Вопросы защиты прав потребителей платных образовательных услуг стали темой круглого стола, организованного Комитетом СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Открывая заседание, председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
акцентировал внимание
на стремительном развитии технологий и росте доступности возможностей в образовательной сфере. «Онлайн-курсы, тренинги, мастер-классы – спектр платного
образования отличается широким разнообразием». Вместе с тем сенатор
констатировал наличие на рынке недобросовестных участников. «Потребитель
оказывается в уязвимом положении, что требует пристального внимания к вопросам
защиты его прав». Вячеслав Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
также подчеркнул необходимость определения
правового статуса бизнес-тренеров, коучей и наставников, предоставляющих свои
услуги через Интернет.
Председатель экспертного совета по совершенствованию
законодательства в сфере защиты прав потребителей при Комитете СФ по Регламенту
и организации парламентской деятельности Виктор Зобнев
Зобнев
Виктор Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края
охарактеризовал основные
проблемы, с которыми сталкиваются потребители. «Это – информационная
непрозрачность, отказ в предоставлении достоверной информации об исполнителе и услугах, скрытые платежи и дополнительные расходы».
Рекомендации
Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «круглый стол» на тему: «Защита прав потребителей при оказании платных образовательных услуг».
В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Рособрнадзора, Роспотребнадзора, Роскомнадзора, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также представители Общественной палаты Российской Федерации, коммерческие и некоммерческие организации, образовательные учреждения, научное сообщество и эксперты.
Участники «круглого стола» отметили, что объем платных образовательных услуг неуклонно растет и достиг в 2024 году уже 1 125 604 млн рублей. Согласно опросу, почти каждый пятый россиянин хочет воспользоваться платными образовательными услугами.
Вместе с этим, по данными Роспотребнадзора, число жалоб на платные образовательные услуги значительно увеличилось. Основная масса нареканий касается несоблюдения условий договоров на оказание платных образовательных услуг, отсутствия ключевой информации на официальных сайтах образовательных организаций, правомерности изменения стоимости услуг в процессе обучения, включении в договор условий, заведомо ущемляющих права потребителей и т. п.
Кроме того, в интернет-пространстве участились случаи некачественного предоставления образовательных услуг, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, не имеющими соответствующей лицензии, когда образовательную деятельность подменяют откровенным мошенничеством, предоставлением околонаучных знаний или знаний, противоречащих современной науке, а также духовно-нравственным ценностям.
Регулярно фиксируются случаи распространения недостоверной информации о том, что тот или иной «инфоблогер» выдает документы государственного образца.
Особо отмечено, что значительная часть платных образовательных и псевдообразовательных услуг предлагается посредством различных частных цифровых платформ. Однако операторы (владельцы) таких платформ не осуществляют надлежащий контроль за допускаемыми на свои платформы организациями и предпринимателями, продвигающими соответствующие услуги, и не несут ответственность за контент, который присутствует на платформе и не всегда соответствует действующему законодательству.
Участники «круглого стола» также выразили поддержку инициированной Президентом Российской Федерации реформы системы приема студентов на платное обучение – определения перечня профессий, специальностей, направлений подготовки и научных специальностей, соответствующих задачам обеспечения технологической независимости и технологического лидерства Российской Федерации, и обеспечения предоставления государственной поддержки образовательного кредитования только для обучения по данным профессиям. Таким образом, определенные виды государственной поддержки будут оказываться только студентам, получающим востребованные экономикой специальности.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:
1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
1) определить целесообразность внесения изменений (и, при необходимости, предложить соответствующие изменения) в часть 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части необходимости получения лицензии на осуществление образовательной деятельности индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно;
2) оценить целесообразность разработки единой государственной образовательной платформы для онлайн-образования, посредством которой организации или индивидуальные предприниматели могли бы реализовывать образовательные программы, а также подготовить предложения по возможному механизму выбора (назначения) оператора такой платформы и источникам финансирования;
3) предложить законодательные изменения, направленные на установление обязанности операторов (владельцев) частных цифровых образовательных платформ осуществлять контроль на предмет соответствия обязательным требованиям за допускаемыми на свои площадки организациями и индивидуальными предпринимателями, а также за продвигаемыми ими образовательными продуктами;
4) рассмотреть вопрос о целесообразности разработки примерных программ, на основании которых организации или индивидуальные предприниматели будут обязаны разрабатывать и утверждать образовательные программы, реализуемые в интернет-пространстве в рамках дистанционного обучения;
5) с привлечением ведущих вузов и ассоциаций вузов рассмотреть вопрос о целесообразности и возможном механизме вовлечения высших учебных заведений в процедуру обязательной верификации образовательных продуктов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями и реализуемых в интернет-пространстве в рамках дистанционного обучения;
6) рассмотреть вопрос о целесообразности ужесточения ответственности и возможных формах ответственности для организаций и индивидуальных предпринимателей, распространяющих ложную информацию о реализуемых образовательных программах, в том числе, о выдаче по результатам обучения документов государственного образца;
7) определить целесообразность и механизм дополнения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» положениями, запрещающими организациям и индивидуальным предпринимателям, не реализующим образовательные программы высшего образования, использовать в своем наименовании слова «институт», «университет», «академия»;
8) определить целесообразность введения и механизм запрета лицензирования и реализации образовательных программ, с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, по которым отсутствуют федеральные государственные требования, или примерные, типовые программы, а также профессиональные стандарты;
9) определить приоритетные области, по аналогии со здравоохранением, в которых будет запрещено осуществлять образовательную деятельность, с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и подготовить предложения по законодательному закреплению данного запрета.
2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с общественной организацией «Общественная потребительская инициатива»:
1) Учитывая успешный опыт общественной организации «Общественная потребительская инициатива» по взаимодействию с органами государственной власти для формирования и продвижения общедоступных информационных ресурсов, направленных на просвещение потребителей и предпринимателей и профилактику нарушений, рассмотреть целесообразность запуска на базе информационно-справочной системы «Луч» публичного реестра физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по ведению тренингов (семинаров, курсов и т. п.), не связанных с реализацией образовательных программ, с указанием в отношении данных лиц на отсутствие или наличие признаков нарушения обязательных требований (включая критерии формирования и ведения такого реестра);
2) Определить возможные подходы к государственному и общественному контролю, а также к саморегулированию в сфере блогерства, деятельности по проведению онлайн-тренингов, семинаров, курсов личностного развития, иных курсов, связанных с энергетическими и духовными практиками, и не относящихся к образовательной деятельности.