.

Регион обеспечен всеми видами строительных материалов. Для производства строительных материалов разведано более 50 месторождений различных видов сырья.

Широко распространенным полезным ископаемым в Камчатском крае являются пресные подземные воды. Перспективным направлением в использовании холодных пресных вод Камчатки, отличающихся высоким качеством, может стать их бутилирование и вывоз в регионы с дефицитом источников питьевого водоснабжения.

В предыдущие годы в Камчатском крае выявлены и в различной степени изучены 10 месторождений и 22 перспективных участка коренного золота с разведанными и предварительно оцененными запасами металла 150 т. и прогнозными ресурсами 1171 т. В 2006 году началась промышленная добыча золота на Агинском месторождении. В 2008 году в Камчатском крае добыто золота - 1330 кг., в 2009 году объем добычи планируется на уровне 2200 кг.

Запасы попутного серебра учтены в объеме 570 т., прогнозные ресурсы превышают 6,7 тыс. т.

Запасы россыпного золота оценены в 54 мелких месторождениях в объеме 3,9 т., прогнозные ресурсы – 23 т., добыча не превышает 180 кг. в год, а в связи с прекращением геологоразведочных работ в ближайшие 2 – 3 года может полностью прекратиться.

В перспективе до 2015 года в Камчатском крае должны быть построены 6 новых рудников суммарной мощностью по добыче 12 – 13 тонн золота в год.

Ранее разведанные запасы россыпной платины практически отработаны, остаточные запасы составляют около 400 кг., ресурсы – 33 т. В 2008 году добыто россыпной платины 1428 кг., в 2009 году – 817 кг. Изучается рудопроявление коренной платины с прогнозными ресурсами около 30 т.

Прогнозные ресурсы никеля и кобальта Срединного кристаллического массива Камчатки оцениваются соответственно в 3,5 млн. т. и 44 тыс. т. Имеются значительные перспективы обнаружения месторождений меди. В 2008 году на Шанучском медно-никелевом месторождении добыто: никеля - 6755,7 т., меди - 1085,1 т., кобальта - 147 т. К 2017 году на новой Квинумской площади будут подготовлены балансовые запасы никеля и построен второй в Камчатском крае никелевый рудник. Суммарная добыча никеля на двух предприятиях достигнет 15 - 20 тыс. т. в год.

Горнопромышленный комплекс Камчатского края в настоящее время находится на этапе формирования. В объеме отгруженной продукции по всем видам деятельности региона, на добывающий сектор экономики приходится пока около 5 %, а к 2017 – 2010 гг. его доля увеличится до 15 – 16 %.

В период 2008 – 2025 гг. суммарные инвестиции в доразведку, создание добычной и транспортной инфраструктуры горной промышленности оцениваются в 33 млрд. руб. в ценах 2008 г., без учета затрат на реализацию проектов на континентальном шельфе.

Рассматривая перспективы природно-ресурсного комплекса в создании структуры экономической модели региона, следует отметить, что наряду с добычей и переработкой водно-биологических ресурсов наиболее существенную роль в повышении собственной бюджетной обеспеченности должны оказать горнодобывающая промышленность, туризм и бальнеология.

Кроме отмеченных отраслей, перспективно полномасштабное освоение ресурсов подземных питьевых вод, строительных материалов, каменного угля, что не может не повлечь за собой масштабных социальных преобразований. Кадровый дефицит геологов, горняков, технических специалистов разного уровня квалификации обуславливает необходимость подготовки специалистов с высшим и специальным образованием в количестве не менее 2500 человек.

Создаваемая объектами горнодобывающей промышленности транспортная и энергетическая инфраструктура будет способствовать развитию туризма, объектов социально-культурного назначения, позволит улучшить жизнеобеспечение и занятость населения Камчатского края, особенно северной его части.

Любое вторжение в природу связано с причинением ей определенного ущерба. Камчатка относится к числу наиболее ранимых территорий. Поэтому охрана окружающей среды является важным звеном экологической политики Правительства Камчатского края. Использование самых современных и безопасных с экологической точки зрения технологий разработки полезных ископаемых сегодня является одной из ключевых задач органов государственной власти Камчатского края.

Опыт освоения минерально-сырьевых ресурсов в современных экономических условиях показал необходимость активизации работы по привлечению инвестиций в отрасль и выработки новых подходов к осуществлению политики управления.

Основные объекты недропользования, прежде всего по ликвидным видам минерального сырья, разведанные и оцененные в предыдущие периоды, находятся в распределенном фонде недр.

В соответствии с первоначальными условиями пользования недрами по основным золоторудным месторождениям, предоставление в пользование которых было произведено в конце прошлого и начале нынешнего десятилетия, к настоящему времени в Камчатском крае должна вестись добыча золота на восьми объектах. За прошедший период неоднократно вносились изменения в лицензионные соглашения, связанные с переносом сроков и этапов работ, снижением объемов инвестиций в разведку месторождений и капитальное строительство. В результате потери краевого и федерального бюджетов исчисляются десятками млрд. руб.

Одна из причин – отсутствие скоординированной политики федеральных и региональных органов власти по изменению условий лицензионных соглашений.

Основными стратегическими проблемами горнодобывающей промышленности Камчатского края являются:

- оторванность месторождений от основных транспортных путей и отсутствие их энергетического обеспечения;

- уравнительный подход к налогообложению добычи полезных ископаемых;

- недостаточная степень геологической изученности объектов недропользования, передаваемых в распределенный фонд недр;

- необоснованно завышенные размеры стартовых платежей за пользование недрами.

Транспортные коммуникации полуострова находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, поэтому для освоения месторождений, расположенных в отдаленных и труднодоступных условиях, предприятиям необходимо проектировать и строить дорожную сеть, объекты энергетической и социальной инфраструктуры. В связи с этим объемы инвестиций значительно возрастают, что приводит к ухудшению экономических показателей деятельности предприятий и отнесению к нерентабельным значительных запасов минерального сырья.

Уравнительный подход к налогообложению добычи полезных ископаемых отрицательно влияет на эффективность недропользования, поскольку делает убыточной добычу из месторождений с высокими затратами, приводит к выборочному отбору наиболее эффективных запасов. При существующем росте издержек на топливно-энергетические ресурсы и материалы, действующее в настоящее время налоговое законодательство не способствует рациональному и комплексному освоению и использованию недр, не стимулирует предприятия вовлекать в эксплуатацию труднодоступные месторождения и месторождения со сложными горно-техническими условиями.

Значительная часть перспективных участков, которые могут передаваться недропользователям на аукционах, находятся на начальных стадиях геологического изучения, а необоснованно завышенные размеры стартовых платежей за пользование недрами приводят к оттоку денежных средств из сферы геологоразведочных работ и отказу потенциальных недропользователей от участия в аукционах.

С отменой принципа «двух ключей» повысилась актуальность проблемы законодательного разделения участков недр на участки федерального, регионального и местного значения. Отнесение к таким участкам только месторождений общераспространенных полезных ископаемых ущемляет интересы регионов и не способствует рациональному использованию минерально-сырьевого потенциала.

Ряд мелких месторождений россыпного золота, каменного и бурого угля, подземные водозаборы, не являющиеся источниками централизованного водоснабжения, с экономической точки зрения несущественны для Российской Федерации, но имеют важное значение для небольших предприятий муниципального и регионального уровня. В то же время полномочия по их геологическому изучению и использованию по прежнему остаются на федеральном уровне.

Процедура предоставления в пользование участков недр занимает длительное время (более одного года) и включает множество согласований.

Период капитального строительства горнодобывающих производств, как правило, превышает сроки, предусмотренные лицензионными соглашениями.

По мнению участников «круглого стола» основными направлениями политики органов государственной власти Камчатского края и федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования должны стать:

- привлечение государственных средств для создания необходимой энергетической и транспортной инфраструктуры в рамках государственных программ и механизма частно-государственного партнерства;

- создание особых экономических зон на территории Камчатского края;

- оказание государственной поддержки системообразующим предприятиям отрасли, включая установление льготных тарифов на производимую электрическую энергию в изолированных энергоузлах;

- законодательное закрепление принципа экономической ответственности недропользователей за невыполнение условий лицензионных соглашений;

- разработка и внедрение образовательных программ в Камчатском крае по подготовке специалистов для вновь развивающихся отраслей экономики;

- ориентация государственной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы на повышение степени геологической изученности объектов недропользования перед этапом их представления в пользование;

- снижение ставок разовых (стартовых) платежей за пользование недрами при проведении аукционов с целью перераспределения финансовых средств предприятий на работы по геологическому изучению и разведке месторождений полезных ископаемых;

- установление налоговых льгот для объектов недропользования, находящихся в труднодоступных и удаленных районах;

- продолжение региональных геологических исследований на нефть и газ и значительное усиление геологосъёмочных и поисковых работ на рудные полезные ископаемые для федеральных нужд;

- увеличение объема субвенций из федерального бюджета на исполнение Камчатским краем переданных полномочий по тушению лесных пожаров с предоставлением уполномоченному органу субъекта федерации права расходования части выделяемых средств на техническое перевооружение организаций лесоохраны;

- внесение изменений в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

В целях обеспечения эффективного комплексного использования природных ресурсов Камчатского края и повышения их роли в социально-экономическом развитии региона участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Совместно с Правительством Российской Федерации:

1.1. Внести изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части:

-  регулирования вопросов рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и уничтожения водных биоресурсов;

- совершенствования контроля и надзора за осуществляемой в море деятельностью по приемке, транспортировке, переработке, хранению уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки;

- предоставления бербоут - чартерным судам, построенным под гарантии Правительства Российской Федерации, возможности осуществления рыболовства во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- снятия ограничений по использованию российскими пользователями на условиях бербоут-чартера или тайм-чартера российских и иностранных судов в районах добычи (вылова) водных биоресурсов за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в конвенционных районах и в открытой части Мирового океана;

- отказа от уничтожения водных биоресурсов, добытых (выловленных) в научно-исследовательских и контрольных целях, на научно-исследовательских судах в соответствии с решениями и договоренностями в рамках международных комиссий и организаций;

- создания эффективного механизма для оперативного регулирования рыболовства и введения необходимых ограничений рыболовства в целях сохранения водных биоресурсов;

- создания рыночного и легального механизма перехода прав на добычу (вылов) водных биоресурсов с регистрацией заключаемых договоров в Росрыболовстве и внесением соответствующих записей в государственный рыбохозяйственный реестр.

1.2. Внести изменения в статьи 4, 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по распоряжению участками недр для разработки следующих месторождений:

- месторождения россыпного золота с объемом промышленных запасов до 1000 кг и коренного золота с объемом промышленных запасов до 10 тонн;

- месторождений каменного и бурого угля с запасами до 1 млн. т., используемыми для местных энергетических нужд;

- права пользования недрами для добычи пресных подземных вод из одиночных водозаборов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения.

1.3. Внести изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О недрах» в части установления обязательности согласования с органами власти субъекта Российской Федерации условий пользования недрами (в том числе при изменении условий лицензионных соглашений) и определения его порядка.

1.4. Разработать и законодательно закрепить экономический механизм ответственности недропользователей за невыполнение условий лицензионных соглашений.

1.5. Рассмотреть возможность внесения изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части:

- распространения права перехода рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих переработку уловов водных биоресурсов (в том числе из покупного сырья) на уплату единого сельскохозяйственного налога.

1.6. Рассмотреть возможность внесения изменений в статью 342 Налогового кодекса Российской Федерации в части распространения дифференцированного подхода к налогу на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических и географо-экономических условий разработки, от сложности и затратности технологии извлечения полезного ископаемого, а также в части предоставления льгот по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на территорию Камчатского края, аналогичных льготам, установленным для Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края.

1.7. Внести изменения в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.99 № 82-ФЗ в части:

- более детального уточнения в статье 1 понятия «традиционный образ жизни» и дополнения понятийного аппарата терминами «традиционная хозяйственная деятельность» и «подсобный вид деятельности»;

- внесения в статью 5 дополнений,  определяющих, что порядок подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам устанавливается Правительством Российской Федерации.

1.8. Внести изменения в пункт 2 статьи 23.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наделения правом рассмотрения административных дел в пределах юрисдикции заместителя руководителя и главных специалистов органов, специально уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

2. Совместно с Законодательным Собранием Камчатского края:

Рассмотреть возможность создания рабочей группы из членов Совета Федерации и представителей Законодательного Собрания Камчатского края по разработке законодательной инициативы «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и другие законодательные акты Российской Федерации» по вопросам совершенствования законодательства в рыбной отрасли.

Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность увеличения финансирования в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2013 года» в части развития энергетической и транспортной инфраструктуры в районах размещения месторождений, освоение которых имеет системообразующее и важное социально-экономическое значение, с использованием механизма частно-государственного партнерства, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.08 № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.08 № 468).

2. Подготовить и внести в установленном порядке изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части:

- установления срока пользования недрами для геологического изучения и оценки месторождений полезных ископаемых до 10 лет для труднодоступных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- установления критериев отнесения одиночных водозаборов, не относящихся к источникам централизованного водоснабжения, к месторождениям местного значения;

- обеспечения возможности применения «заявительного» принципа на право доступа к участкам недр, не содержащим локализованные и прогнозные ресурсы;

- передачи субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию геологического изучения участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые.

- разработки и введения порядка обязательного согласования с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации изменений, вносимых в лицензии на право пользования недрами.

3. В целях создания механизмов ускоренного социально-экономического развития Камчатского края:

- разработать проект федерального закона о создании особой экономической зоны на территории Камчатского края;

- определить срок проведения конкурсов по отбору заявок на создание портовой особой экономической зоны и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;

- при реализации федеральных программ, связанных со строительством и (или) приобретением жилья, учитывать фактически складывающуюся себестоимость строительства 1 м2 жилья в регионе;

- поддержать предложение Правительства Камчатского края о разработке подпрограммы «Национальное село» Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», направленной на развитие социальной, жилищной и коммунальной инфраструктуры в национальных селах Камчатского края;

- оказать содействие в финансировании Программы газификации Камчатского края.

4. Рассмотреть возможность увеличения объема субвенций из федерального бюджета на исполнение Камчатским краем переданных полномочий:

- по тушению лесных пожаров с предоставлением уполномоченному органу субъекта федерации права расходования части выделяемых средств на техническое перевооружение организаций лесоохраны;

- в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

5. При формировании федерального бюджета предусмотреть увеличение объемов финансирования расходов на охрану, обустройство и техническое оснащение особо охраняемых природных территорий в Камчатском крае.

6. Рассмотреть возможность обеспечения в полном объёме бюджетного финансирования рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.

7. Провести анализ приказа Минсельхоза России от 13.10.08 №462 «Об утверждении правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры» на предмет соответствия федеральному законодательству и наличия в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции со стороны контролирующих органов.

Федеральным органам исполнительной власти :

1. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

- с целью ускорения ввода в хозяйственный оборот низколиквидных объектов недропользования, внести изменения в приказ МПР России от 30.09.08 № 232 «Об утверждении методики по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами» в части снижения стартового размера разового платежа за пользование недрами;

- в установленном порядке внести изменения в «Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимании платы за ее проведение» в части предоставления субъектам Российской Федерации права включать в состав экспертных комиссий по общераспространенным полезным ископаемым внештатных экспертов;

2. Федеральному агентству по недропользованию:

- в рамках Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья сохранить объёмы работ по оценке перспектив нефтегазоносности территории и континентального шельфа Камчатского края и усилить работы по региональному геологическому изучению территории и на объектах, имеющих низкую степень геологической изученности.

3. Федеральному агентству по рыболовству:

- дополнить приказ Госкомрыболовства России от 11.04.08 № 315 «Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» положением определяющим, что традиционное рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется исключительно в местах, определяемых территориальными органами Росрыболовства, по согласованию с научными организациями, находящимися в ведении Росрыболовства;

- на основании обращений органов исполнительной власти Камчатского края подготовить предложения по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.08 № 886 «Об определении районов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства» в части определения районов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства, включив в него Западно-Камчатскую, Камчатско-Курильскую, Карагинскую и Петропавловско-Командорскую подзоны;

- в установленном порядке внести изменения в методику расчета ущерба водным биологическим ресурсам в отношении водохозяйственных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия поверхностных вод и предупреждение чрезвычайных ситуаций в паводковый период.

4. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

- установить единый исчерпывающий перечень сопроводительных документов, необходимых при транспортировке рыбопродукции и требования к его формированию.

Законодательному Собранию Камчатского края:

Подготовить законодательную инициативу о введении в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей уголовное наказание за незаконное перемещение (транспортировку, содержание) видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.