«Круглые столы»

«Потенциал использования местных (фермерских) продуктов в системе школьного питания»

Председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко Тимченко
Вячеслав Степанович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
Тимченко Вячеслав Степанович
провел круглый стол на тему «Потенциал использования местных (фермерских) продуктов в системе школьного питания».

Мероприятие организовано с участием Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитета СФ по науке, образованию и культуре и Комитета СФ по социальной политике.

В дискуссии приняли участие сенаторы РФ, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных министерств, руководители муниципалитетов, общественных организаций.

(Подробнее)

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «круглый стол» на тему: «Потенциал использования местных (фермерских) продуктов в системе школьного питания».В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти (Минсельхоза России, Минпросвещения России, Россельхознадзора, Роспотребнадзора), руководители муниципалитетов, а также отраслевых союзов и ассоциаций, общественных организаций.


По данным Минсельхоза России, в настоящее время доля фермерских продуктов в социальном питании не превышает 15%, в то время как такие хозяйства производят, в частности, больше 50% молочной продукции от общего ее объема на рынке.

Привлечение фермерских хозяйств к закупкам для социальных организаций, в том числе для школ, детских садов, упрощает для предпринимателей выход на рынок сбыта, расширяет их возможности, оказывает положительное влияние на поддержку и развитие местной экономики.

Позитивный опыт закупки у фермерских хозяйств продукции для школ и детских садов уже накоплен в ряде субъектов Российской Федерации, например, в Белгородской и Ростовской областях, республиках Башкортостан, Мордовия, Татарстан и других регионах страны.

Одним из положительных примеров по внедрению здорового питания для детей, где поставка свежих продуктов осуществляется с пришкольных участков и напрямую от местных производителей реализуется в Республике Мордовия. Комплексная программа охватывает не только школы, но и детские сады и летние лагеря.

Использование продуктов, выращенных на школьных участках, в школьном питании может существенно улучшить качество питания учащихся, повысить вовлеченность школьников в образовательный процесс и содействовать развитию экосознания. Однако для реализации данной инициативы необходимо учитывать ряд требований и предпринять определенные шаги, как, например, разработка специальной программы поддержки использования продукции школьных участков в школьном питании, которая должна предусматривать финансирование лабораторных испытаний, приобретение необходимого оборудования, обучение персонала и распространение положительного опыта; усиление нормативной базы, касающейся использования продукции школьных участков в школьных столовых. Возможна разработка отдельного регионального или федерального закона, регулирующего данный вопрос. Организация рекламных кампаний и просветительских мероприятий, посвященных продвижению идеи использования школьной продукции в школьном питании. Оказание консультационной и методической помощи школам, желающим наладить выращивание и использование продукции на своих участках. Специалистам следует разъяснять наилучшие практики и помогать преодолеть возникающие трудности.

Эти рекомендации помогут школьным администрациям и органам власти наладить эффективную работу по использованию продукции, выращенной на школьных участках, и создать благоприятные условия для ее дальнейшего развития и распространения.

Участниками заседания положительно отмечена программа «Школьное молоко». В России программа стартовала весной 2005 года и за это время она охватила 49 регионов Российской Федерации. Ее реализация позволяет ежедневно покрывать до 89% среднесуточной потребности ребёнка в молоке и молочных продуктах, что эффективно сказывается на обеспечении здорового питания детей и улучшении качества питания населения в целом.

Вместе с тем, доступ малого бизнеса на рынок социального питания остается ограниченным, несмотря на то что они производят более 50% отечественной сельхозпродукции.

Основной фактор — недостаточная вовлеченность местных производителей в систему, например, школьного питания является следствием избыточных требований при закупках, слабой информированности о потребностях образовательных организаций, инфраструктурных ограничений.

Вопрос сбыта чрезвычайно важен для развития малого и среднего предпринимательства на селе. Фермерам, кооперативам и малому бизнесу важно самим продавать свою продукцию. В таком случае они получают стабильный сбыт продукции, высокую рентабельность для своих предприятий.

На сегодняшний день процедура участия фермерских хозяйств в конкурсах на поставку продуктов в образовательные учреждения чрезмерно усложнена. Необходимость подготовки большого количества документов и соблюдение строгих требований отпугивает многих фермеров. Чтобы исправить ситуацию, следует пересмотреть порядок подачи заявок и требования к документам, сделав их более простыми и понятными. Например, введение электронных платформ для подачи заявок могло бы существенно облегчить доступ фермеров к участию в тендерах.

Еще одной проблемой по мнению участников «круглого стола» является сложность организации доставки и обработки больших объемов продукции мелкими производителями. Решением может быть создание специальных компаний — агроагрегаторов, которые возьмут на себя задачи сбора, упаковки и доставки фермерских продуктов, которые могли бы действовать как посредники между фермерами и школами, обеспечивая стабильность поставок и снижение цен благодаря оптимизации процессов, а государство должно оказывать финансовую поддержку таким организациям, чтобы стимулировать их развитие и эффективность.

Сегодня при поставках продукции предпочтение часто отдается крупным поставщикам, поскольку цена становится главным критерием выбора. В результате мелкие фермеры оказываются вне конкурса. В связи с чем, следует изменить подходы к оценке предложений, учитывая такие факторы, как происхождение продукции, экологичность, наличие сертификатов качества и социальные обязательства, что позволит создать равные условия для фермеров и повысит возможности их участия в закупках.

Кроме того, необходимо понимать, что обеспечение качества и безопасности пищевой продукции является важнейшим приоритетом, и в данном направлении информационные системы Россельхознадзора могут обеспечить прослеживаемость, практически, от поля до прилавка. Помимо этого, необходимо стандартизовать процедуры проверок и сертификаций, установив единый подход ко всей фермерской продукции, что сделает процесс закупок более предсказуемым и снизит риск отказа в допуске фермеров к тендерам из‑за несоответствий требованиям.

Также было обращено внимание на удаленность некоторых фермерских хозяйств от крупных городов, что в свою очередь ведет к транспортным расходам. Возможно, введение субсидий на перевозку и организацию складов позволит фермерам конкурировать с крупными поставщиками. Государство могло бы компенсировать часть транспортных расходов или предоставить налоговые льготы компаниям, занимающимся доставкой фермерской продукции в школы.

В связи с чем необходимо наладить механизм сотрудничества и координации между производителями, поставщиками, социальными организациями и властными структурами с целью обеспечения качественной продукцией.

Отдельно была отмечена необходимость определения понятия «социальное питание», которого нет в действующем законодательстве. Данная мера позволит устранить разночтения между регионами и ведомствами, обеспечить единые стандарты качества, безопасности и рационов, упростить закупки и контроль, в частности для школ, медучреждений и организаций соцзащиты, а также создать правовые условия для поддержки локальных поставщиков и фермеров.

Заслушав и обсудив представленную информацию, участники совещания считают необходимым рекомендовать:

1. Минфину России совместно с заинтересованными государственными органами:

1.1. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части следующего:

установить запрет на осуществление закупок услуг по организации питания и поставок продуктов питания в образовательные организации путем проведения аукционов;

ввести обязательное требование об осуществлении таких закупок только путем конкурса;

включить в критерии оценки заявок при проведении конкурса не стоимостные критерии, позволяющие объективно оценить квалификацию, опыт участников закупки и их обеспеченность необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами;

внести в нормативно-правовые акты возможность дополнения перечня показателей, используемых для оценки заявок участников закупки по критерию «Квалификация участников закупки» при проведении конкурсов на закупку продуктов питания, такими показателями, как:

наличие у участника закупки условий (производственных, складских мощностей, иной инфраструктуры) для производства специализированной пищевой продукции для питания детей, расположенных в регионе нахождения заказчика;

свидетельства о государственной регистрации производимой участником закупки на территории региона нахождения заказчика специализированной продукции для питания детей.

Определить приоритетную значимость вышеуказанных показателей при оценке заявок участников закупки по критерию «Квалификация участников закупки» для стимулирования участия в закупках местных производителей продуктов питания.

1.2. Рассмотреть возможность разработки и утверждения рекомендаций для заказчиков по установлению в документации о закупках продуктов питания и услуг по организации питания требования о подтверждении участниками закупки соответствия предлагаемой ими продукции требованиям действующих национальных стандартов (ГОСТов), в том числе на детское питание, а также наличия необходимых материально-технических ресурсов для производства такой продукции, и предоставлению преимуществ при осуществлении закупок продуктов питания и услуг по организации питания участникам закупок, являющимися местными производителями и имеющими производственные мощности в регионе нахождения заказчика.

2. Минэкономразвития России, Минсельхозу России и Минпромторгу России:

— рассмотреть возможность обеспечить условия и разработать механизмы привлечения инвестиций для создания в субъектах Российской Федерации инфраструктурных объектов, включающих производственно-логистические центры и объекты переработки и хранения, предназначенных для обеспечения продукцией учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания.

3. Минсельхозу России:

— проработать вопрос о мерах поддержки местных (региональных) сельхозтоваропроизводителей, в том числе субсидирования части расходов на поставку продукции в учреждения социальной сферы (образования, здравоохранения, социального обслуживания, отдыха и оздоровления) своего региона с учетом рыночной конъюнктуры цен.

4. Минпромторгу России:

— проработать вопрос необходимости принятия методики расчета цены услуги на организацию питания в учреждениях социальной сферы с учетом всех операционных затрат на ее оказание и учитывающих изменения стоимости продуктового набора в регионах и продуктовую инфляцию.

5. Субъектам Российской Федерации:

— разработать механизм заключения договоров с местными сельхозтоваропроизводителями на поставку продукции в систему социального питания на основе инвестиционных контрактов (контракт со встречными инвестиционными обязательствами, ГЧП, концессионные соглашения) на срок не менее 5 лет;

— предусмотреть меры поддержки использования продукции со школьных участков в школьном питании на региональном уровне, включая финансирование и координацию с федеральными программами;

— предусмотреть обучение педагогического состава методам выращивания и использования продукции;

— предусмотреть способы популяризации и распространения положительного опыта среди образовательных учреждений.

6. Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ) и Россельхознадзору:

— подготовить предложения о возможности обязательной интеграции поставщиков с «Меркурий» и (при наличии) «Честный знак».

7. Минздраву России:

— проработать целесообразность проведения экспертизы санитарных норм и правил, регулирующих использование продукции школьных участков в школьном питании, и в случае необходимости подготовить предложения по внесению изменений в действующую нормативную базу.

8. Роспотребнадзору:

— представить рекомендации по организации лабораторного контроля и безопасности использования продукции, выращенной на школьных участках в школьном питании;

— рассмотреть возможность дополнить сборники рецептур блюд и типовых меню для организации питания детей школьного возраста – расширить ассортимент здоровых и функциональных продуктов с высоким содержанием полезных веществ: кальция, железа и белка в биодоступной форме.

— рассмотреть возможность дополнить Методические рекомендации Роспотребнадзора МР 2.4.0162–19 от 30 декабря 2019 года «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)» в части технологических карт на блюда для питания детей с сахарным диабетом, целиакией: расширить ассортимент рекомендуемых безглютеновых продуктов, используемых для приготовления каш и гарниров, за счет добавления амаранта, киноа.