«Круглые столы»

«Законодательное регулирование использования средств индивидуальной мобильности в России: проблемы и перспективы»

Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на осеннюю сессию 2025 года был проведен круглый стол на тему «Законодательное регулирование использования средств индивидуальной мобильности в России: проблемы и перспективы».

В работе круглого стола приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти города Москвы, Амурской области и Свердловской области, Московской городской думы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, органов местного самоуправления, Ассоциации операторов микромобильности, сервисов краткосрочной аренды средств индивидуальной мобильности, а также научного и экспертного сообщества.

Начиная с 2020 года общее количество средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ) выросло более чем в десять раз, существенно увеличилось количество поездок с использованием СИМ. Рост числа средств СИМ сопровождается сохраняющимся уровнем аварийности, значительной долей дорожно-транспортных происшествий с участием как частных, так и кикшеринговых СИМ, а также увеличением числа обращений граждан на небезопасное использование СИМ на тротуарах и в местах массового пребывания людей. Одновременно сохраняются пробелы в федеральном регулировании: отсутствуют четкие и единообразные классификации СИМ, электровелосипедов и мопедов, не завершена работа по определению правового статуса пользователя СИМ, не выстроены полноценно механизмы ответственности, регистрации и идентификации как частных, так и прокатных СИМ.

Опыт ряда субъектов Российской Федерации показал, что дополнительные региональные меры – установление зон частичного запрета на движение СИМ, введение требований к местам размещения, ограничение скоростных режимов, внедрение систем верификации пользователей и автоматического контроля – позволяют повысить безопасность и снизить социальную напряженность. В то же время выявилась необходимость учета региональной практики при доработке федеральной «дорожной картой» по развитию СИМ, Правил дорожного движения, принятия изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, развития инфраструктуры, стандартизации и регистрации СИМ.

Принимая во внимание прозвучавшие в ходе обсуждения предложения представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, экспертного и бизнес-сообщества, а также необходимость обеспечения безопасности дорожного движения и защиты прав пешеходов, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству полагает целесообразным рекомендовать:

 

1. Министерству транспорта Российской Федерации продолжить работу по реализации плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития средств индивидуальной мобильности и обеспечение безопасности дорожного движения при их использовании.

1.1. Рассмотреть возможность разработки правового регулирования государственной регистрации СИМ и ведения федерального реестра СИМ (как прокатных, так и частных), включая:

порядок внесения сведений о СИМ и их владельцах (пользователях), а также возможность присвоения учетных знаков;

правовые основания использования средств фото- и видеофиксации для выявления нарушений, совершаемых с использованием СИМ, и адресного привлечения к ответственности;

механизм идентификации пользователей СИМ на базе единой системы идентификации и аутентификации с учетом практики верификации в городе Москве.

2. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации продолжить стандартизацию в области СИМ, в том числе:

завершить разработку и актуализацию национальных стандартов, устанавливающих требования к СИМ и соответствующей инфраструктуре (включая парковки, дорожки, элементы организации дорожного движения).

3. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) рассмотреть целесообразность придания отдельным стандартам, устанавливающим требования к СИМ, электровелосипедам и соответствующей инфраструктуре (включая парковки, дорожки, элементы организации дорожного движения), обязательного характера посредством отсылок в технические регламенты и нормативные правовые акты в сфере организации дорожного движения.

4. Направить рекомендации в Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).