Рекомендации
по итогам
«круглого стола» на тему
«О совершенствовании законодательства Российской Федерации
об охране объектов культурного наследия»
(Рязанская область, с. Константиново, Государственный музей-заповедник С.А.Есенина)
Участники «круглого стола», обсудив вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия отмечают следующее.
1. В настоящее время в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрировано порядка 160 тыс. объектов культурного наследия (далее – ОКН), в том числе 132292 памятника, 22648 ансамблей и 2433 достопримечательных места.
В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № Пр-616 по итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре совместно с Министерством культуры Российской Федерации, депутатами Государственной Думы при участии экспертов был проведен анализ законодательства Российской Федерации об охране и использовании ОКН, по результатам которого подготовлены и внесены законопроекты, которыми:
— оптимизируется градостроительная и хозяйственная деятельность в границах территорий ОКН;
— создается единый портал для мониторинга ОКН, в который будут включаться сведения об ОКН, нуждающихся в восстановлении, их месте нахождения и инвестиционном потенциале, материалы о состоянии объекта и ходе работ по их сохранению;
— на ОКН, увековечивающие память о событиях, об участниках военных конфликтов, а также погибших при защите Отечества, распространяется упрощенный порядок проведения работ по ремонту;
— упрощается порядок определения наличия объектов археологического наследия на территориях, подлежащих хозяйственному освоению, устраняются избыточные административные процедуры.
Указанные документы позволяют не только обеспечить государственную охрану ОКН, но и активно вовлекать их в хозяйственный оборот и использовать в современной жизни.
Принят Федеральный закон от 07.06.2025 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, которым предусматривается возможность проведения в упрощенном порядке работ по содержанию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
Проведена инвентаризация ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Таких объектов порядка 14 тысяч зданий и сооружений, в том числе 6706 объектов гражданского значения (усадьбы, здания, дома, флигели и др.), 2676 объектов религиозного назначения, 1388 многоквартирных домов-памятников, 1047 сооружений (мосты, ворота и др.). Только 2815 ОКН имеют инвестиционную привлекательность.
По информации Минкультуры России общая потребность на восстановление всех объектов составляет 1,7 трлн. рублей.
Во исполнение Перечня
поручений Министерством культуры Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и акционерным обществом
«ДОМ.РФ» (далее –
АО «ДОМ.РФ») разработан механизм привлечения внебюджетных источников
финансирования на приведение объектов культурного наследия в удовлетворительное
состояние.
2. Рязанская область – регион с тысячелетней историей, богатым наследием.
В Рязанской области более 3 тысяч объектов культурного и археологического наследия, три исторических поселения – город Рязань, город Касимов и село Ижевское Спасского района.
В рамках реализации Программы по состоянию на 01.07.2025 на федеральных и региональных инвестиционных порталах размещены 24 паспорта объектов культурного наследия, два из которых уже реализованы АО «ДОМ.РФ»:
— «Главный дом» кон. XVIII–перв. пол. XIX вв.» площадью 1028,90 метра (Рязанская обл., п. Старое Зимино, ул. Школьная, д.3);
— «Дом Барковых 1828 г.» площадью 895,90 метра, (Рязанская обл., г. Касимов, ул. Набережная, 21).
С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Комитет решил:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации создать межотраслевую рабочую группу с участием Минэкономразвития России, Минкультуры России и Минстроя России с целью рассмотрения вопроса о возможности создания единого документа градорегулирования, включающего в себя все ограничения и обременения земельных участков, в том числе устанавливаемые проектами зон охраны (проектами объединенных зон охраны), регламентами достопримечательных мест и/или исторических поселений, ныне действующими генеральными планами и правилами землепользования и застройки.
2. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос о расширении способов охраны археологического наследия, в частности предусмотрев в законодательстве возможность создания археологических парков, обеспечивающих сохранение объектов археологического наследия в историческом и природном ландшафте, что позволит также раскрыть их ресурс как объектов туристического показа, при формировании сопутствующей инфраструктуры с целью развития регионального туризма, создания дополнительных рабочих мест;
2) внести изменение в Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» в части возможности передачи массового археологического материала в муниципальные музеи.
3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в сфере государственной охраны объектов культурного наследия проработать следующие вопросы:
— в целях устранения избыточности и противоречий многоуровнего правового регулирования и сокращения количества нормативных правовых актов, устанавливающих градостроительные ограничения, налагаемые друг на друга вокруг одних и тех же ОКН, рассмотреть вопрос о целесообразности:
отмены действия зон охраны музеев-заповедников, территориально вошедших в достопримечательное место или историческое поселение с утвержденными требованиями к градостроительным регламентам, или проектом зон охраны (проект объединенных зон охраны);
отмены установления защитных зон памятников и ансамблей, территориально вошедших в историческое поселение с утвержденными требованиями к градостроительным регламентам, дополнив соответствующим положением часть 2 статьи 34.1, статью 59 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
расширения перечня оснований, при которых требование об установлении проектов зон охраны, проектов объединенных зон охраны объектов культурного наследия не предъявляется, дополнив абзац 5 пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» условием нахождения объекта культурного наследия в границах территории достопримечательного места или исторического поселения с утвержденными требованиями к градостроительным регламентам;
— в целях устранения избыточных требований в части 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» внести уточнение о том, что не требуется разработка проектной документации по обеспечению сохранности при проведении работ в границах территории памятника, ансамбля, объекта археологического наследия, если они проводятся при условии соблюдения требований, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона;
— об обязательности внесения в Единый государственный реестр недвижимого имущества (далее – ЕГРН) сведений о границах зон, в том числе внутренних, и требований к градостроительной деятельности на территории исторических поселений и достопримечательных мест с целью общедоступности сведений о них и обязательности учета в документах территориального планирования и градостроительного зонирования;
— о законодательном уточнении необходимости разработки раздела
об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в границах территорий
достопримечательных мест в случаях, когда такие работы
не затрагивают земельные участки, которые непосредственно связаны
с земельными участками в границах территорий памятников и ансамблей;
— об уточнении критериев включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия;
— о расширении перечня критериев по исключению объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия при сохранении требований прохождения государственной историко-культурной экспертизы;
— о подготовке проекта свода правил, устанавливающего требования пожарной безопасности для ОКН при их вовлечении в хозяйственный оборот (законодательное регулирование в части установления особых требований к противопожарной безопасности объектов культурного наследия).
3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 26.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающих:
— введение понятия противоаварийных работ и упрощенного порядка их проведения;
— исключение необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации (градостроительной экспертизы) для объектов культурного наследия, соответствующих объектам, предусмотренным частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
— совершенствование положений о государственном контроле (надзоре) в сфере охраны объектов культурного наследия;
— исключение согласования Минкультуры России проектов объединенных зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения, а также другие положения;
— наделение Минкультуры России полномочием по разработке проектов границ территорий, предметов охраны и требований к градостроительным регламентам исторических поселений федерального значения.
4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности внесения в статью 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменений, которые позволят включать многоквартирные аварийные и ветхие дома, являющиеся объектами культурного наследия, в программу комплексного развития территорий (далее – КРТ), что в свою очередь позволит применять к гражданам, проживающим в указанных домах, юридическую процедуру КРТ по их переселению из ветхого и аварийного жилья.