РЕКОМЕНДАЦИИ
заседания «круглого стола»
Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему «О совершенствовании
подходов к профилактике и лечению социально значимых заболеваний в Российской
Федерации»
Совет Федерации 30 октября 2025 года
Участники “круглого стола„ обсудили совершенствование подходов к профилактике и лечению социально значимых неинфекционных заболеваний в Российской Федерации и обозначили имеющиеся проблемы, требующие решения на федеральном и региональном уровнях.
Социально значимые неинфекционные заболевания составляют около 70% в структуре смертности в Российской Федерации. Именно поэтому серьезное внимание на государственном уровне уделяется их профилактике и лечению, персонализированному подходу к пациентам, внедрению инноваций, совершенствованию межведомственного и межсекторального взаимодействия, повышению медицинской грамотности и снижению неравенства в доступе к медицинской помощи на территории страны.
Ключевая роль в снижении инвалидизации и смертности от социально значимых заболеваний с 2025 года принадлежит национальному проекту «Продолжительная и активная жизнь».
В его рамках реализуется федеральный проект «Здоровье для каждого», главной задачей которого является предупреждение и ранняя диагностика социально значимых заболевания (сахарный диабет, сердечно-сосудистые, злокачественные образования и другие в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715).
В рамках указанного федерального проекта реализуются меры по популяризации здорового образа жизни, бесплатной диспансеризации и профилактическим осмотрам.
В ходе проведения «круглого стола» на примере эндокринных заболеваний была отмечена важность превентивной медицины, учитывающей такие факторы риска как повышенный индекс массы тела, уровень сахара, остеопороз, эндокринопатия, йододефицитные заболевания, повышающие риск инвалидизации населения.
Участники заседания, отметили необходимость принятия дополнительных мер по профилактике ожирения и сахарного диабета 2 типа в части маркировки продуктов питания, просветительской работы и т. д. Федеральные инициативы в области превентивной медицины поддержаны в субъектах Российской Федерации. В рамках «круглого стола» был представлен положительный опыт Белгородской области.
В результате многосторонних соглашений, которые заключаются между профсоюзами, работодателями и правительством Белгородской области, удается создать условия для проведения мероприятий всего профилактического континуума на рабочих местах, что дополняется работой «Поездов здоровья» в тех регионах области, где подобные условия отсутствуют. Благодаря «Поездам здоровья» за 3,5 года диспансеризацию в Белгородской области на рабочем месте прошли более 100 тыс. человек.
Региональный проект «Белгородский стандарт здоровья» ставит своей целью обеспечить охват 75% жителей Белгородской области, работающих в организациях и на предприятиях, профилактическими мероприятиями с разработкой и внедрением уникальных корпоративных программ.
Отдельно участники мероприятия обсудили темы профилактики, скрининга и лечения двух нозологий, которые вносят максимальный вклад в показатель смертности в Российской Федерации – сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» важная роль как раз отводится федеральным проектам «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и «Борьба с онкологическими заболеваниями».
В целях раннего выявления и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) ключевое значение имеет управление основными факторами риска — прежде всего уровнем систолического артериального давления и концентрацией атерогенных липидов, таких как холестерин не-ЛПВП или холестерин ЛПНП.
Фактически каждый пятый россиянин живет с повышенным артериальным давлением, и около 90 процентов соответствующих лекарственных препаратов закупаются за счет населения.
По данным ВОЗ, контроль артериального давления в Российской Федерации на уровне контроля в передовых странах по данному показателю, до 2040 года может помочь спасти дополнительно 1,3 миллиона жизней. Озвученный на заседании эксперимент по внедрению системы поддержки принятия врачебных решений, который фактически выполнял функцию контроля (анализ данных амбулаторный карт), показал, что за год в отдельном регионе с помощью данного решения число острых сердечно-сосудистых событий уменьшилось в два раза (на 53%).
Потенциал снижения смертности имеются и у инструментов объективного контроля и дистанционного наблюдения за артериальным давлением.
Отдельное внимание участников заседания было уделено вопросу профилактики, скрининга и лечения онкологических заболеваний.
На примере Тульской области было показано, что с помощью скрининга и профилактики управляемых видов рака можно достичь снижения смертности до 70%. Среди скрининговых программ, доказавших эффективность, отмечены следующие:
— рак шейки матки: скрининг с помощью теста Папаниколау и/или теста на вирус папилломы человека существенно снижает смертность (более чем на 70%) за счет выявления предраковых изменений и ранних стадий рака, а также своевременного лечения;
— колоректальный рак: скрининг с использованием теста на скрытую кровь в кале и колоноскопии снижает смертность и заболеваемость за счет удаления предраковых полипов и раннего выявления рака на 22–32% при длительном наблюдении до 30 лет;
— рак молочной железы: маммографический скрининг снижает смертность примерно на 20%, выявляя рак на ранних стадиях, что повышает шансы на успешное лечение;
— рак легких: скрининг с помощью низкодозовой компьютерной томографии (НДКТ) в группах риска, позволяет снизить смертность примерно на 20%.
Введение НДКТ органов грудной клетки для групп риска по раку легкого в рамках диспансеризации представляется необходимым, так как с помощью метода рентгена не удается обнаружить рак легкого на I-II стадиях и направить на НДКТ в 85% случаев;
— рак предстательной железы: скрининг с использованием анализа простатспецифического антигена снижает смертность 15–22% при длительном наблюдении от 9 до 11 лет.
Данные медицинские результаты подкрепляются и экономической эффективностью: в рамках диспансеризации взрослого населения в Тульской области на один случай выявления злокачественного образования тратится примерно 109 тыс. рублей. В то же время затраты на год лечения среднего пациента лекарственной терапией требуется около 317 тыс. рублей, то есть как минимум в три раза дороже.
При этом, ощутимое снижение смертности на популяционном уровне после внедрения скрининга проявляется не ранее, чем через 7–10 лет после начала программ, при условии высокой охвата целевой популяции и качественной организации скрининга. Тем не менее, как обратили внимание участники заседания, альтернативы широкому внедрению эффективных методов скрининга для управляемых видов рака нет – для ускорения данного процесса требуется дополнение федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» количественным показателем проведения конкретных скрининговых исследований для каждого региона (в зависимости от половозрастного состава населения) и установления критериев качества каждого исследования.
Помимо этого, были отмечены и ряд других проблем доступности онкологической помощи:
— дефицит выделенных объемов госпитализаций для оказания онкологической помощи;
— недостаточная доступность льготных лекарственных препаратов для лечения онкологических заболеваний;
— отсутствие возможности финансирования сопроводительной терапии (анемии при злокачественных новообразованиях) в период противоопухолевого лечения;
— низкая доступность молекулярно-генетических исследований для назначения современной терапии.
Учитывая изложенное, участники «круглого стола» в целях совершенствования подходов к профилактике и лечению социально значимых заболеваний в Российской Федерации рекомендуют:
1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1.1. рассмотреть возможность дополнения федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» количественным показателем проведения конкретных скрининговых исследований для каждого региона в зависимости от половозрастного состава населения (маммография, исследование кала на скрытую кровь, цитология мазка шейки матки, простат –специфический антиген, эзофагогастродуоденоскопия) и установления критериев качества каждого исследования;
1.2. проработать вопрос организации семейного консультирования по вопросам рационального питания и здорового образа жизни на базе центров здоровья и/или межрайонных/региональных эндокринологических центров;
1.3. рассмотреть вопрос о внесении в Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения положения о необходимости проведения периодической оценки кальциемии у лиц старше 50 лет;
1.4. проработать совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти вопрос о введении специальной маркировки продуктов питания с высоким содержанием сахара, соли и трансжиров;
1.5. проработать вопрос о законодательном регулировании вопроса профилактики йододефицитных состояний в части всеобщего йодирования пищевой соли;
1.6. рассмотреть возможность включения в Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения проведение скрининга рака легкого методом низкодозной компьютерной томографии органов грудной клетки для групп высокого риска;
1.7. проработать механизмы своевременного получения пациентами с онкологическими заболеваниями препаратов, не вошедших в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р;
1.8. продолжить работу по повышению эффективности информирования населения о возможностях профилактики социально значимых заболеваний, включая проведения регулярных массовых просветительских мероприятий с охватом широких слоев населения.
2. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации:
2.1. рассмотреть вопрос о возможном введении новых акцизов на продукты с высоким содержанием добавленного сахара, соли и трансжиров;
2.2. рассмотреть вопрос о внедрении дополнительных социально-экономических инструментов (налоговые и страховые льготы) для стимулирования граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также работодателей, поощряющих ведение здорового образа жизни работников.
3. Министерству просвещения Российской Федерации:
обеспечить в подведомственных общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования условия для здорового и рационального питания в целях формирования культуры здорового образа жизни и профилактики эндокринных заболеваний.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования:
4.1. увеличить обеспеченность рентгеновскими денситометрами (1,1 на 100 000 населения) для профилактики остеопороза и переломов на территории субъекта Российской Федерации;
4.2. провести переоценку требуемых объемов финансирования медицинской помощи по профилю «онкология» на основе клинических рекомендаций, исходя из данных о заболеваемости и прогноза прироста контингента пациентов ежегодно на период достижения национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года, а также предусмотреть в территориальной Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по профилю «онкология» увеличение объемов в соответствии с рассчитанной потребностью;
4.3. разработать в тарифном соглашении показатель по количеству скрининговых исследований с контрольными параметрами в региональной части федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» помимо выполнения плана профилактических осмотров.
Первый заместитель
председателя Комитета
Совета Федерации
по социальной политике Ж.Ю. Чефранова