«Круглый стол» на тему «О совершенствовании законодательства Российской Федерации в части перевода земельных участков из одной категории в другую и определения видов их разрешенного использования»
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рассмотрев с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «О совершенствовании законодательства Российской Федерации в части перевода земельных участков из одной категории в другую и определения видов их разрешенного использования», участники «круглого стола» отмечают следующее.
В настоящее время порядок отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, перевода земель или земельных участков из одной категории в другую установлен Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 1 апреля 2025 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), другими федеральными законами.
С 1 марта 2026 года перевод земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться исключительно законами субъектов Российской Федерации. При переводе особо ценных сельскохозяйственных земель Минсельхоз России представляет заключение, которое учитывается при принятии закона, но не является обязательным. Перевод сельскохозяйственных земель остается полностью в компетенции субъектов Российской Федерации.
При этом с 1 марта 2026 года не допускается перевод сельскохозяйственных угодий в другую категорию в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, однако возможен перевод сельскохозяйственных угодий в целях добычи ОПИ, если это необходимо для реализации приоритетных инфраструктурных проектов.
Основная цель данных нововведений – повышение уровня охраны особо ценных земель сельскохозяйственного назначения.
В субъектах Российской Федерации должны быть созданы новые механизмы принятия решений по переводу земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в другие категории, а также выработаны подходы к реализации Федерального закона № 52-ФЗ в части запрета перевода сельскохозяйственных угодий для разработки общераспространенных полезных ископаемых.
В настоящее время продолжается работа по актуализации регионального законодательства, определяющего правила перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
При этом некоторые субъекты Российской Федерации высказывают опасения, связанные с высокими рисками несоблюдения сроков предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере землепользования при принятии решений о переводе земельных участков. Минсельхозом России подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации с возможными вариантами реализации новой процедуры перевода земель сельскохозяйственного назначения, а также рекомендации по внесению конкретных изменений в региональные нормативные акты.
Для реализации Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено принятие двух постановлений Правительства Российской Федерации и одного приказа Минэкономразвития России.
31 июля 2025 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 1143 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 450», наделяющее Минсельхоз России полномочиями по принятию решений об установлении и изменении границ сельхозугодий и направлению заключений в законодательный орган субъекта Российской Федерации на законодательные инициативы, предусматривающие перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке установления и изменения границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения» разработан Минсельхозом России и внесен в Правительство Российской Федерации. Минэкономразвития России осуществляется подготовка проекта приказа, предусматривающего участие Минсельхоза России в рассмотрении проектов документов территориального планирования.
В рамках совершенствования законодательства о переводе земель также целесообразно рассмотреть вопросы распространения механизма перевода земельных участков в другие категории на основании документации по планировке территории без принятия решения о переводе в случаях, когда размещение тех или иных объектов предусмотрено документацией по планировке территории, при условии согласования такой документации заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; урегулирования возможности образования новых земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий с одновременным внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий и объектов; а также подтверждения актуальности установленного в Земельном кодексе Российской Федерации перечня категорий земель.
Федеральным законом от 31 июля 2025 года № 295-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступает в силу с 1 марта 2026 года, усовершенствован порядок определения видов разрешенного использования земельных участков, в том числе субъектам Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изменению видов разрешенного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Требуется актуализация законодательства о землеустройстве на землях сельскохозяйственного назначения. Соответствующий законопроект подготовлен Минсельхозом России.
В целях совершенствовании законодательства Российской Федерации в части перевода земельных участков из одной категории в другую и определения видов их разрешенного использования, участники «круглого стола» считают целесообразным РЕКОМЕНДОВАТЬ:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть в период осенней сессии 2025 года следующие проекты федеральных законов:
№ 1022048–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности упрощенного изменения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для развития сельского туризма);
№ 971269–8 «О внесении изменений в статьи 3 и 25 Закона Российской Федерации „О недрах“ (в целях совершенствования правового регулирования вопросов доступа к информации в сфере недропользования).
2. Правительству Российской Федерации:
принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона № 52-ФЗ, в том числе предусматривающие порядок установления, изменения границ сельскохозяйственных угодий с учетом качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения и (или) земельных участков из их состава;
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О землеустройстве на землях сельскохозяйственного назначения и землях, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в границах земель иных категорий», регламентирующий порядок использования сельскохозяйственных угодий, в том числе порядок изменений вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
информировать субъекты Российской Федерации о сроках проведения работ по установлению границ сельскохозяйственных угодий в соответствии с пунктом 7 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 52-ФЗ;
определить перечень источников сведений о границах сельскохозяйственных угодий до их установления в соответствии с пунктом 7 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 52-ФЗ и способы их получения субъектами Российской Федерации, в том числе с учетом проектируемого переходного периода действия порядка установления и изменения границ сельскохозяйственных угодий до 1 января 2028 года;
выработать подходы к установлению оснований для отказа принятия решения высшим должностным лицом о переводе земель сельскохозяйственного назначения; оснований для отказа в рассмотрении законодательной инициативы законодательным органом субъекта Российской Федерации и оснований для отказа в согласовании Минсельхозом России законодательной инициативы о переводе сельскохозяйственных угодий;
продолжить работу по оказанию содействия субъектам Российской Федерации по вопросам повышения эффективности муниципального земельного контроля и вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
4. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору продолжить мониторинг осуществления муниципального земельного контроля органами местного самоуправления на территории Российской Федерации.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
ускорить работу по внесению изменений в региональные нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с положениями Федерального закона № 52-ФЗ, определяющими порядок и особенности перевода земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в иные категории, в том числе в части перевода земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий;
учитывать в региональных нормативных правовых актах, разрабатываемых во исполнение Федерального закона № 52-ФЗ, положения об ограничении публичности данных об участках недр и объектов топливно-энергетического комплекса, имеющих стратегическое значение;
усилить работу по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения, составить и утвердить планы обследований неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, сформировать планы по вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
продолжить работу по координации и оказанию содействия органам местного самоуправления в проведении муниципального земельного контроля с целью вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
совместно с органами местного самоуправления разработать меры по повышению эффективности муниципального земельного контроля в целях экономического стимулирования правомерного землепользования и уточнения условий применения льготных ставок по земельному налогу.
6. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:
провести в период весенней сессии 2026 года расширенное заседание по вопросам мониторинга реализации Федерального закона № 52-ФЗ и проинформировать Совет Федерации о его предварительных результатах в рамках исполнения протокольного поручения (выписка из протокола заседания Совета Федерации от 27 марта 2025 года № 710/6);
провести в период весенней сессии 2026 года расширенное заседание по вопросам оказания содействия субъектам Российской Федерации в части повышения эффективности муниципального земельного контроля и вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения в рамках исполнения протокольного поручения (выписка из протокола заседания Совета Федерации от 24 сентября 2025 года № 719/4).
7. Направить настоящие рекомендации в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.