«Круглый стол» на тему «Наука и образование для нужд
агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы»
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рассмотрев с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Наука и образование для нужд агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Агропромышленный комплекс России (далее – АПК) является одним из ключевых секторов экономики, уровень развития которого в значительной степени определяет состояние экономического потенциала Российской Федерации и ее конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках. Для этого необходимо техническое и технологическое обновление производства, обеспечивающее увеличение производительности труда и снижение текущих издержек, а также подготовка специалистов в сфере сельского хозяйства, обладающих специальными знаниями и навыками.
Повышение эффективности производства в сфере разработки и внедрения отечественных инновационных технологий и достижений, их конкурентоспособности на основе взаимодействия государства, науки и бизнеса, направлены на решение задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности[1].
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» определяет развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК, совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства в числе основных направлений государственной аграрной политики.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[2] реализуется Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 – 2030 годы[3], направленная на обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, научно-технологического обеспечения развития сельского хозяйства, снижение технологических рисков в продовольственной сфере, содержащая комплекс мер по созданию и внедрение до 2031 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки.
Среди наиболее острых проблем аграрной науки можно выделить: дефицит научных кадров, устаревшую материально-техническую базу для исследований, недостаточное финансирование научных исследований и проблемы коммерциализации их результатов, низкую интеграцию между фундаментальной, прикладной наукой и аграрным производством. Субъекты Российской Федерации проинформировали, что наряду с рабочими профессиями ощутима потребность в квалифицированных специалистах — агрономах, ветврачах, зоотехниках, инженерах и техниках всех специальностей. В регионах реализуются различные проекты в сфере кадрового обеспечения АПК, создаются образовательно-производственные кластеры.
Дальнейшее развитие аграрной науки должно осуществляться путем совершенствования системы управления и сети научно-исследовательских учреждений, углубления фундаментальных и приоритетных прикладных исследований для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции, усиления инновационного процесса участия науки в освоении научных разработок в производстве, обеспечивающих эффективное развитие АПК.
Необходимо ориентироваться на закрепление статуса востребованной, престижной для молодежи и конкурентоспособной образовательной системы: развитие многоуровневого непрерывного образования, внедрение цифровых технологий и биотехнологий, создание практико-ориентированных образовательных программ, усиление мер по государственной поддержке молодых специалистов, принятие мер по повышению эффективности размещения государственного заказа на подготовку кадров высшего образования, развитие международного сотрудничества.
Для подготовки квалифицированных специалистов, в том числе в сфере законопроектной работы, необходимо введение в юридических и аграрных вузах образовательной дисциплины «Аграрное право», а также соответствующей сферы научно-правовых исследований.
Так, в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации[4] отмечается, что в ближайшее десятилетие его приоритетами следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие, например, переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.
В текущем году началась реализация национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». В его состав вошли пять федеральных проектов, направленных на развитие селекции и генетики, биотехнологий, производства ветеринарных препаратов, сельхозтехники и оборудования, а также кадровое обеспечение АПК (реализуется с 2025 года).
По информации Минсельхоза России, уже создано 600 агротехнологических классов, а к 2030 году их должно быть 18 тысяч. Порядка 40 процентов сельскохозяйственных предприятий внедрили в производство искусственный интеллект и цифровые технологии.
В целях повышения эффективности взаимодействия науки и производства в сфере АПК, участники «круглого стола» считают целесообразным р е к о м е н д о в а т ь:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть в период осенней сессии 2025 года проект федерального закона № 1022048–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности упрощенного изменения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для развития сельского туризма).
2. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
обеспечения эффективной реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2030 годы, государственных программ и проектов в сфере науки и образования в АПК, а также поддержки аграрных направлений научных исследований на базе научно-образовательных центров;
разработки дополнительных мер государственной поддержки для закрепления молодых специалистов на селе, таких как: расширение программ льготной сельской ипотеки, предоставление земельных участков под строительство жилья на особых условиях, предоставление выпускникам отсрочки от военной службы, введение налоговых льгот для предприятий АПК, которые трудоустраивают молодых специалистов и дополнительных льгот для молодых специалистов на селе;
закрепления сетевого взаимодействия между образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования аграрной направленности и общеобразовательными организациями, реализующими программы углубленного изучения аграрных предметов, связанных с сельским хозяйством, предполагающее обучение в профильных агротехнологических классах, с целью обеспечения сопровождения образовательного процесса, качественного профильного обучения, установления прочных партнерских взаимоотношений: обмен опытом, использование современных технологий, организация совместных проектов и практик, профессиональное развитие педагогов;
разработки комплекса мер, необходимых для увеличения заработной платы научным работникам в сфере АПК в научных и образовательных организациях, подведомственных Минобрнауки России и Минсельхозу России, в целях закрепления в указанных организациях высококвалифицированных специалистов.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
стимулировать сотрудничество предприятий АПК с образовательными и научными организациями посредством учета данного критерия при предоставлении мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;
рассмотреть возможность разработки и реализации дополнительных мер, направленных на поддержку молодых ученых в сфере АПК, а также предоставления субсидий для предприятий, активно привлекающих в штат студентов аграрного профиля;
рассмотреть возможность создания на базе аграрных вузов образовательных модулей по точному земледелию, агрогенетике и цифровым технологиям (БПЛА, ГИС/ДЗЗ) для подготовки специалистов, способных работать с современными инновационными решениями.
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:
рассмотреть возможность введения в учебные планы юридических и аграрных вузов образовательной дисциплины «Аграрное право»;
расширить программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных и механизаторских кадров на базе вузов и ведущих предприятий АПК для обеспечения эффективной эксплуатации современного машинно-тракторного парка;
продолжить работу по обеспечению до 31 декабря 2027 года реконструкции общежития № 1 и до 31 декабря 2026 года капитального ремонта общежития № 4 федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный аграрный университет».
5. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:
проработать вопрос о создании на базе образовательных учреждений в сельской местности, в том числе малокомплектных, школ аграрного профиля (агрошкол) с соответствующей материально-технической базой;
проработать вопрос о проведении российской сельскохозяйственной олимпиады школьников.
6. Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть вопрос о необходимости создания программы ремонта и материально-технического обеспечения ссузов, в том числе в части их лабораторного оборудования.
7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
оказывать поддержку опытно-производственным хозяйствам как площадкам для апробации современных технологий и передачи лучших практик сельскохозяйственным товаропроизводителям через демонстрационные участки и обеспечение практической подготовки студентов в реальных производственных условиях;
проработать вопрос по формированию заявок на целевые места в аграрных вузах;
разработать систему мер поддержки студентов и выпускников аграрных вузов и ссузов, которые по окончании обучения трудоустраиваются на предприятия АПК и рыбохозяйственного комплекса региона;
более активно использовать цифровые платформы «РСХБ.Цифра», «Я в Агро», «Я в Агро. Агроклассы», разработанные АО «Россельхозбанк», для повышения эффективности взаимодействия ссузов, вузов и потенциальных работодателей.
8. Направить настоящие рекомендации в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», Российскую академию наук.
[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20.
[2] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.
[3] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996.
[4] Утверждена Указам Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года № 145.