Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации на осеннюю сессию 2025 года проведён круглый стол на тему «Уголовно-правовые аспекты банкротства: современные вызовы и пути совершенствования законодательства Российской Федерации».
В работе круглого стола приняли участие представители Верховного Суда Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной антимонопольной службы, Банка России, ПАО Сбербанк, Банка ВТБ ПАО, иных кредитных организаций, научных и экспертных организаций, а также профессионального сообщества арбитражных управляющих и адвокатуры.
Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов, установлены Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии со статьёй 2 указанного закона банкротство – признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда работников, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Закон определяет правовой статус должника и кредиторов, регламентирует денежные обязательства и обязательные платежи, включая налоги, сборы и иные взносы, штрафы и санкции.
Одним из основных участников процедур банкротства является арбитражный управляющий (временный, административный, внешний, конкурсный, финансовый), который обязан анализировать финансовое состояние должника, принимать меры по защите его имущества, выявлять признаки административных правонарушений и преступлений, в том числе преднамеренного и фиктивного банкротства, и сообщать о них лицам, участвующим в деле, саморегулируемой организации и компетентным органам. Эти обязанности реализуются, в том числе, в соответствии с Временными правилами проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 855.
Непосредственно с банкротством связаны преступления, предусмотренные статьями 195–197 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), а также иные составы, включающие сокрытие признаков банкротства и искажение финансовой отчётности (статьи 1701, 1721 УК РФ). В то же время статистика, приведённая государственными ведомствами и научным сообществом, свидетельствует о крайне низкой результативности правоприменения по специальным составам 195–197 УК РФ на фоне значительного числа экономических преступлений и широкого использования процедур банкротства, в том числе в криминальных целях.
Ряд участников круглого стола обратили внимание на выявленные системные проблемы: маскировку преднамеренных банкротств под гражданско-правовые отношения, трудности доказывания умысла и «признаков банкротства», конкуренцию норм со статьёй 159 УК РФ, отсутствие детализированной методики выявления криминальных банкротств, противоречия между банкротным и уголовно-процессуальным законодательством в части арестов имущества, злоупотребления при участии недобросовестных посредников («раздолжнителей»), и профессиональных участников процедур.
Принимая во внимание прозвучавшие в ходе обсуждения позиции федеральных органов исполнительной власти, Банка России, Верховного Суда Российской Федерации, Росреестра, представителей банковского сообщества, научных и профессиональных организаций, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству полагает целесообразным рекомендовать:
1. Министерству внутренних дел Российской Федерации осуществлять мероприятия, направленные на выявление, пресечение преступлений, создающих условия либо непосредственно приводящих к банкротству хозяйствующих субъектов, как угрозы экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.
2. Банку России, Росфинмониторингу, Росреестру продолжить развитие межведомственного информационного обмена по операциям и сделкам, имеющим признаки вывода активов и сокрытия признаков банкротства, в том числе:
дальнейшее применение Регламента информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов;
расширение использования данных, содержащихся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и Едином государственном реестре недвижимости для выявления подозрительных транзакций и фиктивных сделок перед банкротством;
обмен информацией о нелегальных кредиторах и недобросовестных посредниках («раздолжнителях»), использующих процедуры банкротства для злоупотреблений.
3. Направить рекомендации всем участникам круглого стола.