«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему: «Подведение промежуточных итогов реализации реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами», проведенного совместно с инцидентом № 58 «Организация системы по обращению с твердыми коммунальными отходами»

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» на тему «Подведение промежуточных итогов реализации реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами», проведенного совместно с инцидентом № 58 «Организация системы по обращению с твердыми коммунальными отходами» 10 июля 2025 года

 

Рассмотрев с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, ППК «Российский экологический оператор» вопрос «Подведение промежуточных итогов реализации реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами», участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

В соответствии с поручением Председателя Совета Федерации
В.И. Матвиенко (выписка из протокола № 679/4 от 07.12.2023) проводится системная работа по подготовке необходимых изменений в законодательство, направленных на решение проблем в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

На площадке Минприроды России создана Межведомственная рабочая группа по решению вопросов в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами, деятельность которой осуществляется в рамках инцидента № 58 «Организация системы по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В целях совершенствования регулирования отношений в сфере обращения с ТКО необходимо принятие нормативных правовых актов, из которых приняты:

Федеральный закон от 26 декабря 2024 года № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“, направленный на решение проблемных вопросов, возникающих при организации обращения с ТКО на труднодоступных территориях;

Федеральный закон от 28 февраля 2025 года № 27-ФЗ «О внесении изменения в статью 62 Федерального закона „Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, которым устанавливается трехлетний мораторий по привлечению собственников транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, к ответственности за превышение допустимой нагрузки на ось.

Приняты в первом чтении:

проект федерального закона № 780703–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления и отдельные законодательные акты Российской Федерации“, направленный совершенствование механизма создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО;

проект федерального закона № 784334–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, устанавливающий особенности обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства, наделения регионов полномочиями по принятию региональных правил обращения с указанными отходами.

проект федерального закона № 751834–8»О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на регулирование порядка выявления территорий, загрязненных ТКО, и ликвидации загрязнения окружающей среды на таких территориях.

Вместе с тем следует также решить вопросы:

утверждения Минприроды России Правил инвентаризации объектов размещения отходов с возможностью использования беспилотных авиационных систем;

осуществления Минпромторгом России в течение моратория комплекса мер по обновлению парка транспортных средств, осуществляющих перевозку ТКО, их замены на транспортные средства, отвечающие всем требованиям законодательства.

 

Учитывая изложенное, участники мероприятия рекомендуют:

 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть в первоочередном порядке проекты федеральных законов:

№ 780703–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления и отдельные законодательные акты Российской Федерации“, направленный на совершенствование механизма создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО;

№ 784334–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, устанавливающий особенности обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства;

№ 751834–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на регулирование порядка выявления территорий, загрязненных ТКО, и ликвидации загрязнения окружающей среды на таких территориях.

 

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации ежеквартально информировать Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию об обеспечении серийного производства на территории Российской Федерации используемых для транспортирования ТКО транспортных средств, соответствующих требованиям законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в части допустимых массы транспортного средства и нагрузки на ось.

 

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

3.1. Во взаимодействии с Правительством Брянской области, Белгородской области, Курской области, Республики Крым и города Севастополь проработать и представить предложения о внесении изменений в законодательство в части установления обоснованных сроков использования действующих объектов размещения отходов.

3.2. Предусмотреть использование беспилотных авиационных систем при проведении инвентаризации объектов размещения твердых коммунальных отходов.

 

4. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию направить настоящие рекомендации
в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, высшие исполнительные органы государственной власти Брянской области, Белгородской области, Курской области, Республики Крым, города Севастополь.