«Круглые столы»

«Инвестиционный налоговый вычет как инструмент стимулирования инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации»

ПРОТОКОЛ
заседания «круглого стола» на тему

 «Инвестиционный налоговый вычет как инструмент стимулирования инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации»

 

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:

Шендерюк-Жидков А.В. – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

 

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

От Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Шендерюк-Жидков А.В., Рябухин С.Н., Дягилева Е.В., Иконников В.Н.,
Илезов М.Б., Киселев В.Н., Перминов Д.С., Уваркина Е.Ю.

От Министерства финансов Российской Федерации: Волков Д.В.

От Министерства экономического развития Российской Федерации: Тепляков А.Н.

От Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: Ядренцев А.Г.

От Министерства транспорта Российской Федерации: Сурикова О.В.

От Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики: Жимаринский А.В.

От Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: Козлов Ф.А. (ВКС)

От Федеральной налоговой службы: Коньков А.Ю.

От субъектов Российской Федерации: Куцевляк И.П., Зубань В.П. (ВКС), Баркова С.А. (ВКС), Гутман В.А. (ВКС), Герасимова А.Г. (ВКС), Гусев М.С. (ВКС), Масаева В.Н. (ВКС), Быкадорона Г.В. (ВКС), Гуркина А.В. (ВКС), Запорожцева Л.А. (ВКС), Ефимов А.А. (ВКС), Кушнир Е.В. (ВКС),
Смирнова А.А. (ВКС), Додонов И.Ю. (ВКС), Порембский В.Я. (ВКС), Гапуненков В.В. (ВКС), Камышан В.В. (ВКС), Хубиева М.И. (ВКС),
Малышева С.А. (ВКС), Галеева Е.В. (ВКС), Ефремов А.Л. (ВКС), Супрун В.В. (ВКС), Мурченко Д.С. (ВКС), Васильев Т.В. (ВКС), Пыркин В.А. (ВКС), Носачев Д.Л. (ВКС), Решетников Л.Н. (ВКС), Кушнер Д.В. (ВКС),
Савкин Ю.В. (ВКС), Гришаев Е.Н. (ВКС), Абрамович Д.В. (ВКС),
Баринова Т.А. (ВКС), Михеев А.С. (ВКС), Шеуджен З.А. (ВКС), Хапаева М.Ч. (ВКС), Фахретдинов А.С. (ВКС), Оболова Н.Ц. (ВКС), Боров Х.С. (ВКС), Эсмурзиев М.О. (ВКС), Максимова Л.В. (ВКС), Кивико И.В. (ВКС),
Шеряко Д.И. (ВКС), Хитущенко Р.В. (ВКС), Ковина Н.В. (ВКС), Макаров И.В. (ВКС), Таркаева Н.А. (ВКС), Горин И.А. (ВКС), Попов П.И. (ВКС),
Мисиков С.Ю. (ВКС), Дворяк Н.В. (ВКС), Лазарева М.В., Енилина С.А. (ВКС), Лазукина В.Г. (ВКС), Садыков Р.Р. (ВКС), Васильев Я.А. (ВКС),
Кулажников С.М. (ВКС), Айдамиров И.О. (ВКС), Поздняков Ю.Н. (ВКС), Егорова Н.Е. (ВКС), Картухин А.В. (ВКС), Колмыков М.Е. (ВКС),
Клочкова М.Н. (ВКС), Тагаев С.Х. (ВКС), Рафикова Л.А. (ВКС), Камалов Ж.С. (ВКС), Зуев А.А. (ВКС), Черемных П.Д. (ВКС), Клевцова О.В. (ВКС),
Шелепов А.Ю. (ВКС) и др.

От общественных организаций, деловых кругов и бизнес-сообществ: Авдиенкова М.А., Вершинина Д.В., Никитин К.М., Ряховский Д.И.,
Смирнов А.М., Храмов В.Ф. и др.

 

ВЫСТУПИЛИ:

Шендерюк-Жидков А.В., Волков Д.В., Куцевляк И.П., Тепляков А.Н., Коньков А.Ю., Смирнов А.М., Никитин К.М., Вершинина Д.В., Ядренцев А.Г., Жимаринский А.В., Сурикова О.В., Лазарева М.В., Садыков Р.Р. (ВКС), Ряховский Д.И.

 

РЕШИЛИ:

1. Отметить существенную роль действующих механизмов регионального и федерального инвестиционных налоговых вычетов по налогу на прибыль организаций (далее – соответственно, налог на прибыль, региональный и федеральный инвестиционные налоговые вычеты) в стимулировании инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации, а также наличие отраслевых ограничений, снижающих эффективность их применения в отдельных регионах.

2. Принять к сведению информацию Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральной налоговой службы, представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей предпринимательского и научного сообществ о действующих подходах к применению регионального и федерального инвестиционных налоговых вычетов, выявленных особенностях их правоприменения, а также возможных направлениях законодательного и нормативного совершенствования.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации с учетом состоявшегося обсуждения на «круглом столе» и поступивших в комитет предложений по совершенствованию применения регионального и федерального инвестиционных налоговых вычетов:

— рассмотреть вопрос о возобновлении предоставления дотаций из федерального бюджета на частичную компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов, возникающих в результате применения регионального инвестиционного налогового вычета, независимо от уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;

— рассмотреть возможность расширения перечня отраслей и направлений инвестиционной деятельности, в отношении которых может применяться федеральный инвестиционный налоговый вычет, включая транспортную отрасль, производство пищевых продуктов, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также инвестиции в объекты социальной, образовательной и культурной инфраструктуры и иные приоритетные направления;

— рассмотреть вопрос об увеличении объема финансирования федерального инвестиционного налогового вычета, включая возможность повышения предельного размера налогового вычета, а также об установлении параметров федерального инвестиционного налогового вычета в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Кодекс) с целью повышения устойчивости правового регулирования и предсказуемости условий его применения;

— рассмотреть целесообразность снижения минимального уровня федеральной части налога на прибыль вплоть до нуля при применении регионального и федерального инвестиционных налоговых вычетов;

— проработать вопрос об установлении механизма передачи права на применение федерального инвестиционного налогового вычета между взаимозависимыми лицами;

 

 

— рассмотреть возможность одновременного применения федерального и регионального инвестиционных налоговых вычетов в отношении различных этапов инвестиционного проекта либо различных объектов в его составе при условии соблюдения соответствующих ограничений, а также возможность установления единых подходов к учету амортизации при применении этих механизмов;

— обеспечить с учетом правоприменительной практики подготовку официальных разъяснений по вопросам предоставления федерального инвестиционного вычета, включая порядок его применения одновременно с иными мерами налогового стимулирования, в том числе с амортизационной премией и повышающими коэффициентами к нормам амортизации, а также особенности учета соответствующих расходов при исчислении налога на прибыль;

— рассмотреть вопрос об оптимизации механизма предоставления регионального инвестиционного налогового вычета в отношении инвестиционных проектов, включенных в реестр с государственной или муниципальной поддержкой, в целях повышения его востребованности, в том числе за счет пересмотра условий применения данного вычета и других ограничений, снижающих его эффективность по сравнению с другими формами регионального инвестиционного налогового вычета;

— проработать вопрос о применении регионального инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на неотделимые улучшения арендованного имущества при условии, что такие расходы не возмещаются арендодателем и признаются у арендатора амортизируемым имуществом;

— рассмотреть целесообразность применения федерального и регионального инвестиционных налоговых вычетов в отношении расходов на строительство служебного жилья для работников промышленных предприятий, а также на ремонт, реставрацию и приспособление объектов культурного наследия для современного использования;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в форму налоговой декларации по налогу на прибыль в части, касающейся регионального инвестиционного налогового вычета, включая возможность указания конкретных положений регионального законодательства, а также видов расходов, предусмотренных статьей 2861 Кодекса;

— рассмотреть возможность распространения регионального инвестиционного налогового вычета на расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества государственным и муниципальным учреждениям в сферах здравоохранения, спорта и социального обслуживания, с установлением предельного размера вычета по аналогии с пожертвованиями учреждениям культуры и образования;

— рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам Российской Федерации права устанавливать инвестиционный налоговый вычет по одному или нескольким видам расходов, предусмотренным пунктом 2 статьи 2861 Кодекса, с правом детализации направлений и условий его применения, включая возможность установления целей использования имущества, безвозмездно передаваемого образовательным организациям;

— проработать вопрос о переходе в перспективе к универсальной форме инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль, учитывающей расходы в налоговой базе без необходимости установления предельных значений ставки налога на прибыль.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность расширения условий применения регионального инвестиционного налогового вычета с учетом отраслевой специфики и социально-экономических приоритетов региона и текущего уровня инвестиционной активности, включая корректировку размера вычета для обеспечения баланса между стимулированием инвестиций и устойчивостью региональных бюджетов.

5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить настоящий протокол в Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.