«Круглый стол»
на тему
«Цифровая трансформация агропромышленного комплекса:
кадровый вопрос»
РЕКОМЕНДАЦИИ
Заслушав информацию по вопросу «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса: кадровый вопрос» участники «круглого стола» отмечают следующее.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в обращении в 2025 году по случаю Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отметил, что отечественному АПК предстоит активно внедрять цифровые технологии, роботизировать производства, использовать преимущества искусственного интеллекта. Всё это призвано повысить эффективность отрасли, сделать её ещё более технологичной.
Один из важнейших вопросов – это подготовка кадров для отрасли и аграрной науки, обучение действующих специалистов новым компетенциям. Для этого продолжится совершенствование системы профессионального образования, расширятся возможности для привлечения в АПК талантливой молодёжи, для самореализации сотрудников, для появления в отрасли современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Фундаментом развития АПК выступает наука, в которую также приходят цифровые технологии. Современные методы селекции позволяют в разы ускорить создание новых сортов и гибридов сельхозкультур, устойчивых к погодным катаклизмам, болезням и вредителям. В животноводстве для создания высокопродуктивного поголовья развиваются вспомогательные репродуктивные технологии, такие как эмбриотрансфер. А искусственный интеллект помогает оценивать состояние животных и предупреждать заболевания.
Современные решения активно внедряются и на этапе производства аграрной продукции. В растениеводстве используется техника с автопилотированием, БПЛА, цифровые метеостанции и другие современные решения. В животноводстве – системы управления стадом, трекеры и роботизированные комплексы. Предприятия переработки активно применяют роботов, платформы для управления всеми бизнес-процессами, цифровые двойники и аддитивные технологии.
Цифровые инструменты позволяют снижать себестоимость продукции и повышать эффективность аграриев, минимизировать рутинные операции и закрывать кадровый дефицит, снижать риски агробизнеса, связанные с климатическими, биологическими и экономическими изменениями. В то же время главным в агропромышленном комплексе остается человек.
Многие компании сейчас активно участвуют в популяризации аграрных профессий. И в этой работе также помогает цифровизация — за счет автоматизации процессов, внедрения технологий дистанционного наблюдения за посевами, погодой, работами на полях. Кроме того, новые технологии привлекают в АПК молодых специалистов.
В отрасли АПК сегодня заняты более 5 млн человек, при этом существует дефицит квалифицированных кадров в цифровой сфере, по экспертным оценкам, на настоящий момент российскому аграрному сектору необходимо порядка 90 тысяч ИТ-специалистов. Нехватка кадров особенно остро ощущается в следующих направлениях: применение систем точного земледелия; работа с Big Data и аналитическими платформами в АПК; разработка и внедрение IoT-решений для сельского хозяйства; использование беспилотных технологий в аграрном секторе.
Таким образом, одним из приоритетных направлений цифровой трансформации АПК является подготовка кадров с цифровыми компетенциями. Для решения этой задачи с 2025 года реализуется отдельный федеральный проект «Кадры в АПК», выстраивается образовательная система от агротехклассов и колледжей до вузов и аспирантуры.
На сегодняшний день АПК сталкивается с рядом кадровых проблем:
дефицит специалистов, обладающих навыками работы с цифровыми технологиями;
недостаточный уровень подготовки выпускников профильных образовательных учреждений к работе в условиях цифровой экономики;
отток квалифицированных кадров из сельской местности в города.
Решение имеющихся проблем в этой сфере позволит отечественному АПК уверенно и устойчиво развиваться, демонстрировать сбалансированный экономический рост, необходимый для обеспечения должного уровня продовольственной безопасности страны и роста экспортного потенциала.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»
р е к о м е н д у ю т:
1. Правительству Российской Федерации:
продолжить работу по мерам стимулирования, в том числе финансового характера, для специалистов, имеющих образование в сфере информационных технологий, которые проживают в сельской местности и работают на сельскохозяйственных предприятиях;
принять меры по отнесению укрупненной группы специальностей «Информационные системы и технологии» код 09.03.06 к приоритетным для ВУЗов в сфере АПК в целях обеспечения приема на бюджетные места по данным специальностям;
дополнительно рассмотреть вопрос включения в федеральный проект «Искусственный интеллект» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» мероприятия по подготовке отраслевых специалистов для сельского хозяйства;
проработать вопросы:
— подготовки изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и (или) в иные нормативные правовые акты, предусматривающих, по аналогии с медицинскими и педагогическими работниками, обязательное повышение уровня профессиональных знаний и навыков специалистами инженерных, технических и технологических служб пищевых и перерабатывающих предприятий по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки и/или стажировки в период не реже одного раза в 3–5 лет в течение всей работы на пищевом или перерабатывающем предприятии, как обязательном условии выполнения работниками видов деятельности, непосредственно связанных с приемкой, обработкой и производством пищевого сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов, разработкой и внедрением в производство новых видов пищевых продуктов;
— формирования государственного заказа для аграрных вузов на подготовку специалистов по новым цифровым специальностям с гарантированным трудоустройством;
— предоставления сельхозтоварпроизводителям субсидий и налоговых вычетов на переобучение и повышение квалификации сотрудников в области цифровых технологий;
— запуска аналога программ «Земский доктор/учитель» для привлечения IТ-специалистов в сельскую местность (льготная ипотека, подъемные, гранты);
— создания и усовершенствования существующих национальных программ по обучению населения работе с цифровыми технологиями, в том числе реализации массовых открытых онлайн курсов по работе с цифровыми технологиями, включая ориентацию на проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве.
— реализации программы по обеспечению повсеместного доступа к высокоскоростному интернету в сельской местности;
— использования Всероссийской сельскохозяйственной переписи для оценки уровня цифровизации села.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
проработать вопросы:
— организации поэтапного достижения «цифровой зрелости» в АПК;
— подготовки предложений по распространению положительного опыта в сфере цифровизации АПК;
— создания единой цифровой платформы кадров в АПК с учетом опыта функционирующей цифровой платформы «Я в Агро» АО «Россельхозбанк», в том числе организации рабочей группы в Минсельхозе России по данной тематике;
— совершенствования профессиональных стандартов Минсельхоза России в части расширения направлений цифровизации;
— уточнения перечня конкретных специальностей, необходимых для цифровизации АПК;
— структурирования отраслевых знаний аграрных ВУЗов путем оцифровки накопленной научной информации и предоставление ее в интерактивном формате (база знаний) в целях обеспечения возможности дальнейшего использования в образовательной и научной деятельности, коммерциализации и трансфера технологий;
— ориентации системы аграрного образования на подготовку специалистов, обладающих цифровыми компетенциями: агроинформатиков, операторов беспилотных систем, аналитиков больших данных.
— обеспечения высокого уровня взаимодействия образовательных учреждений и сельхозпредприятий, в том числе создание в учебных заведениях кафедры для стажировки на предприятиях не менее 50% от всего времени обучения, привлечение к преподаванию действующих специалистов из агрохолдингов и IТ-компаний, заключение договоров с вузами и колледжами на целевую подготовку специалистов под конкретные задачи предприятия, инвестируя в их обучение с первого курса;
— обеспечения дополнительной подготовки специалистов по цифровизации без отрыва от производства;
— внедрения программ адаптации, в рамках которых опытные сотрудники передают отраслевые знания молодым «цифровым» специалистам;
— организации массовых обучающих программ и консультационных центров для аграриев, особенно для руководителей малых форм хозяйствования, по использованию цифровых платформ и инструментов;
— включения в учебные планы аграрных вузов и колледжей таких дисциплин, как «Анализ больших данных в АПК», «Агроинформатика», «Инженерия роботизированных агросистем», «Робототехника и IoT в животноводстве», «Агрокибербезопасность», «Цифровая экономика в АПК»;
— обновления материально-технической базы аграрных вузов для обеспечения доступа к современной технике и программному для обучения студентов, в том числе создания учебно-практических площадок (цифровые фермы, опытные поля), оснащенных новейшими технологиями, где студенты смогут получать реальный практический опыт;
— стимулирования крупных агрохолдингов по созданию на их базе центров компетенций и собственных программы обучения и стажировки не только для себя, но и для всего рынка;
— разработки мер по привлечению высокопрофессиональных ИТ-специалистов на государственную службу по направлениям агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также повышения квалификации таких специалистов;
— инвентаризации используемых программных продуктов для АПК, в том числе в области подготовки кадров, для определения приоритетного импортозамещения отечественными разработками.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
продолжить работу по участию в организации подготовки специалистов для эксплуатации сельскохозяйственной техники и оборудования с элементами цифровизации.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
рассмотреть возможность разработки комплекса мер по развитию системы подготовки и переподготовки кадров для научных организаций и производственных предприятий в сфере инновационного агропроизводства: смарт — земледелия, растениеводства и мелиорации, инженеров и операторов для управления и обслуживания современной высокотехнологичной сельскохозяйственной техники, оснащенной интеллектуальными системами, в том числе и беспилотной;
совместно с органами власти субъектов Российской Федерации провести работу по подготовке заявок на необходимое количество бюджетных мест в ВУЗах для подготовки специалистов в сфере цифровизации АПК, особо обратив внимание на подготовку специалистов в сфере информационной безопасности;
принять меры по обеспечению подготовки преподавателей в сфере цифровизации для ВУЗов и образовательных организаций в области среднего специального образования (мастера профессионального обучения);
продолжить работу по:
— созданию центров компетенций (инновационно-технологических центров) при научно-исследовательских и высших (в том числе сельскохозяйственных) учебных заведениях в целях продвижения и освоения цифровых систем в сфере сельского хозяйства;
— развитию системы подготовки и переподготовки кадров для научных организаций и производственных предприятий в сфере сельскохозяйственного машиностроения;
— разработке программы обучения цифровым компетенциям для сотрудников научных организаций и производственных предприятий в сфере сельского хозяйства;
— включению в профильные сельскохозяйственные высшие учебные заведения факультетов и специальностей по информатике, с учетом набора студентов на конкурентной основе по целевым направлениям предприятий АПК, а также определению приоритетным данное направление подготовки специалистов для аграрных вузов;
— стимулированию разработки и внедрению новых образовательных программ, дисциплин и курсов по цифровой сельской экономике, разработки соответствующих учебников и пособий, видео- и аудио- материалов, организации тематических семинаров и вебинаров, в первую очередь по подготовке специалистов в сфере Интернета вещей, управления беспилотными летательными аппаратами (дронами), точного земледелия, роботизации производства, обработки данных космического мониторинга;
проработать вопросы:
— обновления федеральных государственных образовательных стандартов для программ подготовки и переподготовки отраслевых кадров в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом компетенций в области сквозных цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта;
— привлечения работодателей к проектированию научно-образовательных программ;
— реализации коллективных дипломных работ для работодателей, включая возможность аттестации данных работ;
— формирования непрерывности среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, опережающее освоение современных технологий в АПК, соответствующих глобальным трендам развития аграрного производства;
— обучения навыкам практической работы, в том числе с инновационной техникой и технологиями аграрной сферы в процессе образования;
— преемственности поколений научно-педагогических работников образовательных организаций, способных осуществлять качественную подготовку специалистов и формирование передовых научных школ;
— создания инновационно-предпринимательской среды по производству прикладных научных разработок, повышение уровня востребованности разработок отраслью, стимулирование НИОКР.
6. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
продолжить работу по подготовке и представлению в высшие учебные заведения аграрного профиля заявок на подготовку специалистов в сфере цифровой трансформации сельского хозяйства;
рассмотреть возможность:
— разработки региональных мер поддержки для закрепления ИТ-специалистов в сельскохозяйственном производстве и стимулирования подготовки кадров для цифровизации АПК;
— проведения совещаний совместно с представителями отраслевых научных, образовательных учреждений и сельскохозяйственных товаропроизводителей для выработки решений по организации подготовки кадров в сфере цифровизации АПК.