«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «О совершенствовании законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия»

Рекомендации

по итогам «круглого стола» на тему
«О совершенствовании законодательства Российской Федерации
об охране объектов культурного наследия»

(Рязанская область, с. Константиново, Государственный музей-заповедник С.А.Есенина)

 

Участники «круглого стола», обсудив вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия отмечают следующее.

1. В настоящее время в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрировано порядка 160 тыс. объектов культурного наследия (далее – ОКН), в том числе 132292 памятника, 22648 ансамблей и 2433 достопримечательных места.

В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № Пр-616 по итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре совместно с Министерством культуры Российской Федерации, депутатами Государственной Думы при участии экспертов был проведен анализ законодательства Российской Федерации об охране и использовании ОКН, по результатам которого подготовлены и внесены законопроекты, которыми:

— оптимизируется градостроительная и хозяйственная деятельность в границах территорий ОКН;

— создается единый портал для мониторинга ОКН, в который будут включаться сведения об ОКН, нуждающихся в восстановлении, их месте нахождения и инвестиционном потенциале, материалы о состоянии объекта и ходе работ по их сохранению;

— на ОКН, увековечивающие память о событиях, об участниках военных конфликтов, а также погибших при защите Отечества, распространяется упрощенный порядок проведения работ по ремонту;

— упрощается порядок определения наличия объектов археологического наследия на территориях, подлежащих хозяйственному освоению, устраняются избыточные административные процедуры.

Указанные документы позволяют не только обеспечить государственную охрану ОКН, но и активно вовлекать их в хозяйственный оборот и использовать в современной жизни.

Принят Федеральный закон от 07.06.2025 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, которым предусматривается возможность проведения в упрощенном порядке работ по содержанию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.

Проведена инвентаризация ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Таких объектов порядка 14 тысяч зданий и сооружений, в том числе 6706 объектов гражданского значения (усадьбы, здания, дома, флигели и др.), 2676 объектов религиозного назначения, 1388 многоквартирных домов-памятников, 1047 сооружений (мосты, ворота и др.). Только 2815 ОКН имеют инвестиционную привлекательность.

По информации Минкультуры России общая потребность на восстановление всех объектов составляет 1,7 трлн. рублей.

Во исполнение Перечня поручений Министерством культуры Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и акционерным обществом «ДОМ.РФ» (далее –
АО «ДОМ.РФ») разработан механизм привлечения внебюджетных источников финансирования на приведение объектов культурного наследия в удовлетворительное состояние.

2. Рязанская область – регион с тысячелетней историей, богатым наследием.

В Рязанской области более 3 тысяч объектов культурного и археологического наследия, три исторических поселения – город Рязань, город Касимов и село Ижевское Спасского района.

В рамках реализации Программы по состоянию на 01.07.2025 на федеральных и региональных инвестиционных порталах размещены 24 паспорта объектов культурного наследия, два из которых уже реализованы АО «ДОМ.РФ»:

— «Главный дом» кон. XVIII–перв. пол. XIX вв.» площадью 1028,90 метра (Рязанская обл., п. Старое Зимино, ул. Школьная, д.3);

— «Дом Барковых 1828 г.» площадью 895,90 метра, (Рязанская обл., г. Касимов, ул. Набережная, 21).

 С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Комитет решил:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации создать межотраслевую рабочую группу с участием Минэкономразвития России, Минкультуры России и Минстроя России с целью рассмотрения вопроса о возможности создания единого документа градорегулирования, включающего в себя все ограничения и обременения земельных участков, в том числе устанавливаемые проектами зон охраны (проектами объединенных зон охраны), регламентами достопримечательных мест и/или исторических поселений, ныне действующими генеральными планами и правилами землепользования и застройки.

2. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о расширении способов охраны археологического наследия, в частности предусмотрев в законодательстве возможность создания археологических парков, обеспечивающих сохранение объектов археологического наследия в историческом и природном ландшафте, что позволит также раскрыть их ресурс как объектов туристического показа, при формировании сопутствующей инфраструктуры с целью развития регионального туризма, создания дополнительных рабочих мест;

2) внести изменение в Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» в части возможности передачи массового археологического материала в муниципальные музеи.

3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в сфере государственной охраны объектов культурного наследия проработать следующие вопросы:

­в целях устранения избыточности и противоречий многоуровнего правового регулирования и сокращения количества нормативных правовых актов, устанавливающих градостроительные ограничения, налагаемые друг на друга вокруг одних и тех же ОКН, рассмотреть вопрос о целесообразности:

отмены действия зон охраны музеев-заповедников, территориально вошедших в достопримечательное место или историческое поселение с утвержденными требованиями к градостроительным регламентам, или проектом зон охраны (проект объединенных зон охраны);

отмены установления защитных зон памятников и ансамблей, территориально вошедших в историческое поселение с утвержденными требованиями к градостроительным регламентам, дополнив соответствующим положением часть 2 статьи 34.1, статью 59 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

расширения перечня оснований, при которых требование об установлении проектов зон охраны, проектов объединенных зон охраны объектов культурного наследия не предъявляется, дополнив абзац 5 пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» условием нахождения объекта культурного наследия в границах территории достопримечательного места или исторического поселения с утвержденными требованиями к градостроительным регламентам;

в целях устранения избыточных требований в части 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» внести уточнение о том, что не требуется разработка проектной документации по обеспечению сохранности при проведении работ в границах территории памятника, ансамбля, объекта археологического наследия, если они проводятся при условии соблюдения требований, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона;

об обязательности внесения в Единый государственный реестр недвижимого имущества (далее – ЕГРН) сведений о границах зон, в том числе внутренних, и требований к градостроительной деятельности на территории исторических поселений и достопримечательных мест с целью общедоступности сведений о них и обязательности учета в документах территориального планирования и градостроительного зонирования;

о законодательном уточнении необходимости разработки раздела
об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в границах территорий достопримечательных мест в случаях, когда такие работы
не затрагивают земельные участки, которые непосредственно связаны
с земельными участками в границах территорий памятников и ансамблей;

об уточнении критериев включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия;

о расширении перечня критериев по исключению объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия при сохранении требований прохождения государственной историко-культурной экспертизы;

о подготовке проекта свода правил, устанавливающего требования пожарной безопасности для ОКН при их вовлечении в хозяйственный оборот (законодательное регулирование в части установления особых требований к противопожарной безопасности объектов культурного наследия).

3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 26.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающих:

— введение понятия противоаварийных работ и упрощенного порядка их проведения;

— исключение необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации (градостроительной экспертизы) для объектов культурного наследия, соответствующих объектам, предусмотренным частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

совершенствование положений о государственном контроле (надзоре) в сфере охраны объектов культурного наследия;

исключение согласования Минкультуры России проектов объединенных зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения, а также другие положения;

наделение Минкультуры России полномочием по разработке проектов границ территорий, предметов охраны и требований к градостроительным регламентам исторических поселений федерального значения.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности внесения в статью 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменений, которые позволят включать многоквартирные аварийные и ветхие дома, являющиеся объектами культурного наследия, в программу комплексного развития территорий (далее – КРТ), что в свою очередь позволит применять к гражданам, проживающим в указанных домах, юридическую процедуру КРТ по их переселению из ветхого и аварийного жилья.