«Круглый стол» № 1 на тему: «Сибирь и Дальний Восток: пути формирования и развития региональной инновационной системы» проведен Комитетом Совета Федерации по образованию и науке совместно с Минобрнауки России, Комитетом Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, Министерством образования и науки Республики Бурятия и Министерством экономики Республики Бурятия.
В условиях мирового финансового кризиса проблема повышения конкурентоспособности российской экономики на основе эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала приобретает первоочередное значение.
В последние годы государство активно принимает меры по выведению образования, науки и высокотехнологического сектора экономики из состояния кризиса идет интенсивный процесс выстраивания новых стратегий, принятия политических решений, модернизации нормативной правовой базы.
12 мая 2009 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым была утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», в соответствии с которой повышение конкурентоспособности национальной экономики отнесено к основным национальным интересам Российской Федерации, а наука, технологии и образование определены как приоритеты устойчивого развития страны.
26 мая 2009 года в городе Москве в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по образованию и науке провел парламентские слушания «Проблемы становления национальной инновационной системы: нормативно-правовые аспекты», на которых были обсуждены актуальные проблемы законодательного обеспечения создания национальной инновационной системы в условиях мирового экономического кризиса, формирования механизмов и инструментов ее развития на федеральном и региональном уровнях, а также подготовки кадров для инновационной экономики.
Данный «круглый стол» был посвящен проблемам и особенностям формирования и развития региональной инновационной системы Сибири и Дальнего Востока как неотъемлемой части национальной инновационной системы.
В заседании «круглого стола» приняли участие 98 человек, среди которых члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти: Минобрнауки России, Минэкономразвития России; органов государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской и Томской областей; Сибирского отделения Российской академии наук; члены Экспертного совета по законодательным инициативам в сфере научно-технической политики Комитета Совета Федерации по образованию и наук и Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям; ведущие российские ученые; руководители высших учебных заведений и бизнес — сообщества.
С приветственным словом к участникам «круглого стола» обратился министр образования и науки Республики Бурятия ДАМДИНОВ Алдар Валерьевич. В качестве модераторов указанного «круглого стола» выступили: от Совета Федерации председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке ЧЕЧЕНОВ Хусейн Джабраилович, от Республики Бурятия председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды ИРИЛЬДЕЕВ Вячеслав Германович.
С основными докладами на заседании выступили председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке ЧЕЧЕНОВ Хусейн Джабраилович и председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды ИРИЛЬДЕЕВ Вячеслав Германович.
Первый доклад был посвящен проблемам становления национальной инновационной системы, второй, в свою очередь, проблемам формирования и развития региональной инновационной системы.
Также на заседании «круглого стола» с докладами выступили:
— статс-секретарь — заместитель Министра образования и науки Российской Федерации СЕНТЮРИН Юрий Петрович;
— заведующий отделом региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН АТАНОВ Николай Иванович;
— заместитель Губернатора Томской области по научно-технической, инновационной политике и образованию ЗИНЧЕНКО Владислав Иванович;
— управляющий директор Венчурного фонда «Альянс РОСНО — управление активами» ШЕХОВЦЕВ Максим Васильевич;
— руководитель дивизиона «Поликристаллический кремний» ООО «Группа НИТОЛ» КОТЕНКО Андрей Васильевич.
Всего в ходе заседания «круглого стола» выступили 14 человек.
Участники «круглого стола» проанализировали причины низкой адаптивности региональной экономики к инновациям и перспективы ее повышения, а также обсудили актуальные проблемы законодательного обеспечения:
— создания региональной инновационной системы в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях мирового экономического кризиса;
— формирования механизмов и инструментов ее развития на федеральном и региональном уровнях;
— роль и место научных и образовательных учреждений в реализации основных положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
— совершенствование системы подготовки кадров для инновационной экономики в регионах Сибири и Дальнего Востока.
По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации, которые будут направлены в Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целом участники «круглого стола» отметили, что на сегодняшний день регионы Сибири и Дальнего Востока имеют все необходимые преимущества для вывода наукоемкой, конкурентоспособной продукции на мировой рынок. Однако данная возможность может реализоваться только при условии формирования целенаправленной государственной инновационной политики и согласованности действий по созданию инновационной экономики, как между разными ветвями власти, так и между разными уровнями управления федеральным, региональным, муниципальным.
ПРОГРАММА «круглого стола» №1 «Сибирь и Дальний Восток: пути формирования и развития региональной инновационной системы»
г. Улан-Удэ, конференц-зал Национальной библиотеки | |||
13.00–13.55 | Регистрация участников «круглого стола» | ||
| 14.00–14.05 | Открытие заседания «круглого стола» | |
Модераторы: | |||
| 14.05–14.08 | от Совета Федерации председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке | |
14.08–14.10 | от Республики Бурятия председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды | ||
Выступления основных докладчиков | |||
1. | 14.10–14.20 | ЧЕЧЕНОВ Хусейн Джабраилович, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке | |
2. | 14.20–14.30 | ИРИЛЬДЕЕВ Вячеслав Германович, председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды | |
3. | 14.30–14.40 | СЕНТЮРИН Юрий Петрович, статс-секретарь — заместитель Министра образования и науки Российской Федерации | |
4. | 14.40–14.50 | АТАНОВ Николай Иванович, заведующий отделом региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН | |
5. | 14.50–15.00 | ЗИНЧЕНКО Владислав Иванович, заместитель Губернатора Томской области по научно-технической, инновационной политике и образованию | |
6. | 15.00–15.10 | ШЕХОВЦЕВ Максим Васильевич, директор Венчурного фонда «Альянс РОСНО — управление активами» | |
7. | 15.10–15.20 | КОТЕНКО Андрей Васильевич, руководитель дивизиона «Поликристаллический кремний» ООО «Группа НИТОЛ» | |
15.20–15.35 | КОФЕ-БРЕЙК | ||
Выступления участников «круглого стола» | |||
8. | 15.35–15.40 | КИРИЛЛОВ Николай Петрович, председатель Комиссии Государственной Думы Томской области по образованию, науке и культуре | |
9. | 15.40–15.45 | САНГАДИЕВ Зандра Гэндэнович, заместитель мэра г. Улан-Удэ по экономическому развитию | |
10. | 15.45–15.50 | КОЛМАКОВ Владимир Иннокентьевич, первый проректор по учебной и научной работе Сибирского федерального университета | |
11. | 15.50–15.55 | ОЛЗОЕВ Егор Константинович, руководитель Республиканского агентства по государственным закупкам (г. Улан-Удэ) | |
12. | 15.55–16.00 | ПЕТИЙ Игорь Иванович, директор Центра инновационно — технологического консалтинга ООО «АЛГОРИТМ» (г. Санкт-Петербург) | |
13. | 16.00–16.05 | ЕВДОКИМОВ Анатолий Аркадьевич, заместитель председателя экспертного совета по высоким технологиям при Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), профессор МИРЭА | |
14. | 16.05–16.10 | ДОЛЖИЧ Андрей Робертович, координатор инновационных проектов по экологической безопасности и рациональному природопользованию Международного научно-производственного центра ЮНЕПКОМ | |
16.10–16.25 | Обсуждение докладов и выступлений | ||
16.25–16.35 | Подведение итогов заседания «круглого стола» | ||
Заключительное слово: | |||
от Республики Бурятия председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды | |||
16.35–16.45 | Закрытие заседания «круглого стола» |
Рекомендации
«круглого стола» № 1 на тему: «Сибирь и Дальний Восток: пути формирования и развития региональной инновационной системы»
9 июля 2009 года, г. Улан-Удэ
Участники «круглого стола», обсудив пути формирования и развития региональной инновационной системы в регионах Сибири и Дальнего Востока, отмечают:
несмотря на то, что мировой финансово-экономический кризис оказывает существенное влияние на реализацию планов по обеспечению устойчивого развития национальной экономики в условиях глобальной конкуренции, государственная политика остается неизменной. Повышение эффективности российской экономики на основе широкого использования интеллектуального и научно-технического потенциала носит приоритетный и безальтернативный характер.
Базовым институтом, обеспечивающим перевод экономики на инновационный путь развития, является формируемая государством национальная инновационная система, представляющая собой федерально-региональную систему, базирующуюся на следующих принципах:
- системного подхода к формированию инновационной политики;
- самостоятельного формирования региональных инновационных систем;
- согласованности региональных и федеральных приоритетов в научной, научно-технической и инновационной сфере;
- приоритетного развития фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности и концентрации ресурсов на данных направлениях с четким определением источников финансирования.
В каждом регионе должны быть сформированы региональные инновационные системы, интегрируемые в единую национальную инновационную систему, учитывающие экономические особенности, исторические и культурные традиции территорий и обеспечивающие необходимые темпы их экономического роста.
Регионы Сибири и Дальнего Востока обладают уникальными запасами природных ресурсов, высоким промышленным и научным потенциалом, который используется далеко не полностью. В то же время, выгодное географическое положение, обусловленное близким соседством со стремительно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и в особенности с Китаем, делает данные регионы особенно привлекательными с точки зрения инновационного развития.
Основными направлениями включения региональных инновационных систем Сибири и Дальнего Востока в национальную инновационную систему России являются координация научных исследований между регионами Сибири и Дальнего Востока, осуществляемая Российской академией наук, а также реализация в указанных регионах стратегически важных инновационных проектов, в финансировании которых участвует федеральный бюджет.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года реализация инновационного сценария регионального развития Сибири и Дальнего Востока может быть осуществлена путем создания зон опережающего экономического роста, опирающихся на новые инновационные центры с высокой концентрацией человеческого и технологического потенциала.
Формирование и развитие федерально-региональной инновационной системы должно быть обеспечено соответствующей нормативной правовой базой, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
На сегодняшний день регионы России опережают центр в части правового обеспечения инновационной деятельности. При отсутствии базового федерального закона в настоящий момент в 49 из 83 субъектов Российской Федерации уже приняты законы об инновационной деятельности. Подобное опережающее регулирование нередко приводит к фактам неоправданного вторжения субъектов Федерации в компетенцию федерального уровня и неопределенности отдельных норм регионального законодательства.
Большинство регионов России, в том числе регионы Сибири и Дальнего Востока, считают принятие федерального закона «Об инновационной системе Российской Федерации» первоочередным шагом в области законодательного регулирования инновационной сферы. Помимо норм, определяющих основные понятия в инновационной сфере, цели и принципы государственной инновационной политики, прямые и косвенные меры поддержки субъектов инновационной деятельности, указанный проект федерального закона должен содержать принципы разграничения сфер ответственности и бюджетных полномочий между федеральными и региональными органами власти.
Анализ правоприменительной практики федерального законодательства свидетельствует о наличии ряда других нерешенных правовых вопросов, необходимых для успешного формирования и развития федерально-региональной инновационной системы.
Требует совершенствования законодательство, регулирующее правомочия государственного сектора науки - основного источника отечественных инноваций, направленных на обеспечение национальной безопасности и решение социально-экономических задач.
Успешная коммерциализация инновационной продукции также невозможна без решения проблемы защиты прав на результаты научно-технической деятельности и их вовлечения в хозяйственный оборот. Реальный рынок интеллектуальной собственности в восточных регионах России практически отсутствует, несмотря на большой задел готовых результатов научно-технической деятельности.
Важной проблемой, препятствующей передаче технологий из государственного сектора науки в реальное производство, являлась невозможность создания бюджетными учреждениями науки малых инновационных предприятий и вложения в их уставной капитал внебюджетных средств и прав на результаты интеллектуальной деятельности. С целью решения этой проблемы в июле 2009 года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Принятие этого закона - важный шаг, направленный на поддержку развития инновационного сектора экономики страны.
Основным и общепризнанным в мире инструментом активизации научной и инновационной деятельности, развития наукоемкого бизнеса, повышения интереса к поддержке науки и инноваций со стороны частных инвесторов являются налоговые льготы и преференции. Поправки, внесенные в 2008 году в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривают изменения правил взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, а также упрощенную систему налогообложения. Указанные налоговые новации способствуют формированию благоприятного инновационного климата, однако не являются решающими факторами изменения стратегии частного бизнеса в отношении финансирования исследований и разработок.
До сих пор не решены проблемы налогообложения государственных научных организаций, ставшие особенно актуальными с момента отмены льгот по уплате имущественного и земельного налогов.
Требуют законодательного регулирования правоотношения, связанные с определением правового статуса, созданием и деятельностью государственных и негосударственных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, и отношения, возникающие при финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств фондов.
Реальную поддержку внедрению инноваций оказывает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Перспективным направлением деятельности указанного фонда могло бы стать сотрудничество с органами исполнительной власти Сибири и Дальнего Востока.
На сегодняшний день нерешенными остаются проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики. Отсутствие достаточного количества соответствующих специалистов как в органах власти и управления, так и среди предпринимательских кругов также является препятствием для инновационного развития Сибири и Дальнего Востока и требует принятия безотлагательных мер для их ускоренной подготовки.
Необходимо дальнейшее совершенствование механизмов реализации федеральных целевых программ (далее ФЦП) в области инновационного развития. Конкурсы на заключение государственных контрактов в рамках ФЦП проводятся, как правило, не ранее второго квартала, а выделение финансирования обычно затягивается до середины года. При организации конкурсов на НИОКР не решены проблемы демпинга и участия посреднических организаций. В этих условиях назрела необходимость внесения в Федеральный закон № 94-ФЗ поправок, учитывающих особенности размещения заказов на выполнение НИОКР.
Важнейшим инструментом, организующим развитие регионов Дальнего Востока в среднесрочной перспективе, является реализация ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 480. Эффективность упомянутой ФЦП может быть увеличена путем разработки соответствующих региональных целевых программ.
В настоящее время в регионах Сибири и Дальнего Востока активно идет процесс формирования инновационной инфраструктуры, создаваемой, как правило, на базе крупных вузовских комплексов и государственных научных организаций.
В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р в период с 2006 по 2010 год предусмотрено создание технопарков в сфере высоких технологий, в том числе на территориях Новосибирской, Тюменской и Кемеровской областей.
Например, в г. Новосибирске создается технопарк в сфере высоких технологий на базе Новосибирского Академгородка, который фактически является ядром инновационной системы Новосибирской области и частью национальной инновационной системы. Приоритетными направлениями деятельности технопарка являются биомедицинские технологии, силовая электроника, приборостроение и наукоемкое оборудование, инфокоммуникационные технологии.
Важным инструментом государства, направленным на стимулирование инновационных процессов в национальной экономике и развитие соответствующей инфраструктуры с использованием государственно-частного партнерства, являются особые экономические зоны.
Значимым элементом национальной инновационной системы является созданная на территории г. Томска особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) технико-внедренческого типа, где развиваются информационно-коммуникационные и электронные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, технологии производства новых материалов, медицинские технологии.
Другими объектами, входящими в национальную инновационную систему, являются наукограды Российской Федерации в г. Бийске Алтайского края и в поселке Кольцове Новосибирской области, на создание которых в 2005-2008 годах перечислено из федерального бюджета 788,7 млн. рублей, а также бизнес-инкубаторы и региональные венчурные фонды.
Проводимая в течение последних пяти лет политика по стимулированию инновационного развития привела к тому, что отдельные отсутствовавшие до этого звенья инновационной инфраструктуры стали заполняться. Однако масштаб деятельности большинства уже созданных элементов инновационной инфраструктуры еще недостаточен для того, чтобы обеспечить значимый системный эффект для развития национальной инновационной сферы в целом.
К примеру, в Республике Бурятия успешно функционируют инновационные производства, осуществляющие свою деятельность в форме научно-производственных комплексов. Тем не менее, как показала практика, формат их деятельности, не позволяет в полной мере реализовать потенциал научных разработок, поэтому необходим переход к более крупным интегрированным структурам, каким мог бы явиться технопарк по приоритетным инновационным направлениям.
На сегодняшний день регионы Сибири и Дальнего Востока имеют все необходимые преимущества для вывода наукоемкой, конкурентоспособной продукции на мировой рынок. Однако данная возможность может быть реализована только при условии формирования целенаправленной государственной инновационной политики и согласованности действий по созданию инновационной экономики, как между разными ветвями власти, так и между разными уровнями управления федеральным, региональным, муниципальным.
В целях законодательного обеспечения реализации положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в условиях мирового экономического кризиса в части формирования и развития региональной инновационной системы в регионах Сибири и Дальнего Востока участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
- ускорить разработку и принятие федерального закона «Об инновационной системе в Российской Федерации», особое внимание уделив вопросу разграничения полномочий и функций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере инновационной деятельности;
- внести изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части законодательного регулирования государственного сектора науки;
- внести в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» изменения, учитывающие особенности размещения заказа на выполнение НИОКР;
- продолжить работу по совершенствованию законодательства в целях стимулирования технико-внедренческой деятельности, роста уровня экономической свободы субъектов инновационного предпринимательства в части:
снижения минимального объема капитальных вложений, необходимых для получения статуса резидента ОЭЗ промышленно-производственного типа;
разрешения производства в технико-внедренческих ОЭЗ наукоемкой продукции, разработанной в указанных ОЭЗ;
обеспечения возможности участия резидентов ОЭЗ в выполнении госзаказа;
обеспечения расширения использования средств частных инвесторов для создания инженерной и инновационной инфраструктуры ОЭЗ, в том числе за счет применения соответствующих льгот;
2. Правительству Российской Федерации:
- рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части приведения основных целей государственной научно-технической политики в соответствие с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и других программных документов;
- сформировать систему государственного мониторинга сферы инноваций;
- обеспечить разработку и внесение в нормативно-правовую базу изменений, предоставляющих бюджетным учреждениям образования и науки возможность закрепления и самостоятельного распоряжения исключительными правами на РИД (в том числе созданные за счет бюджетного финансирования) и доходами от распоряжения и использования этих результатов, при этом предусмотрев, что указанные доходы поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений и учитываются на отдельном балансе;
- внести изменения в законодательство Российской Федерации в части установления порядка распоряжения бюджетными учреждениями образования и науки средствами, поступившими от реализации прав на полученные РИД, в том числе на финансирование мероприятий по правовой охране РИД и выплату вознаграждений авторам РИД;
- разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций»;
- ускорить разработку и согласование проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и в Федеральный закон «Об автономных учреждениях» в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной и научно-технической деятельности;
- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р обеспечить подготовку пакета нормативных правовых актов, определяющих государственную кластерную политику и формирование (развитие) инновационных кластеров, обратив при этом особое внимание на анализ и учет отраслевых и региональных особенностей развития инновационной экономики в Сибири и на Дальнем Востоке;
- разработать механизмы льготного налогообложения и благоприятного таможенного регулирования в отношении российских инновационных предприятий, создаваемых и функционирующих в рамках кластерных проектов;
- разработать комплекс мер по содействию продвижению экспорта инновационной, наукоемкой продукции на зарубежные рынки, в том числе: разработать механизмы привлечения в российские высокотехнологичные предприятия иностранных инвестиций;
- предусмотреть возможность компенсации затрат на регистрацию объектов интеллектуальной собственности и сертификацию РИД за рубежом;
- разработать финансово-экономические и организационно-правовые механизмы государственно-частного партнерства для решения задач, обеспечивающих инновационное развитие экономики России;
- разработать и принять пакет нормативно-правовых актов, обеспечивающих комплексную интеграцию высшего и послевузовского профессионального образования, науки и производства с целью организации эффективного функционирования полного инновационного цикла;
- рассмотреть возможность создания механизма сквозного финансирования всех этапов инновационного процесса от посевных и стартовых вложений до венчурного и кредитного финансирования на завершающих стадиях путем координации деятельности соответствующих фондов;
- рассмотреть возможность создания Межведомственного Совета по реализации программ освоения арктического шельфа и обеспечения устойчивой работы Северного морского пути;
- при формировании элементов национальной инновационной системы на территории Сибири и Дальнего Востока отдельно рассмотреть возможность создания в Республике Бурятия технопарка по приоритетным инновационным направлениям: энергосберегающие технологии, лекарственно-оздоровительные технологии с использованием опыта восточной медицины, технологии для агропромышленного комплекса;
- рассмотреть возможность определения электронной торговой площадки Республики Бурятия в качестве федерального регионального оператора для зоны Восточной Сибири и Дальнего Востока;
3. Федеральным органам исполнительной власти:
Министерству образования и науки Российской Федерации:
- в рамках системы государственного учета РНТД предусмотреть возможность создания федерального реестра результатов исследований и разработок с указанием стадии их готовности к тиражированию и реализации в отраслях экономики;
- сформировать систему подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающую устойчивое развитие инновационной экономики;
- при разработке федеральных государственных образовательных стандартов предусмотреть включение в них вопросов, связанных с патентным правом, интеллектуальной собственностью, механизмами ее создания, защиты и коммерциализации;
Министерству финансов Российской Федерации:
- разработать и внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости;
- разработать изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, восстанавливающие льготы по земельному налогу и налогу на имущество для научных учреждений в отношении земельных участков и имущества, используемых ими для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности;
- разработать систему мер государственной поддержки малых и средних предприятий, осуществляющих производство товаров (работ, услуг) на основе использования результатов интеллектуальной деятельности посредством установления льгот по налогам на добавленную стоимость и прибыль;
- разработать изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления дополнительных льгот по налогу на имущество и земельному налогу на начальном этапе (3-5 лет) внедрения малыми инновационными предприятиями соответствующих разработок на рынок инновационной продукции;
- разработать и внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года № 156 по части управления федеральным имуществом, наделяющие государственные учреждения науки и образования правом предоставлять создаваемым ими малым инновационным предприятиям и другим объектам инновационной инфраструктуры помещения и имущество в аренду на льготных условиях;
- разработать систему мер государственной поддержки национальной инновационной системы в части субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым на реализацию инновационных проектов, до их выхода на стадию промышленного производства;
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- с учетом особенностей, условий, ресурсов и возможностей регионов Сибири и Дальнего Востока сформировать региональные приоритетные направления внедрения инновационных проектов, а также перечни приоритетных инновационных проектов регионального значения;
- рассмотреть возможность создания в регионах Сибири и Дальнего Востока координационных советов по формированию региональных инновационных систем с участием представителей законодательной и исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений, вузов, промышленных предприятий и бизнес-структур;
- в целях адресной бюджетной поддержки научно-исследовательских учреждений ввести в практику проведение конкурсов программ развития региональных научно-исследовательских институтов;
- предусмотреть в планах экономического и социального развития регионов меры, направленные на модернизацию научно-исследовательской и приборно-инструментальной базы и развитие инновационных предприятий на своих территориях;
- использовать механизм особых экономических зон для формирования территорий опережающего развития, включающих в себя наряду с инновационной инфраструктурой сеть социальных объектов, позволяющих закрепить кадровый потенциал в регионах Сибири и Дальнего Востока;
- разработать механизмы участия бизнеса в формировании и функционировании региональной подсистемы венчурного финансирования, дифференцированные в зависимости от стадий роста малых технологических фирм;
- создать в качестве единой инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке сеть центров трансфера технологий;
- оказывать содействие формированию региональных информационных, маркетинговых, консалтинговых, образовательных и других систем инновационной поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть возможность заключения соглашений между органами исполнительной власти Сибирского федерального округа и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- рассмотреть возможность открытия филиала финансово-промышленного венчурного фонда в Республике Бурятия;
5. Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
- обеспечить согласованность важнейших инвестиционных и инновационных программ федерального, отраслевого и регионального уровней;
- обеспечить за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации приоритетное финансирование создания и развития ОЭЗ, технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес инкубаторов, центров трансфера технологий как важнейших элементов национальной и региональной инновационных систем.
Председатель Комитета Х.Д.ЧЕЧЕНОВ