«Круглые столы»

«Сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики как ключевой фактор стабильности в мировых делах»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по международным делам 17 июля 2025 года провел «круглый стол» на тему «Сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики как ключевой фактор стабильности в мировых делах».

В мероприятии приняли участие: заместитель Председателя Совета Федерации К.И.Косачев, члены Комитета Совета Федерации по международным делам и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Руденко, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В.Ломоносова А.А.Маслов, заместитель директора Института Китая и современной Азии Российской академии наук Я.В.Лексютина, заместитель директора Департамента развития двустороннего сотрудничества Министерства экономического развития РФ А.В.Зеленев, заведующий кафедрой дипломатии МГИМО (У) МИД России К.М.Барский, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН А.В.Ломанов, и другие представители научно-экспертного сообщества.

Участники констатировали, что в настоящее время данная тема имеет особую актуальность с учетом того, что всеобъемлющее стратегическое партнерство России и Китая достигло наивысшего уровня в своей истории. В текущих геополитических условиях внешний политический тандем Москвы и Пекина является одним из определяющих и стабилизирующих факторов в мировых делах, способствует консолидации Глобального Юга и в целом формированию более справедливого многополярного миропорядка. Это объективные и необратимые процессы, которые Запад пытается искусственно затормозить, прибегая не только к санкциям, тарифным ограничениям, но и к эскалации региональных конфликтов и провоцированию прокси-войн.

 

Китай является важным единомышленником в глобальных делах и крупнейшим с 2010 года торгово-экономическим партнером. Значение нашего сотрудничества особенно возрастает по различным направлениям с начала специальной военной операции, а во многих отраслях становится просто безальтернативным. Одним из ключевых документов является план российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года, который включает 138 различных мероприятий и проектов, ориентированных на существенное увеличение масштабов торговли, развитие логистических взаимосвязей и повышение уровня финансовой и промышленной кооперации.

В условиях трансформации миропорядка и усиления геополитической напряженности Россия и КНР выстаивают новый формат сотрудничества, ориентированный на устойчивое развитие и совместное противостояние внешним вызовам. Такой формат партнерства предполагает не только расширение экономических и технологических связей, но и формирование общей повестки на международных площадках, создание альтернативных финансовых механизмов и координацию усилий по формированию справедливой системы глобального управления.

Важным шагом к дальнейшему политическому сближению стало подписание в мае этого года совместного заявления о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху в ознаменование 80-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, Победы китайского народа в Войне сопротивления японской агрессии и образования ООН.
Участниками заседания было отмечено, что важное значение имеет совместная работа с нашими китайскими партнерами по формированию новой архитектуры евразийской безопасности на принципах равенства и неделимости, поскольку система безопасности в Евро-Атлантике была полностью дискредитирована действиями США и других стран НАТО.

Реальные перспективы имеет работа по развитию инициативы Президента Российской Федерации по построению Большого евразийского партнерства. В ее рамках важно сопряжение Евразийского экономического союза и китайского проекта «Один пояс – один путь» с подключением заинтересованных стран и международных объединений.

Все более существенным компонентом стратегического взаимодействия становятся межпарламентские и межрегиональные связи России и Китая. В сложившихся геополитических условиях на парламенты России и Китая возлагается особая миссия по адаптации законодательства к новым реалиям. Работа Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания России и ВСНП Китая – является важным и эффективным инструментом парламентского контроля, реализации межгосударственных договоренностей в сфере торговли, инвестиций, науки и культуры, образования, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

 

Министерству иностранных дел Российской Федерации:

 

 — продолжить работу с китайскими партнерами по углублению взаимовыгодного двустороннего сотрудничества, а также в рамках ШОС, БРИКС, АСЕАН, Группы двадцати и других объединений;

— всемерно способствовать укреплению потенциала и роли ШОС в целях обеспечения безопасности в Евразии и содействия комплексному совершенствованию ее деятельности с учетом современных геополитических реалий. Особое внимание предлагается уделить усилению сотрудничества в сфере экономики и финансов в рамках ШОС (проработка вопроса с китайскими партнерами о создании Банка ШОС, свободной экономической зоны);

— особое внимание уделить углублению гуманитарного сотрудничества в области образования, культуры, академических и молодежных обменов;

— продолжить контакты с китайской стороной по вопросу упрощения (снятия) визового режима между Россией и КНР.

 

Министерству экономического развития Российской Федерации:

 

— приоритетное внимание уделять расширению торговых и инвестиционных связей России и КНР с учетом сокращения товарооборота c западными государствами, введенных ими санкций, разрыва торгово-экономических и научно-технологических цепочек;

— при привлечении инвестиций ориентироваться на малый и средний бизнес (второй и третий эшелон китайских компаний), искать возможность альтернативных механизмов для проведения инвестиционных сделок. В этой работе поддерживать инициативы Российского экспортного центра, «ОПОРЫ РОССИИ»;

 

— развивать сотрудничество с китайскими партнерами в сфере цифровой экономики, в том числе с целью минимизации финансовых санкций;

— особое внимание уделить работе по расширению ассортимента поставок пищевкусовых товаров в КНР, созданию условий для существенного наращивания экспорта российской аграрной продукции;

— осуществлять регулярное взаимодействие с китайскими партнерами по вопросу освоения транзитного потенциала Северного морского пути.

 

Министерству образования и науки Российской Федерации:

— уделить особое внимание вопросу модернизации системы подготовки профессиональных специалистов-востоковедов, в том числе по Китаю, созданию новых совместных научных и образовательных центров;

— рассмотреть целесообразность заключения соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Китайской академией общественных наук с целью дальнейшего развития программ экспертно-академического сотрудничества и студенческих обменов.

 

Федеральному Собранию Российской Федерации:

 — наращивать обмен законодательным опытом с китайскими партнерами в области разработки нормативных правовых актов по минимизации негативного влияния санкций, а также в сферах противодействия внешнему вмешательству и защиты государственного суверенитета. По линии парламентской дипломатии противодействовать фрагментации многосторонней торговой системы и последствиям глобальных кризисов;

 — особое внимание уделить двусторонним парламентским контактам в целях реализации выдвинутой Президентом Российской Федерации В.В.Путиным инициативы построения Большого Евразийского партнерства, ее сопряжения с китайским проектом «Один пояс-один путь».