Комитет
СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комитетом
СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провели круглый
стол на тему «Актуальные вопросы обеспечения качества и безопасности
продовольственных товаров». Модератором дискуссии выступил член Комитета СФ по Регламенту
и организации парламентской деятельности Александр Лутовинов
Лутовинов
Александр Ильичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ненецкого автономного округа
.
Открыл
заседание председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской
деятельности Вячеслав Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
.
В обсуждении приняли участие сенаторы РФ, директор Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ Владимир Скворцов (ВКС), заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Константин Савенков, представители субъектов РФ, Роспотребнадзора, Роскачества, предприятий пищевой промышленности.
Рекомендации
Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности провел «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров».
В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти (Минпромторга России, Минсельхоза России, Россельхознадзора, Роскомнадзора, ФАС России, Роспотребнадзора), а также экспертного сообщества, отраслевых союзов и ассоциаций, общественных объединений.
Участники «круглого стола» отметили, что наличие у потребителей гарантированного доступа к широкому ассортименту качественной и безопасной пищевой продукции, необходимой для формирования рациона здорового питания граждан, является одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации независимо от изменения внешних и внутренних условий. Ключевыми факторами, способствующими такому обеспечению, выступают внедрение и развитие государственных информационных ресурсов.
Так, применение технологий искусственного интеллекта при анализе данных в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») повысило среднемесячное количество принимаемых Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором) мер административного и профилактического характера в 165 раз.
Установление режима обязательной проверки в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ), кода маркировки при проведении кассовых расчетов за такие товары позволило снизить продажи молочной продукции с истекшим сроком годности в 41 раз, упакованной воды, не введенной в легальный оборот, – на 89%, пива с повторными кодами маркировки – на 52%. На основании решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) заблокирована продажа 5,5 млн биологически активных добавок к пище (БАД), содержащих запрещенные компоненты.
Между тем, проблема фальсификата на продовольственном рынке не теряет актуальности, прежде всего в тех сегментах, которые еще не охвачены государственными мониторинговыми системами. Некачественные и небезопасные продукты по‑прежнему находят потребителей в небольших магазинах и крупнейших сетях, на маркетплейсах и классифайдах, в различных государственных и муниципальных учреждениях, в том числе медицинских, образовательных, социального обслуживания.
Наличие нелегального оборота создает постоянную угрозу здоровью и благополучию населения, ущемляет права и интересы добросовестных конкурентов, подрывает фискальную систему и продовольственную безопасность. Сохраняющиеся риски предопределяют необходимость дальнейшего масштабирования механизмов цифровизации и автоматизации контроля за перемещением сырья и продовольствия, а вместе с тем – ужесточения наказания, в первую очередь административных штрафов, с целью лишения нарушителей каких‑либо экономических преимуществ от продолжения производства и сбыта фальсификата.
Отдельное внимание было уделено стремительному росту рынка доставки пищевых продуктов и готовой еды, который по итогам 2024 года превысил отметку в 600 млрд. рублей, и возникающими в связи с этим вызовами и рисками. В этом контексте представителями бизнеса была особо отмечена роль государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, которая в случае ее распространения на все виды переработанной пищевой продукции будет способствовать повышению качества и безопасности товаров для потребителей.
Отмечена проблема отсутствия обязательной проверки, экспертизы или регистрации стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), по которым осуществляется выпуск продовольственных товаров, как со стороны государства, так и со стороны независимых экспертных организаций, а также проблема непубличности (закрытости) содержания многих СТО и ТУ. Это приводит к многочисленным несоответствиям выпускаемой продукции как обязательным требованиям, так и показателям, заявленным ее производителями.
Отраслевыми союзами были затронуты вопросы технического регулирования, в том числе касательно порядка подтверждения соответствия маркировки пищевой продукции обязательным требованиям, методики расчета пищевой и энергетической ценности, технологических примесей и допустимых показателей незаявленных компонентов.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации:
1) содействовать последовательному охвату всех видов переработанной пищевой продукции Государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ);
2) поддержать необходимость предоставления Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзору) полномочий по принятию решений о внесудебной приостановке оборота небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции и реализации такого решения через ГИС МТ;
3) поддержать механизмы выявления небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции, применяемые в рамках эксперимента, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 № 1636 «О проведении эксперимента по использованию возможностей государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в целях противодействия поступлению небезопасной и (или) некачественной пищевой продукции в учреждения социальной сферы», и распространить данные механизмы в качестве обязательных требований на все виды пищевой продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации;
4) поддержать необходимость закрепления в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» норм, предусматривающих обязательность соответствия закупаемых пищевых продуктов требованиям национальных стандартов и приоритетность такого соответствия перед ценой, а также недопустимость закупки пищевых продуктов по цене значительно ниже себестоимости, методика определения которой будет устанавливаться уполномоченным органом исполнительной власти;
5) поддержать необходимость введения для производителей фальсифицированных пищевых продуктов такого вида административного наказания, как оборотный штраф, конкретный размер которого будет зависеть от совокупной выручки нарушителя.
2. Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
определить и принять меры, препятствующие реализации потребителям пищевых добавок и комплексных пищевых добавок под видом биологически активных добавок к пище (БАД).
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по промышленности и торговле в связи с рассмотрением законопроекта № 517404–8 О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», с учетом официального отзыва Правительства Российской Федерации, ускорить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:
обязательность регистрации стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ) в Федеральном информационном фонде стандартов в случае публичного заявления производителя о соответствии произведенной продукции требованиям СТО и ТУ;
определение порядка проведения экспертизы СТО и ТУ, предусматривающего, в частности, что требования СТО и ТУ должны соответствовать действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам и не противоречить национальным стандартам;
автоматическую передачу данных о зарегистрированных СТО и ТУ в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») и ГИС МТ.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации при проектировании и реализации мер поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в производстве и продаже пищевых продуктов, проверять исполнение хозяйствующими субъектами обязанностей по регистрации в соответствующих государственных информационных системах, таких как ГИС МТ и ФГИС «Меркурий».
5. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
1) дополнить Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (утв. Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635) параметрами, основанными на сведениях из государственных информационных систем и свидетельствующими о нарушении правил оборота пищевых продуктов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе таким параметром, как отсутствие в ГИС МТ данных о регистрации в качестве участника оборота при наличии в ЕГРЮЛ/ЕГРИП информации об осуществлении хозяйствующим субъектом производства и (или) продажи указанных продуктов (соответствующего вида деятельности);
2) совместно с Союзом предприятий, осуществляющих деятельность в сфере рыбного хозяйства «Рыбный Союз», рассмотреть целесообразность подготовки и размещения на официальном сайте Роспотребнадзора информационного (рекомендательного) письма о форме и виде документа, подтверждающего соответствие продукции рыбоперерабатывающей промышленности требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), а также разъяснений о методике расчета пищевой и энергетической ценности рыбной продукции и допустимых при этом погрешностях, учитывая отсутствие соответствующих норм в техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2026);
3) совместно с Ассоциацией «Объединение Мясопереработчиков» (АСОМП) рассмотреть целесообразность внесения изменений в наднациональное законодательство и закрепления понятия «технологическая примесь» в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), а также пороговых значений показателей незаявленных в маркировке компонентов.
6. Оператору сервиса доставки пищевых продуктов и готовой еды «Самокат» (ООО «Умный Ритейл») совместно с общественной организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» разработать отраслевые стандарты, основанные на лучших коммерческих практиках и Методических рекомендациях при оказании услуг по доставке населению пищевых продуктов (МР 2.3.0352–24; утв. Роспотребнадзором 26.08.2024), предусматривающие, в том числе, механизм проверки поставщиков (и, при необходимости, их контрагентов), мониторинг их и собственных инцидентов и рисков, анализ больших данных по допускаемым в сфере производства пищевой продукции нарушениям, а также содействовать популяризации указанных стандартов и внедрению их в практику деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.