Рекомендации
Участники «круглого стола», проведенного 19 ноября 2025 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обсудив вопросы, связанные с нормативным регулированием деятельности санитарной авиации и ее использованием, отмечают следующее.
Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года одним из приоритетных направлений решения основных задач развития здравоохранения является совершенствование организации экстренной медицинской помощи гражданам, в том числе проживающим в труднодоступных местностях, с использованием санитарной авиации[1].
Обеспечение доступности медицинской помощи особенно актуально для отдаленных территорий, в том числе с неблагоприятным климатом, таких как Дальний Восток и Арктическая зона Российской Федерации.
От функционирования и доступности авиационного сообщения в определяющей степени зависит получение медицинской помощи проживающим на этих территориях населением.
Для развития экстренной медицинской помощи с использованием вертолетов в 2017 году по инициативе Государственной корпорации «Ростех» и при участии Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации создана Национальная служба санитарной авиации (НССА)[2].
Начиная с 2023 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было поручено обеспечить увеличение не менее чем в два раза по сравнению с 2022 годом объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на развитие санитарной авиации в Дальневосточном федеральном округе, в целях повышения доступности медицинской помощи для граждан, проживающих в труднодоступных районах[3]. На санитарную авиацию Дальнего Востока с 2023 по 2025 год было предусмотрено финансирование в размере 3,5 млрд рублей в год, вместо ранее ежегодно выделяемых 1,3‑1,7 млрд рублей[4].
В 2024 году по итогам участия в пленарном заседании Второго форума будущих технологий «Современные медицинские технологии. Вызовы завтрашнего дня – опережая время»[5] Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации усовершенствовать систему оказания экстренной медицинской помощи, включая дальнейшее развитие санитарной авиации, расширение географии ее работы и увеличение числа соответствующих вылетов[6].
С 2025 года работа по совершенствованию санитарной авиации ведется в рамках федерального проекта «Совершенствование экстренной медицинской помощи» (далее – федеральный проект), входящего в состав национального проекта «Продолжительная и активная жизнь».
На федеральный проект в 2025 году выделено 19 727,7 млн рублей, в 2026 году – 14 981,4 млн рублей, в 2027 году – 14 982,1 млн рублей, в том числе на межбюджетные трансферты (субсидии) на обеспечение закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи ежегодно будет выделяться по 7 597,0 млн рублей[7].
По информации Министерства здравоохранения Российской Федерации с января по 28 октября 2025 года в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа выполнено 2 851 вылет, эвакуировано 4 546 пациентов, из которых 654 ребенка, в том числе 2 111 детей возрастом до 1 года, в субъектах Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны Российской Федерации, выполнено 3 174 вылетов, эвакуирован 5 587 пациентов, из которых 787 детей, в том числе 235 детей возрастом до 1 года.
Вместе с тем, участники «круглого стола» отмечают, что в отдельных дальневосточных и арктических регионах ситуация с оказанием медицинской помощи с использованием санитарной авиации осложнена рядом проблем.
В частности, отмечается, что в ряде случаев выигравшие конкурс авиакомпании из‑за недофинансирования со стороны региональных бюджетов не в состоянии в полной мере осуществлять выполнение своих обязательств по обеспечению местных авиаперевозок, что также создает риски неисполнения услуг по оказанию экстренной медицинской помощи.
Еще одной проблемой, сдерживающей развитие санитарной авиации в регионах, является малое количество или даже отсутствие посадочных площадок рядом со специализированными медицинскими учреждениями, а также в удаленных и труднодоступных населенных пунктах. Оснащение отдельных посадочных площадок в удаленных и труднодоступных населенных пунктах Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации не позволяет выполнять вылеты на них в ночное время.
По итогам состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Министерству здравоохранения Российской Федерации осуществлять мониторинг влияния увеличения с 1 января 2025 года уровня софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на достижение целей, результатов и показателей федерального проекта «Совершенствование экстренной медицинской помощи», входящего в состав национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», в части закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи).
2. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос установления для субъектов Российской Федерации временного разрешения (до запуска в серийное производство легких многоцелевых воздушных судов, в частности типа ЛМС-901 «Байкал») для использования воздушных судов, произведенных до 1 января 2014 года, в целях оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в удаленных и труднодоступных населенных пунктах Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации.
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
1) рассмотреть возможность отнесения авиамедицинских выездных бригад скорой медицинской помощи к должностям членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
2) рассмотреть вопрос об установлении в отношении авиамедицинских выездных бригад скорой медицинской помощи особенностей режима рабочего времени и времени отдыха по аналогии с особенностями режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 года № 139.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ускорить сертификацию и производство легких многоцелевых воздушных судов типа ЛМС-901 «Байкал» для их поставки в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, а также субъекты Российской Федерации территории которых полностью или частично относятся к Арктической зоне Российской Федерации.
5. Субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, а также субъектам Российской Федерации, территории которых полностью или частично относятся к Арктической зоне Российской Федерации:
1) уделять приоритетное внимание созданию и реконструкции посадочных площадок, используемых санитарной авиацией в целях оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в удаленных и труднодоступных населенных пунктах;
2) рассмотреть возможность оснащения указанных в подпункте 1 пункта 5 посадочных площадок оборудованием, позволяющим осуществлять прием воздушных судов в ночное время.
[1] Утверждена указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 254.
[2] НССА создана 31 августа 2017 года. С 2018 по 2021 год НССА выполняла функции единого оператора воздушной скорой помощи по всей России. На ее создание Государственной корпорацией «Ростех» было получено согласие Президента России В.В. Путина // РИА Новости, 29 января 2018 года; madeinrussia.ru; «Известия», 7 декабря 2024 года.
[3] Перечень поручений по итогам Восточного экономического форума, состоявшегося 5–8 сентября 2022 года, Пр-1991, п.1. ж). Утвержден Президентом Российской Федерации 19 октября 2022 года.
[4] По материалам Минздрава России, представленным к «круглому столу».
[5] Мероприятие, проходило 13–14 февраля 2024 года в Центре международной торговли в Москве, объединило ученых, врачей и экспертов для обсуждения основных задач в перечисленных областях.
[6] Перечень поручений по итогам участия Президента России в пленарном заседании Форума будущих технологий и его встречи с учеными, состоявшихся 14 февраля 2024 года, от 18 апреля 2024 года № Пр‑755 // Сайт Президента России, 18 апреля 2024 года.
[7] Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».