В дискуссии приняли участие более восьмидесяти представителей предприятий нефтегазовой отрасли из Москвы и регионов России, а также представители Министерства промышленности и торговли РФ.
Рекомендации
Заслушав и обсудив доклады и выступления в рамках «круглого стола» на тему «О влиянии инвестиций в топливно-энергетический комплекс на текущее состояние и долгосрочное развитие российской экономики (на примере газовой отрасли)», участники отмечают следующее:
Текущее временное уменьшение потребности в энергоносителях на международном и региональном рынках не отражает национальных потребностей в инвестициях в добычу и инфраструктуру. Общемировой спрос на энергоносители будет увеличиваться, прежде всего, за счет растущего Азиатско-Тихоокеанского энергетического рынка, где ключевую роль будет играть Китай. Для поддержания производства в российской газовой отрасли на существующем уровне, а это 580 млрд. кубометров в 2009 г., и обеспечения его роста с восстановлением уровня добычи на уровне 650 млрд. кубометров в 2012 году, инвестиции в газовую отрасль должны идти опережающими темпами. Необходимо освоение новых добывающих районов: полуострова Ямал, шельфа арктических морей, Восточной Сибири и Якутии. Темпы развития инновационной экономики в 2010, 2011, 2012 годах будут гарантироваться национальным ТЭК, доля которого в промышленном производстве будет превышать 40%, а доля нефтегазового сектора в доходах федерального бюджета составит в 2010 году 46%. Комплексная модернизация и обновление технологий добычи, транспортировки, нефтехимических преобразований энергоносителей – ключевое условие конкурентоспособности российской энергетики и стратегическое направление развития страны, к которому призвал Президент России Д.А. Медведев.
Оценка инвестиций в развитие газовой отрасли включает капитальные вложения в строительство новых и реконструкцию действующих объектов и определяется по следующим составляющим:
· геологоразведка;
· добыча газа и конденсата;
· транспорт газа и газового конденсата;
· подземное хранение газа;
· переработка газа и газового конденсата;
· прочие капитальные вложения (проектно-изыскательские работы, непромышленное строительство, затраты на ликвидацию объектов и др.).
1.1. Добыча газа
Основные действующие газовые месторождения России находятся в настоящий момент на грани истощения, степень их выработанности в 2008 г. составила порядка 60-80%, что позволяет говорить о значительном снижении добычи на них уже к 2012 г. Таким образом, газовые компании и, прежде всего, ОАО «Газпром» стоят перед острой необходимостью крупных капитальных вложений в область реконструкции и технического перевооружения объектов добычи газа, а также в геологоразведку. Ориентировочные затраты на геологоразведочные работы на период 2008-2030 гг. составляют 1874 млрд. руб. (в ценах 2008 г.), в том числе затраты на обновление и приобретение необходимых материально-технических ресурсов, с учетом замены станков и бурового оборудования, выработавшего свой ресурс и морально устаревшего, и услуг промышленности.
Помимо прочего, остро стоит проблема сроков ввода новых месторождений и реализации важнейших масштабных отраслевых проектов. Это уже в среднесрочной перспективе по мере восстановления спроса на внутреннем рынке может привести к сложностям с газоснабжением российских потребителей. Так, в июле 2009 г. ОАО «Газпром» объявило о вынужденном переносе срока ввода Бованенковского газоконденсатного месторождения с 2011 г. на 2012 г. Также возможно изменение сроков ввода Штокмановского месторождения (прежде назывались сроки строительства: первой фазы (годовая добыча — 23,7 млрд. куб. м) —2013 г., второй (7,5 млн. т СПГ в год) — 2014 г.
Прежде всего, это связано с недостатком инвестиций. Общие капитальные вложения в Штокмановское месторождение в 2009 г. должны были составить 37,1 млрд. руб., общая смета первой фазы проекта — 15 млрд. долл. в ценах 2006 г. Точно не установлены сроки ввода газопровода Nord Stream. Несмотря на то, что официально они пока остаются неизменными: запуск первой очереди газопровода — в 2011 г., второй — в 2012 г., известно, что вторую очередь газопровода планировалось заполнить именно газом со Штокмановского месторождения.
На год отложены сроки выхода на проектную мощность добычи на Харвутинской площади Ямбургского месторождения (новый срок — 2011 г., добыча — 30 млрд. куб. м) и ввод Западно-Песцового месторождения (2010 г., 2 млрд. куб. м). На два года, до 2012 г., переносится начало добычи на Ныдинской площади Медвежьего месторождения (план по добыче — 2 млрд. куб. м в год). Общие инвестиции Газпрома в данные проекты в 2009 г. должны были составить 12,4 млрд. руб. Из зарубежных проектов Газпрома, на которые в 2009 г. холдинг планировал потратить 10,9 млрд. руб., могут быть скорректированы планы в Венесуэле: так, под вопросом остается намерение компании приступить к бурению на блоке «Урумако-2».
Таким образом, дальнейшее развитие добычи углеводородов в газовой отрасли сопряжено с необходимостью:
· ввода в разработку и эксплуатации новых месторождений, многие из которых характеризуются сложными горно-геологическими условиями залегания продуктивных пластов;
· создания новых мощностей по добыче и переработке жидких углеводородов;
· создания производственной инфраструктуры и внедрения современных технологических решений в новых регионах добычи;
· реконструкции и технического перевооружения действующих объектов добычи газа и газового конденсата.
Перечисленные первостепенные задачи требуют значительного увеличения объема капитальных вложений и эксплуатационных затрат, что приводит к снижению экономических показателей развития отрасли и увеличивает необходимость оказания государственной поддержки предприятиям газовой промышленности, в том числе ОАО «Газпром».
1.2. Состояние инфраструктуры
Современное состояние инфраструктуры в газовой отрасли внушает серьезные опасения относительно бесперебойности газоснабжения потребителей. Газотранспортная система Российской Федерации (ГТС) эксплуатируется свыше 50 лет. За этот период в результате физического износа оборудования ее производственная мощность снизилась не менее чем на 8%.
Износ основных фондов в транспорте газа и ПХГ в настоящее время составляет 62,5%, согласно данным Минэнерго на IV квартал 2008 г., или от 46 до 53,4%, согласно данным Росстата на IV квартал 2008 г. В их числе: протяженность газопроводов с пониженным вследствие технического состояния объекта разрешенным давлением и степенью коррозийного растрескивания составляет 11,8% от общей протяженности газопроводов (в том числе влияющих на пропускную способность – 5%). В критическом состоянии по безопасности находится около 50% подводных переходов, 20% переходов через автомобильные и железные дороги, 10% пересечений с трубопроводами. Вследствие этого, ГТС требует осуществления глобальных капиталовложений в техническое совершенствование объектов газодобычи и транспортировки, в том числе, дополнительное бурение, проведение модернизации и реконструкции систем подготовки газа к транспорту, внедрение мероприятий по повышению эффективности работы скважин. Объемы инвестиций, по предварительным данным ОАО «Газпром» до уменьшения инвестиционной программы до 775 млрд. руб., начиная с 2010 года должны составлять ежегодно до 60 млрд. руб. в год, благодаря чему предполагалось нарастить ее мощности на 32 млрд. куб. м в год, в том числе экспортные - на 14 млрд. куб. м. Это необходимо, прежде всего, для поддержания проектных уровней отборов на действующих месторождениях в связи с их истощением, падением пластового давления, длительным сроком работы оборудования и т.п.
Необходимость модернизации газотранспортной инфраструктуры и масштабного строительства новых мощностей во всех основных ее сегментах связана, прежде всего, с выходом в новые регионы, диверсификацией экспортных потоков, завершением срока службы производственных мощностей, созданных в предшествующие периоды, и другими факторами. Сегодня важно работать над созданием инфраструктуры под будущие поставки природного газа (проекты: Северный поток, Южный поток, Голубой поток-2, газотранспортная система Сахалин-Хабаровск-Владивосток). Эти национальные трубопроводные проекты станут наиболее эффективными механизмами на пути предотвращения прерывания поставок российского газа в Европу. Объемы вводов мощностей сравнимы с созданием новой отрасли, а капитальные вложения оцениваются на уровне 350-400 млрд долл. США в ценах 2006 года.
В целом по России за период 2008-2030 гг. необходимо ввести:
· скважин от 4594 до 5841 единиц;
· установок комплексной подготовки газа (УКПГ) от 56 единиц производительностью 620 млрд. куб. м/год до 70 единиц производительностью 772 млрд. куб. м /год;
· дожимных компрессорных станций (ДКС) от 403 единиц мощностью 5020 МВт до 439 единиц мощностью 5580 МВт;
· линейной части газопроводов от 20 691 до 30 132 км;
· компрессорных станций от 119 единиц мощностью 10 768 МВТ до 166 единиц мощностью 14 715 МВт;
· мощностей по переработке газа от 129 до 216 млрд. куб. м/год и переработке жидких углеводородов от 65 до 76 млн. т/год.
Таким образом, можно констатировать, что система транспорта газа, а также объекты его переработки, нуждаются в существенном увеличении объема капитальных вложений.
1.3. Газификация и проблемы обеспечения внутреннего спроса
Несмотря на определенные достижения в деле газификации регионов всё еще остается ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Эти проблемы остаются нерешенными, во многом в связи с хроническим дефицитом финансирования со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так, наряду с высоким уровнем обеспеченности сетевым газом Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов (69-74%), где уровень газификации субъектов РФ доходит до 90%, в остальных федеральных округах уровень газификации значительно ниже, лишь некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в эти округа, имеют показатели, соответствующие среднему уровню по стране. В отдельных субъектах Российской Федерации еще только начинают заниматься газификацией – ряд регионов Сибири и Дальнего Востока. Среди основных причин такого положения выступает проблема поддержания технического состояния существующих распределительных сетей на уровне, обеспечивающем безопасную эксплуатацию пожаро-, взрывоопасных объектов, а также надежную и стабильную поставку газа потребителям.
В настоящее время остро стоит вопрос замены и реконструкции объектов газового хозяйства, отслуживших свой срок эксплуатации.
Особенно остро вопрос реконструкции существующих систем газораспределения стоит в крупных городах, газификация которых началась 40 и более лет назад. При этом, самую большую опасность представляют газопроводы низкого давления, снабжающие газом жилые дома, удельный вес которых в общей протяжённости составляет 65-75%, а замене уже сегодня подлежит 8-10%. Потребность в реконструкции газовых сетей до 2010 г. составляет порядка 7 тыс. км, что составляет порядка 10% от протяженности существующих газовых сетей в столице (данные ГУП «Мосгаз», 2008 г.).
В настоящее время ОАО «Газпром» требуется на реконструкцию и техническое перевооружение газораспределительных сетей по России ориентировочно 23,7 млрд. руб.
1.4. Развитие газохимической промышленности
Перспективы дальнейшего развития газовой отрасли связаны с вводом в разработку месторождений с многокомпонентным составом пластовой смеси, что приводит к необходимости одновременно с освоением месторождений создавать перерабатывающие мощности для выделения из газа ценных компонентов и его подготовки к транспорту, а также газохимические производства с целью производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, газо- и конденсатоперерабатывающие производства входят в общий технологический цикл и являются не только неотъемлемой частью объектов газовой промышленности и важной подотраслью, обеспечивающей работу смежных подотраслей (добычи и транспорта газа), но и стимулируют развитие других отраслей национальной экономики.
Переработка природного газа и конденсата в Российской Федерации осуществляется на 29 газо- и конденсатоперерабатывающих предприятиях, входящих в состав ОАО «Газпром», ОАО «Сибур Холдинг», НК «ЛУКОЙЛ» и других.
В целях скорейшего развития газоперерабатывающих производств необходимо, прежде всего, увеличение объема инвестиций, которые пойдут на решение первостепенных задач газопереработки, таких как:
1) повышение доли добычи этансодержащего газа и жидких углеводородов в традиционных регионах газодобычи;
2) освоение новых месторождений, характеризующихся высоким содержанием сернистых соединений в газе;
3) эффективное и рациональное использование ресурсов этана природного газа и других легких углеводородных фракций (С3-С4) с целью производства газохимической продукции с высокой добавленной стоимостью;
4) развитие новых центров газопереработки и газохимии, в том числе на базе месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая извлечение, хранение и транспорт гелия;
5) разработка и внедрение эффективных технологий производства
синтетических жидких топлив (СЖТ), направленных на решение
проблем освоения малых, выработанных и удаленных от газотранспортной системы труднодоступных месторождений, оптимизации логистических схем, диверсификации деятельности компании, а также производство высоколиквидной продукции востребованной как на внутреннем, так и внешних рынках;
6) внедрение новых и развитие существующих производств полиолефинов, метанола и сжиженного природного газа (СПГ).
Повышение степени извлечения ценных компонентов, содержащихся в природном газе, повысит эффективность действующих перерабатывающих производств, а также будет способствовать развитию действующих и созданию новых газохимических производств.
2. Содержание инвестиционной программы газовой отрасли
За период до 2030 года, по оценкам ОАО «Газпром» и Министерства энергетики РФ, в газовую отрасль необходимо вложить от 13,9 до 16,6 трлн. руб. (в ценах января 2008 г.) без учета затрат на газификацию, то есть около четверти среднегодового ВВП России.
Из них на реконструкцию уже существующих объектов газовой отрасли приходится не более 23,4%. От 76,6% до 79,5% всех инвестиций в газовой отрасли будет направлено на создание новых мощностей по добыче, транспортировке, переработке газа и пр.
Пик инвестиционной активности в газовой отрасли приходится на 2011-2015 гг. Это связано с необходимостью срочного обновления основного фонда газовых
месторождений на фоне резкого снижения производительности «старых» месторождений, введенных в строй еще в 1960-1980-е гг. Обновления требуют также многие уже существующие мощности, созданные еще в советское время. Среднеотраслевой уровень износа основных фондов достигает в газовой промышленности 58%, при этом особо неблагополучная ситуация сложилась в сфере транспортировки газа по магистральным и распределительным сетям. В случае непринятия срочных инвестиционноемких мер уже в 2010—2015 гг. произойдет резкий рост аварийности в газотранспортной системе страны.
Подавляющая часть инвестиций в газовой отрасли приходится на ОАО «Газпром» как крупнейшую добывающую компанию и владельца Единой системы газоснабжения России.
Инвестиционная программа ОАО «Газпром» на 2009 г. была утверждена Советом директоров 23 декабря 2008 г. в общем объеме 920,44 млрд. руб., что соответствовало уровню инвестиций, запланированному до начала острой фазы экономического кризиса осенью 2008 года. Из них 637,66 млрд. приходится на капитальное строительство, в т.ч. 629,88 млрд. руб. на строительство промышленных объектов.
Инвестиционная программа на 2009 год предполагала, в частности, ввод в эксплуатацию:
· 201 газовую скважину;
· 17 нефтяных скважин;
· 927,83 км магистральных газопроводов и отводов;
· 3 компрессорных станции на газопроводах мощностью 447 тыс. кВт;
· 1 компрессорную станцию на подземном хранилище газа (ПХГ) мощностью 18 тыс. кВт;
· 0,44 млрд. куб. м дополнительной активной емкости ПХГ;
· 33 скважин на ПХГ;
· 1 дожимную компрессорную станцию мощностью 40 тыс. кВт;
· 3 установки подготовки газа мощностью 17 млрд. куб. м/год.
Ключевым и наиболее инвестиционноемким проектом, предусмотренным Планом капитального строительства ОАО «Газпром» на 2009 г., является обустройство Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения полуострова Ямал. Годовые инвестиции в проект составляют около 220 млрд. руб. или 34,5% от всех капитальных вложений ОАО «Газпром» в 2009 г.
Важность своевременного ввода в эксплуатацию Бованенковского НГКМ (изначально – III квартал 2011 г.) связана с тем, что производственные мощности именно этого месторождения должны покрыть растущий дефицит внутреннего газового баланса страны (с учетом докризисного уровня спроса) в 2011-2020 гг.
Основная часть остальных наиболее дорогостоящих капитальных вложений ОАО «Газпром», запланированных на 2009 год, связана с обустройством Заполярного НГКМ, освоением Штокмановского ГКМ и реализацией ключевых стратегических газотранспортных проектов, таких как Северный поток, Сахалин-Хабаровск-Владивосток и газотранспортная сеть Камчатского края.
На основе анализа Генеральной схемы развития газовой отрасли, с учетом доли ОАО «Газпром» в общей добыче природного газа, а также монопольного положения ОАО «Газпром» в сфере транспортировки природного газа по Единой газотранспортной системе можно сделать следующую оценку потребности ОАО «Газпром» в оборудовании и материалах:
Оценка потребности ОАО «Газпром» в оборудовании и материалах для реализации инвестиционной программы
Показатели | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Геологоразведочные работы | ||||
Буровые станки, шт. | 11 | 18 | 14 | 14 |
Потребность в металле, тыс. тонн | 36,8 | 44 | 49,6 | 55,2 |
Добыча газа | ||||
УКПГ, ед. | 5 | 2 | 4 | 1 |
Потребность в металле, тыс. тонн | 2,4 | 1,4 | 8,8 | 0,2 |
ДКС, ед./МВт | 14 | 70 | 6 | 6 |
Потребность в металле, тыс. тонн | 3,6 | 4,4 | 1,44 | 1,44 |
Скважины | 209 | 180 | 178 | 190 |
Потребность в металле, тыс. тонн | 52,2 | 45,0 | 44,4 | 47,6 |
Платформы | 1 | 0 | 1 | 1 |
Потребность в металле, тыс. тонн | 22 | 0 | 22 | 22 |
Транспортировка газа | ||||
Трубы большого диаметра, тыс. тонн | 2950 | 1970 | ||
Газоперекачивающие агрегаты, шт. | 177 | 176 | 139 | 137 |
Переработка газа и жидких углеводородов | ||||
Заводы по переработке газа, млрд. м3 в год | 8,8 | 5,6 | 8 | 8 |
Заводы по переработке жидких УВ, млн. тонн в год | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 1,6 |
Итого потребность в металле | 1592,0 | 1569,8 | 1111,2 | 1111,4 |
Капитальные вложения, млрд. руб. (в ценах 01.01.2008). | 920,4 | 993,8 | 845,4 | 873,3 |
Источник: Проект Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года.
3. Риски недоинвестирования в газовой отрасли и их последствия для ее среднесрочного и долгосрочного развития российской экономики.
Если по прогнозам Министерства энергетики РФ инвестиции в нефтяной отрасли России в 2009 году останутся на уровне 2008 года, а по некоторым компаниям даже вырастут, то газовой промышленности в 2009 году угрожает масштабное снижение капитальных вложений. Не менее, если не более тяжелыми, могут стать для газовых компаний и последующие 2010 и 2011 гг.
При нынешнем состоянии газовой отрасли, и наблюдающемся дефиците объемов капитальных вложений, недостаток средств, необходимых для развития отрасли приведет к крайне негативным последствиям, идущим вразрез с основными принципами Проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 г.
В силу крайней степени изношенности производственных, а также инфраструктурных фондов, своевременное освоение новых месторождений и, следовательно, обеспечение достаточных объемов добычи уже после 2010-2011 гг. становятся невозможными без дополнительных инвестиций. Возрастает угроза надежности поставок газа с действующих месторождений.
Вследствие нарастающего дефицита газа для России станет затруднительным в необходимом масштабе обеспечивать газом европейских потребителей. Для сохранения геополитического влияния России и имиджа надежного энергетического партнера возникает риск ограничения поставок газа на внутренний рынок в пользу внешнего. Соответственно, первой под удар нехватки газа для обеспечения внутренних потребностей страны может попасть отечественная промышленность. Причем дефицит газа для внутреннего потребителя будет развиваться настолько быстро, что даже последующее его сокращение не приведет к стабилизации положения в промышленности.
В результате оценки тенденций основных финансово-производственных показателей развития газовой отрасли, можно сделать вывод, что отсутствие достаточных объемов инвестиций крайне негативно скажется не только на газовой
промышленности России, но и на всех сферах жизни нашей страны, включая промышленность.
Помимо этого, в результате недофинансирования возрастет износ газотранспортной системы. Следствием этого может стать затруднение пропускной способности газопроводов на отдельных участках, и бесперебойность поставок природного газа окажется под угрозой.
Отсутствие достаточного количества средств у газовых компаний, прежде всего, у ОАО «Газпром», затормозит материально-техническое развитие газовой отрасли, при том, что уже сегодня они остро нуждаются в обновлении технологий, касающихся газодобычи и транспортировки.
Таким образом, непосредственное развитие инвестиционной деятельности Газпрома идет сегодня вразрез с прогнозными показателями, заложенными в Генеральной схеме развития газовой отрасли, в результате чего компания сталкивается с целым рядом проблем, связанных с перспективами и сроками реализации основных задач и проектов.
Однако в результате детального анализа проблемы капвложений в отрасль, можно сделать вывод о том, что в Генеральной схеме изначально заложено недостаточное количество средств для стабильного развития отрасли. Это связано, прежде всего с тем, что прогнозные уровни газопотребления определены в документе с учётом развития российского рынка топливно-энергетических ресурсов, который, как и ряд других отраслей промышленности, испытывает на себе влияние кризиса. Уровень цен на основные виды энергоносителей, заложенных в Генсхеме значительно изменился. Помимо этого, документ подразумевает снижение доли реализации газа по регулируемым ценам и расширение биржевой торговли всеми видами ТЭР. Также изменилась и конъюнктура внешнего рынка топливно-энергетических ресурсов.
Для обеспечения устойчивого развития газовой отрасли необходимо пересмотреть не только вопрос недостатка инвестиций, направленных в основное производство ОАО «Газпром», но и средства, заложенные в саму Генеральную схему развития газовой отрасли.
В свете всего вышесказанного, участники круглого стола пришли к выводу, что одним из самых проблемных вопросов развития газовой отрасли России является формирование ее инвестиционных ресурсов, нехватку которых сегодня переживает флагман отрасли - ОАО «Газпром».
4. Мультипликативное влияние недоинвестирования в газовой отрасли на состояние других отраслей промышленности
Газовая отрасль и, прежде всего, ОАО «Газпром», является одним из крупнейших заказчиков для российской промышленности, на нем замыкается множество кооперационных цепочек: от металлургии и строительства до высокотехнологичных предприятий по производству современных газоперекачивающих станций и иного оборудования.
Инвестиционная программа ОАО «Газпром» – это инвестиционная программа сотен его подрядчиков, а значит дополнительные налоговые отчисления в бюджет с их стороны, новые рабочие места в смежных секторах. Результаты оценки ожидаемого мультипликативного эффекта для российской экономики от потенциального изменения объема инвестиционной программы в части машиностроительного и металлургического производств, занятости в промышленности, налоговых поступлений на основе модели технологических цепочек показывают, что всего за 2009-2030 гг. предполагаемый дефицит инвестирования в газовой отрасли приведет к сокращению объема непосредственного заказа для российской промышленности на сумму 1,1 трлн. рублей. С учетом мультипликативного эффекта по всем производственным цепочкам это означает падение суммарного объема промышленного производства на 2,7 трлн. рублей. (Суммарный объем промышленного производства в России за первое полугодие 2009 года составил 8,8 трлн. руб.).
Среднегодовое количество занятых в промышленности в период 2009-2030 гг., необходимое для выполнениия суммарного промышленного заказа, снизится с 352 тыс. человек до 294 тыс. человек, то есть на 16,5% (либо, что эквивалентно, на 16,5% должна снизиться производительность труда на предприятиях, участвующих в выполнении суммарного промышленного заказа).
Наибольший годовой дефицит инвестирования, то есть снижение фактических инвестиций по сравнению с оценками необходимых инвестиций, ожидается в 2009 году и составляет 336 млрд. рублей или 38% от необходимого объема инвестиций. Пропорционально дефициту должна сократиться и производительность труда на предприятиях, участвующих в выполнении суммарного промышленного заказа, либо количество занятых в производстве на этих предприятиях, что составит 173 тыс. человек.
Потери бюджета в виде недополученных налогов за период 2009-2030 гг. составят 296 млрд. рублей, из них 42 млрд. рублей – в 2009 году.
Разница в начисленной заработной плате работникам промышленных предприятий, занятых на выполнении суммарного промышленного заказа, за период 2009-2030 гг. составит 280 млрд. рублей, что при средней зарплате в промышленности по состоянию на июнь 2009 года в размере 20,3 тыс. рублей эквивалентно оплате труда 380 тысяч работников в течение 3 лет.
Таким образом, неисполнение инвестиционных программ газовой отрасли окажет негативное влияние на состояние значительной доли российской промышленности. Эти инвестпрограммы сами по себе играют роль стабилизаторов для
многих смежных отраслей промышленности, особенно энергетического и транспортного машиностроения, а также металлургии, электротехнической и строительной отраслей. Газовая отрасль в период кризиса способна стать одним из ключевых потребителей российской промышленной продукции, обеспечивая необходимый уровень спроса для сохранения производства.
Стимулирование экономического роста в условиях падения внутреннего спроса за счет развития государством инфраструктурных проектов будет способствовать мультипликативному эффекту в отечественной промышленности.
При этом недоинвестирование в газовой отрасли приведет к снижению ВВП России, где на сегодняшний день доля газовой отрасли составляет порядка 13%. По прогнозным оценкам недоинвестирование в отрасль с вытекающим из него значительным снижением уровня добычи газа, повышением степени изношенности основных фондов его производства и переработки, а также плачевным состоянием газотранспортной системы может привести к снижению доли газовой отрасли в ВВП страны вполовину, до 6-7%, что будет означать снижение самого ВВП не менее чем на 3-4% без учета мультипликативного эффекта в смежных отраслях промышленности.
Без целенаправленной работы по обеспечению роста добычи газа невозможно не только увеличение, но и сохранение прежних объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, при реальной перспективе снижения экспорта газа, только недополучение государством средств от пошлины с его экспорта (10% от всех таможенных поступлений в бюджет государства), при ее размере в 30% (данные на конец 2008 г.), составит 58% от текущего уровня.
Помимо макроэкономических показателей недостаток инвестиций в развитие отрасли несет риск обострения социальной напряженности внутри страны. Неизбежный в случае недоинвестирования существенный рост дефицита газового баланса страны (в последние годы дефицит достигает 8-9% и покрывается за счет импорта центральноазиатского газа) после 2015 г. ударит, прежде всего, по удовлетворению спроса со стороны внутренних потребителей. В частности, уже в 2015г. население и коммунально-бытовой сектор могут недополучить порядка 10-12 млрд. куб. м газа/год.
Помимо этого, в результате нехватки инвестиций в отрасль, ОАО «Газпром» и другие газовые компании вынуждены оптимизировать затраты на производство, что неминуемо приведет к дополнительному росту безработицы в отрасли.
Участники "круглого стола" отмечают, что инвестиционная программа газовой отрасли России производит значительный мультипликативный эффект на развитие всей российской экономики. Добиться наиболее действенного мультипликативного эффекта, значимого не только для самой газовой отрасли, но и для всей экономики России, возможно, используя как ресурсы частного капитала, так и меры
государственной поддержки. Такая поддержка инвестиционного процесса является наиболее эффективной, т.к. формирует и заказ в промышленности, и инфраструктуру для будущих поколений.
Отмечая важность и актуальность обсуждаемых проблем, участники "круглого стола" рекомендуют:
Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. При утверждении инвестиционной программы ОАО «Газпром» на 2010 год, принять во внимание необходимость ее соответствия индикаторам и прогнозным показателям, обозначенным в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. (принята осенью 2008 г.) и проекте Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030г. (не утвержден), основным положениям действующей Энергостратегии (до 2020 года) и проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (не утвержден), в части ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем для обеспечения внутренних и экспортных потребностей российской экономики в природном газе, газификации российских регионов.
2. Внести в существующую нормативно-правовую базу, регулирующую развитие нефтегазового комплекса России, обязательство в рамках инвестиционных проектов газовой отрасли размещать не менее 75% от объема промышленного заказа в стоимостном выражении на предприятиях отечественной промышленности в следующих случаях:
· для любых инвестиционных проектов акционерных обществ, работающих в газовой отрасли России, в которых государство в лице Правительства РФ имеет контрольный пакет акций;
· для инвестиционных проектов, в которых государство в лице Правительства РФ участвует на правах софинансирования с долей не менее 25%.
3. Разработать механизм и перечень банков-участников государственного субсидирования банковских процентных ставок при кредитовании газодобывающих, газотранспортных и газохимических компаний, работающих на территории России, со стороны государственных банков на закупки российского оборудования в целях технического перевооружения и создания новых инфраструктурных объектов газовой отрасли.
4. Разработать перечень товаров высокого передела природного и нефтяного попутного газов (полимерные, резиновые изделия, минеральные удобрения, красители, взрывчатые вещества, пластические массы, продукты основного и тонкого органического синтеза и др.), для поддержания производства которых, а также в целях стимулирования инновационных преобразований в нефтегазовом комплексе России необходимо использование механизма прямого государственного заказа на период 2010 и 2011 гг.
5. Установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых добывающих проектов в газовой отрасли в первые годы эксплуатации месторождений на период окупаемости инвестиций.
6. Обеспечить заказ компаний газовой отрасли на продукцию отечественной промышленности (прежде всего, металлургии и машиностроения) посредством:
· предоставления долгосрочных беспроцентных ссуд со стороны государственных банков на адресные закупки российского оборудования;
· прямого бюджетного софинансирования адресных закупок оборудования;
· использования инфраструктурных облигаций, с помощью которых будет финансироваться развитие транспортной инфраструктуры под гарантии государства.
7. Выполнить анализ совокупного влияния инвестиционных программ нефтяных и газовых компаний на состояние и развитие смежных отраслей промышленности, разработать и законодательно закрепить комплекс экономических мер по максимальному размещению заказов на производство оборудования, материалов и услуг на внутреннем рынке.
8. Увязывать вопрос о государственной поддержке предприятий нефтегазового комплекса с их встречными обязательствами по отношению к российским подрядчикам и поставщикам.