«Круглые столы»

Совершенствование мер поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций

Рекомендации «круглого стола» на тему «Совершенствование мер поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций»

г. Москва 24 июня 2025 года

Совет Федерации, зал 808А

В соответствии с пунктом 4.159 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2025 года проведен «круглый стол» по теме «Совершенствование мер поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций» (далее – «круглый стол»).В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федераций, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, некоммерческих организаций. В России зарегистрировано 220 543 некоммерческих организаций (далее – НКО). В 2025 году исполняется 10 лет с начала системной работы федеральных и региональных органов власти по формированию механизмов доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО) к оказанию услуг в отраслях социальной сферы. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан», создавший условия для равного доступа СО НКО к оказанию услуг в сфере социального обслуживания.Согласно статье 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) органы власти могут оказывать поддержку СО НКО при осуществлении ими определенных социально значимых видов деятельности, всего насчитывается 20 видов деятельности СО НКО (в сфере образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания граждан, спорта, защиты окружающей среды и другие). Реестр СО НКО насчитывает около 52 тысяч организаций. Больше всего НКО в сферах социального обслуживания и социальной поддержки граждан (19 %), физической культуры и спорта (17 %), образования, просвещения, науки (14 %), благотворительности и добровольчества (13 %), патриотического воспитания (8 %). Из них, например, негосударственные организации социального обслуживания составляет 32 % от общего числа организаций социального обслуживания разных форм собственности. То есть такие организации могут выполнять более трети всех услуг в этой области.В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ оказание поддержки СО НКО осуществляется в следующих формах:- финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров СО НКО);- предоставление СО НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СО НКО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;- предоставление юридическим лицам, оказывающим СО НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.Также финансовая поддержка оказывается Фондом президентских грантов и Фондом культурных инициатив, оказывающих государственную грантовую поддержку НКО по различным направлениям. В целях оказания информационной поддержки СО НКО действуют официальный Интернет-ресурс Минэкономразвития России – Система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (https://nko.economy.gov.ru).Законодательство в сфере поддержки деятельности НКО постоянно развивается. В 2024 году были внесены изменения в законодательство Российской Федерации в части продления налоговых льгот для некоммерческих благотворительных организаций[1]. Кроме того, был расширен перечень видов деятельности СО НКО, позволяющий НКО получить статус СО НКО и тем самым претендовать на государственные меры поддержки. В перечень включена деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей в семью, оставшихся без попечения родителей[2]. Также в перечень видов деятельности включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по благоустройству территорий[3].В 2025 году установлен запрет на включение в реестр СО НКО НКО, имеющих статус иноагентов, и на получение ими муниципальной финансовой поддержки[4].С 14 марта 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 13 декабря 2024 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях“, предусматривающий ведение специального реестра НКО, учредителем которых является государство. Реестр будет вести Министерство юстиции Российской Федерации с целью сбора и систематизации сведений об этих организациях и тщательного контроля расходов бюджетных средств. В настоящее время идет работа над двумя проектами федеральных законов, внесенными в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Один проект направлен на совершенствование порядка предоставления отчетности НКО[5]. Он разработан Министерством юстиции Российской Федерации в целях упрощения отчетности благотворительных, добровольческих (волонтерских) и СО НКО, в том числе на основе автоматизации процессов ее представления. Законопроект направлен на унификацию отчетности НКО и оптимизации порядка ее представления путем разработки единой формы отчета НКО и специализированного информационного ресурса для ее размещения. Представлять единую форму НКО будут в Минюст России в электронном виде путем размещения на информационном ресурсе, что исключит необходимость представления отдельного отчета в Росстат и снизит административную нагрузку на НКО. Необходимые Росстату сведения, будут предоставлены в рамках межведомственного взаимодействия.Второй проект федерального закона, находящийся на рассмотрении в Государственной Думе, предлагает распространить на СО НКО соответствующие ограничения по количеству занятых, норм о сроках проведения выездных проверок и сроках взаимодействия в ходе проведения выездных проверок, установленных в отношении субъектов малого предпринимательства[6].В связи с прекращением действия Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 – 2024 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 года № 11826п-П44, в настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации работает над проектом распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня показателей, используемых для формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. В указанный проект распоряжения Правительства Российской Федерации были включены 19 показателей, сформированные на основе отчета о реализации федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию некоммерческого сектора совместно с общественными палатами субъектов Российской Федерации и региональными экспертами ведет работу по общественному мониторингу становления механизмов доступа СО НКО на рынок услуг в социальной сфере. Подготовлено два Специальных доклада Общественной палаты Российской Федерации[7], в настоящее время Комиссией проводит очередной этап мониторинга, по итогам которого будет подготовлен третий Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации о доступе НКО к оказанию услуг в социальной сфере. На „круглом столе“ были представлены практики работы СО НКО, в частности программа „Россия – здесь каждый важен“, направленная на повышение качества жизни жителей России. Целью данной программы является оценка состояния социальных услуг и их влияния на жизнь людей, выявление уникальных потребностей граждан, определение уровня их удовлетворенности и разработка рекомендации для улучшения социальной инфраструктуры. В рамках программы предполагается решить задачи по внедрению цифровой модели качества жизни человека, формированию экосистемы специалистов и организаций вокруг человека, использованию технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для персонализации услуг, выявлению дефицитов в социальной сфере и оптимизацию бюджетных расходов.Участники „круглого стола“ отмечают, что, несмотря на принятые меры по поддержке СО НКО, сохраняется ряд барьеров для доступа СО НКО на рынок услуг, а также появляются новые факторы макроэкономического и технологического характера, которые создают определенные условия для функционирования и развития СО НКО в качестве поставщиков социальных услуг.В частности, остаются актуальными следующие вопросы:- экономически необоснованные тарифы на оказание услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания;- неравный доступ к оказанию услуг бюджетных организаций и СО НКО;- необходимы целевые программы поддержки и упрощенные административные процедуры для СО НКО и оптимизация процесса получения грантов и субсидий;- отмечаются сложности в получении помещений СО НКО для ведения работы в области оказания услуг в социальной сфере;- существует необходимость в решении вопроса о продлении пониженных тарифов страховых взносов для СО НКО после 2027 года;- демографические тенденции указывают на необходимость усиления поддержки многодетных семей в России. Растет число многодетных семей, нуждающихся в социальной, экономической и психологической поддержке;- существуют проблемы с доступом к финансированию и ресурсам для НКО, работающих с многодетными семьями. Недостаточное финансирование ограничивает возможности организаций по оказанию помощи нуждающимся;- возникают трудности у СО НКО при электронном документообороте между НКО, финансовыми организациями и государственными органами власти.Участники „круглого стола“ предложили обратить внимание на следующее:- в реестре НКО зарегистрировано крайне мало НКО, имеющих статус исполнителя общественно-полезных услуг (1 748 организаций, то есть менее 1 % от числа всех НКО);- необходимо обеспечить информационную и организационную поддержку централизованного продвижения услуг НКО через единую экосистему. Обеспечить повышение качества, прозрачность и доступность социальных услуг, предоставляемых НКО, через поддержку платформенных решений с функцией оценки, рекомендаций и интеллектуального подбора (в том числе на базе сервиса „Социальный гид“ социального маркетплейса „Клумба“);- важно осуществлять сбор и систематизацию лучших практик, разработать механизмы поддержки цифровой трансформации НКО и внедрения платформенных решений для формирования доказательной базы эффективности социальных программ и тиражирования успешных практик;- определить возможность запуска пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по внедрению цифровых решений в деятельность НКО на базе регионов-участников федеральной программы „Россия – здесь каждый важен“. В случае положительных результатов обеспечить масштабирование наиболее эффективных цифровых практик на федеральном уровне;- ввести критерии цифровизации как обязательные при отборе проектов НКО на государственную поддержку, такие как наличие онлайн-присутствия, электронного документооборота, интеграции с цифровыми платформами и государственными системами, возможность сбора и обработки данных для аналитики;- создать механизмы сертификации НКО по критериям прозрачности, цифровизации и уникальности предоставляемых услуг, чтобы повысить доверие со стороны государства, бизнеса и граждан, формировать рейтинговые списки СО НКО, обеспечить целевое направление ресурсов на действительно востребованные инициативы;- рассмотреть возможность создания пилотного проекта на базе действующих социальных реабилитационных центров, входящих в Ассоциацию „Сподвижники“, по организации системы социально-психологической реабилитации участников специальной военной операции и членов их семей.В целях дальнейшего совершенствования мер поддержки СО НКО участники заседания „круглого стола“ рекомендуют:1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять до конца осенней сессии 2025 года проекты федеральных законов:

— № 858028–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части унификации отчетности некоммерческих организаций и оптимизации порядка ее предоставления);

— № 722043–8 «О внесении изменения в статью 73 Федерального закона „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“ (в части распространения сроков проведения выездных проверок на социально ориентированные некоммерческие организации);

— № 965271–8 «О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона „О некоммерческих организациях“.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

— рассмотреть возможность разработки федерального нормативного правового акта, направленного на комплексное развитие сектора СО НКО;

— завершить работу над разработкой проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня показателей, используемых для формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее – проект распоряжения Правительства Российской Федерации);

— дополнительно проработать совместно с Общественной палатой Российской Федерации перечень мероприятий для включения в проект распоряжения Правительства Российской Федерации;

— разработать единый федеральный портал информации о мерах поддержки НКО и СО НКО, работающих с различными категориями граждан, в том числе с семьями с детьми, включая многодетные;

— упростить процедуру получения грантов и субсидий для СО НКО, работающих с многодетными семьями, и увеличить объем финансирования соответствующих программ;

— поощрять сотрудничество между НКО, государственными органами и бизнесом;

— проработать механизм приоритетного получения мер поддержки для СО НКО – исполнителей общественно-полезных услуг;

— создать специальную рабочую группу для разработки новых механизмов поддержки СО НКО, а также по цифровизации социальной сферы с участием профильных органов исполнительной власти, Общественной палаты Российской Федерации, НКО и цифровых платформ;

— рассмотреть возможность совместно с Общественной палатой Российской Федерации изучить систему сертификации и рейтингования НКО, разработанной в рамках модели Системы «ОКНО» и при необходимости внедрить ее в качестве инструмента повышения качества, прозрачности и доверия к услугам, реализуемым НКО.

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

— ускорить доработку проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания).

5. Министерству юстиции Российской Федерации:

— осуществить мониторинг реализации новых норм федерального законодательства в части введения электронной формы отчетности для НКО;

— поручить территориальным органам исполнительной власти в сфере юстиции оказывать НКО информационную и консультационную помощь при переходе на новую форму отчетности.

6. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— продолжить работу по поддержке СО НКО, в том числе работающих с семьями с детьми, сделав акценты на СО НКО, деятельность которых направлена на оказание услуг семьям с детьми, в особенности многодетным семьям, а также оказывать в приоритетном порядке поддержку СО НКО – исполнителям общественно полезных услуг;

— обратить внимание на необходимость закрепления в региональных нормативных правовых актах соответствующих полномочий о признании СО НКО исполнителем общественно полезных услуг и включении в реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг за уполномоченными органами или его территориальными органами в соответствии со статьей 31.4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— масштабировать и внедрять в регионах успешные инициативы и передовые практики работы СО НКО, предусмотрев возможность обмена опытом между СО НКО из других регионов и лучшими практиками.

 

 

 

Заместитель председателя

Комитета Совета Федерации

по социальной политике Д.С. Лантратова



[1] Федеральный закон от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования налоговой системы)»

[2] Федеральный закон от 26 февраля 2024 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях“

[3] Федеральный закон от 30 сентября 2024 года № 333-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях“

[4] Федеральный закон от 21 апреля 2025 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и статьи 9 и 11 Федерального закона „О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием“

[5] № 858028–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части унификации отчетности некоммерческих организаций и оптимизации порядка ее предоставления)

[6] № 722043–8 «О внесении изменения в статью 73 Федерального закона „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“ (в части распространения сроков проведения выездных проверок на социально ориентированные некоммерческие организации)

[7] Специальные доклады «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере» (2019 года) и «Участие негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг в социальной сфере в 2020 – 2021 годах» (2022 года)