«Круглые столы»

«80-летие окончания Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций: уроки истории и новые глобальные вызовы»

Рекомендации

Совет Федерации 
Федерального Собрания
Российской Федерации 

30 октября 2025 года 

В работе «круглого стола» приняли участие: заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б.Карасин, члены Комитета Совета Федерации по международным делам и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, научно-экспертного сообщества.

С основным докладом выступил заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинин.

Состоялся обмен мнениями о стратегии развития Организации Объединенных Наций в условиях глобальных мировых изменений.

Участники мероприятия отметили, что обсуждаемая тема имеет особую значимость с точки зрения двух знаковых юбилейных дат – 80-летия окончания Второй мировой войны и создания ООН, которые отмечает мировое сообщество.

Создание ООН стало одним из главных итогов Победы во Второй мировой войне. Именно разгром нацизма, решающий вклад в который внесла наша страна, позволил заложить основу для новой архитектуры международных отношений, нацеленной на недопущение повторения подобных глобальных трагедий в будущем.

80 лет назад был установлен миропорядок, безусловным фундаментом которого стал Устав ООН, являющийся и по сей день ключевым источником международного права.

Участники подчеркнули, что во многом на основе советских предложений были определены модальности функционирования ООН, создана прочная институциональная основа для налаживания равноправного сотрудничества в интересах решения самого широкого круга проблем человечества. Именно в ООН при ключевой роли нашей страны были приняты исторические решения, заложившие основы для формирования справедливого и демократического многополярного миропорядка.

Однако, по мнению участников «круглого стола», в последние годы ряд государств Запада в стремлении обеспечить свое доминирование предпринимает попытки исказить суть ООН, подорвать систему международного права и подменить ее так называемым порядком, основанным на правилах, адаптируя его под себя, игнорируя принципы, заложенные в Уставе ООН. Налицо регулярное пренебрежение обязательными к исполнению резолюциями Совета Безопасности, а также фактическая приватизация Секретариата ООН, многие представители которого избирательно подходят к принципам устава и его целям. Западные страны пытаются начисто игнорировать многополярность, продвигая свои национальные подходы, де-факто настаивая на своей исключительности и сохранении механизмов подавления всех остальных методами неоколониального контроля.

В этих условиях задача реформирования всемирной организации, ее адаптации к новым международным реалиям приобретает все бо́льшую актуальность. Безусловно, ООН, созданная 80 лет, уже не в полной мере отражает международный баланс сил и требует совершенствования. Необходимо, чтобы ООН адекватно и быстро реагировала на происходящие в мире процессы, чтобы в ней отражались интересы всех государств. Наша страна активно участвует в этом процессе, выступая, в частности, за расширение Совета Безопасности, придание этому органу более демократического характера за счет включения в его состав стран Азии, Африки и Латинской Америки.

При этом принципиально важно сохранить межгосударственную природу ООН, а решения по преобразованиям принимать исключительно на платформе самого широкого согласия государств.

Принимая во внимание вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

— при продвижении официальной позиции Российской Федерации относительно реформы ООН исходить из безальтернативности Организации, обладающей универсальным мандатом, и неприемлемости создания на ее основе иного механизма международного регулирования глобальных мировых проблем;

— продолжить усилия по выработке детальных предложений по реформированию Организации Объединенных Наций, и прежде всего Совета Безопасности ООН с тем, чтобы адаптировать его к новым реалиям, привлекая страны глобального большинства;

— проработать предложения по рационализации механизмов совместных действий государств-членов ООН в целях эффективного реагирования на наиболее опасные вызовы и угрозы современности, настаивая при этом на необходимости сохранения и уважения права вето;

— проработать предложения по устранению существующих правовых лакун и пробелов, заложенных в Уставе ООН, где есть достаточно много противоречий (прежде всего, это право народов на самоопределение и территориальная целостность государств);

— при подготовке предложений о реформе ООН уделить особое внимание деятельности Военно-штабного комитета ООН с целью повышения эффективности его деятельности в деле разработки рекомендаций по важнейшим вопросам современной коллективной безопасности, которые Совет Безопасности мог бы использовать при принятии резолюций, санкционирующих миротворческие операции;

— при подготовке реформенных предложений исходить из необходимости повышения эффективности работы Секретариата ООН, транспарентности его деятельности, а также совершенствовании финансовой системы Организации;

— изучить процедурные вопросы деятельности ООН, допускающие дискриминационные проявления в отношении отдельных стран.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

— в контактах с зарубежными парламентариями продвигать тезис о более результативном использовании партнерства ООН с различными международными (межпарламентскими) организациями, региональными интеграционными объединениями и национальными парламентами, в том числе на основе принятых Генеральной Ассамблеей ООН резолюций «Взаимодействие между Организацией Объединенных Наций, национальными парламентами и Межпарламентским союзом».