«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы развития минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации

по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

«Круглый стол» на тему:

«Актуальные вопросы развития минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации»

 

Совет Федерации,

г. Москва, ул. улица Б. Дмитровка, дом 26, к. 808а

21 мая 2025 г.

 

Рекомендации

 

Проведя с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, экспертного, научного сообществ обсуждение актуальных вопросов развития минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации», участники «круглого стола» отмечают следующее.

На территории России и ее континентального шельфа выявлены месторождения практически всех видов полезных ископаемых. Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, угля, железных руд, никеля, кобальта, меди, свинца, цинка, олова, вольфрама, титана, редкоземельных металлов, алмазов, благородных металлов, важнейших видов неметаллического сырья. Однако, в настоящее время объёмы добычи полезных ископаемых по отдельным видам минерального сырья не сопровождаются адекватной компенсацией запасов минеральных ресурсов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 года № 1838-р утверждена Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года. Она определяет приоритет геологоразведочных работ для поиска месторождений дефицитных видов стратегического минерального сырья, ускоренного лицензирования таких месторождений и стимулирования их разработки.

Стратегия синхронизирована с ключевыми отраслевыми стратегиями, в том числе со Стратегией развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2030 года, Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и направлена на устойчивое долгосрочное обеспечение национальной экономики минеральным сырьем, а также на его необходимый экспорт.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2025 года № 500-р утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года. Продолжается работа в соответствии с федеральным проектом «Геология: возрождение легенды».

В то же время ряд внешних и внутренних факторов сказывается
на динамичном развитии минерально-сырьевого комплекса России.

Импорт некоторых видов стратегического сырья обоснованно обусловлен не только их дефицитом в стране, но и необходимостью сохранения собственной базы в качестве стратегического резерва с учётом возрастающего тренда их потребности и геополитической роли уровня минерально-сырьевой обеспеченности.

 

С учётом изложенного участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации проработать вопросы:

организации создания и внедрения передовых технологий и программного обеспечения в сфере геологического изучения недр, добычи и обогащения полезных ископаемых, замещения импортного оборудования и услуг отечественными;

создания обеспечивающей транспортной (в том числе вертолетного транспорта, малой авиации и беспилотных аппаратов), инженерной
и энергетической инфраструктуры для освоения действующих
и подготавливаемых к отработке перспективных месторождений полезных ископаемых;

включения новых и действующих инвестиционных проектов по разработке месторождений дефицитных видов стратегического минерального сырья
в Арктике в перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых
в Арктической зоне Российской Федерации;

разработки и внедрения интеллектуальных систем для анализа геологоразведочных данных всех этапов геологического изучения
и воспроизводства минерально-сырьевой базы с целью ускоренной комплексной многовариантной обработки больших массивов фактических данных и обеспечения эффективности их использования;

расширения направлений и объемов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в сфере геологического изучения недр, добычи и переработки полезных ископаемых;

разработки дополнительно к действующему налоговому механизму налогового режима, учитывающего экономическую доступность и рентную способность месторождений минерального и энергетического сырья, с учётом их социальной значимости;

закрепления в законодательстве понятия нетрадиционные (трудноизвлекаемые) запасы минерального сырья с целью правового регулирования условий пользования участками недр их содержащих (углеводородное сырье, труднообогатимые комплексные руды и техногенные скопления).

 

2. Минприроды России проработать вопросы упрощения требований к подсчету запасов россыпного золота техногенных россыпей.

 

 

3. Минфину России:

проработать вопросы:

распространения повышающих коэффициентов на геологическое изучение недр, действующих в целях исчисления налога на прибыль организаций к затратам на поисковые и оценочные работы, также к затратам и на разведочные работы в целях стимулирования проведения геологоразведочных работ;

предоставления налогоплательщику права на включение в состав текущих расходов затрат, связанных с применением методов увеличения нефтеотдачи, в размере фактических затрат с повышающим коэффициентом, учитывающим степень риска, в размере 1,5 в целях стимулирования недропользователей использовать передовые технологии повышения нефтеотдачи пластов;

распространения территориального признака 1 группы налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) на Белоярский и Березовский муниципальные районы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в целях формирования условий для вовлечения в разработку ранее неразрабатываемых трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья;

распространения периметра V группы налога на дополнительный доход
от добычи углеводородного сырья (НДД) на всю Арктическую зону в целях стимулирования разработки месторождений в Республике Саха (Якутия)
и Ненецком автономном округе.

 

4. Минэнерго России:

4.1. Утвердить перечень передовых методов увеличения нефтеотдачи пластов и порядок их администрирования.

4.2. Проработать совместно с нефтегазодобывающими компаниями вопрос подготовки стратегии развития нефтегазовой отрасли Западной Сибири до 2035 года и концепции развития до 2050 года на базе данных с использованием текущих суммарных ресурсов углеводородного сырья Западной Сибири;

4.3. Предусмотреть в проекте разрабатываемого в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») положения о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов:

возможность и порядок дифференцированного сокращения таких зон
на основании заключения проектного института (организации);

право публичного образования обращаться с заявлением о сокращении таких зон в интересах собственников объектов, расположенных в зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов.

 

5. Роснедрам:

последовательно проводить работы по актуализации региональных карт масштабов 1:1000000 и 1:200000 с целью создания новых металлогенических основ, обеспечения системного планирования геологоразведочных работ
и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

использовать механизм частно-государственного партнерства
при выполнении работ по геолого-минерагеническому картированию масштаба 1:50000 и прогнозно-минерагенических работ.

 

6. Минприроды России, Роснедра совместно с Минфином России
и Минэкономразвития России
выработать решение о целевом финансировании работ по государственному геологическому изучению недр
в соответствии с государственной программой «Воспроизводство
и использование природных ресурсов» и федерального проекта «Геология: возрождение легенды» или о формировании с 2026 года (иного обоснованного периода) целевого Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы в целях обеспечения интенсификации геологического изучения недр.

 

7. Роснедра совместно с Минобрнауки России, АО «Росгеология», ведущими отраслевыми высшими и средними специальными образовательными организациями, заинтересованными предприятиями отрасли проработать вопросы:

о формирования государственного заказа на подготовку кадров
с увеличением числа бюджетных мест по основным технологическим направлениям развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, в соответствии с постановлением Совета Федерации
от 14 марта 2025 года № 49-СФ «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов»;

о выработке комплекса мер по повышению социального и общественного престижа специалистов геологического профиля;

о готовности организаций минерально-сырьевого комплекса участвовать
в развитии системы целевого обучения студентов геологической отрасли;

об обеспечении обязательного прохождения студентами производственных и преддипломных практик на площадях геологоразведочных или добычных работ на месторождениях полезных ископаемых;

об эффективности научно-исследовательских центров по геологии
и недропользованию на базе соответствующих вузов, научно-исследовательских институтов и промышленных организаций в целях представления результатов оценки Совету Федерации в период осенней сессии 2025 года.

 

8. Минпромторгу России, Минприроды России, Роснедрам, специализированным образовательным и общественным организациям обеспечить проведение анализа современной и перспективной потребности отечественной и мировой промышленности в минеральном сырье, в первую очередь стратегических видах полезных ископаемых, сырьевых технологических возможностей их обеспечения с позиции возможности и необходимости производства высокотехнологической продукции.

 

9. Минфину, Минпромторгу, Минприроды, специализированным общественным и научным организациям в целях реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года, обеспечить проведение оценки инвестиционной привлекательности месторождений полезных ископаемых.