РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы функционирования архивных учреждений и сохранения российского историко-документального наследия в субъектах Российской Федерации»
Участники «круглого стола», рассмотрев вопросы функционирования архивных учреждений и сохранения российского историко-документального наследия в субъектах Российской Федерации, отмечают следующее.
Архивное дело – одна из важнейших областей государственной деятельности. Отечественные архивы играют значимую роль в государственном управлении, системе обеспечения национальной безопасности, формировании информационного общества и предоставлении социальных услуг населению.
Работа по сохранению огромного массива документов с древнейших времен до наших дней необходима для поддержания коллективной исторической памяти, идентичности и традиций российского общества для будущих поколений.
По состоянию на 1 января 2024 г. Архивный фонд Российской Федерации насчитывает более 570 млн единиц хранения за период с XI в. до настоящего времени. Совокупность документов, составляющих его информационный потенциал, отражает материальную и духовную жизнь народов Российской Федерации, содержит информацию практически обо всех странах и народах мира. Ежегодно объем Архивного фонда Российской Федерации возрастает в среднем на 2,2 млн единиц хранения.
Большое значение придается использованию архивных документов в целях реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809, а также Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 года № 314.
На сегодняшний день архивная отрасль включает 15 федеральных, 144 региональных и 2324 муниципальных архивов. Штатная численность работников архивной отрасли составляет 20 250 человек.
Документы Архивного фонда Российской Федерации хранятся также в государственных и муниципальных музеях и библиотеках.
Подготовку кадров архивистов, повышение их квалификации осуществляют головной отраслевой ВУЗ – Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета, Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела, а также ряд высших учебных заведений, расположенных в субъектах Российской Федерации.
Руководство деятельностью Федерального архивного агентства осуществляет Президент Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации архивы находятся под управлением различных органов государственной власти, что затрудняет координацию их работы и снижает эффективность управления архивным делом.
Решение актуальных проблем сохранения историко-документального наследия в субъектах Российской Федерации невозможно без консолидации усилий Федерации и регионов по совершенствованию законодательства, модернизации объектов архивной инфраструктуры, цифровизации деятельности архивов, повышения социальной защищенности и кадрового обеспечения отрасли.
Из наиболее значимых проблем деятельности архивов в субъектах Российской Федерации следует отметить следующие:
— слабая материально-техническая база архивов всех уровней, недостаточное финансирование архивной отрасли;
— отсутствие единой системы управления архивным делом, так как архивы находятся под управлением различных органов государственной власти (только в 41 регионе из 89 субъектов Российской Федерации архивные органы являются самостоятельными);
— недостаточность кадрового обеспечения (наблюдается стабильная тенденция сокращения числа работников с профессиональным профильным архивным образованием);
— низкий уровень социального обеспечения (в половине субъектов Российской Федерации заработная плата работников государственных архивов не доведена до средней заработной платы по конкретному региону, где они расположены);
— сохранение архивов возвращенных территорий, интеграция архивных органов и учреждений Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в российское правовое пространство, а также необходимость принять на архивное хранение большого количества неупорядоченных архивных документов.
Рассмотрев актуальные вопросы функционирования архивных учреждений и сохранения российского историко-документального наследия в субъектах Российской Федерации, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Правительству Российской Федерации:
обеспечить принятие Стратегии развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2036 г. и плана по ее реализации;
рассмотреть возможность разработки отдельной федеральной программы сохранения историко-документального наследия России;
предусмотреть в 2025 г. финансирование работ по упорядочению архивных документов, обеспечивающих возможность их использования для реализации законных прав граждан воссоединенных регионов на получение пенсий и социальных выплат, за счет средств федерального бюджета, зарезервированных на реализацию мероприятий Программы социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2023 № 1019-р;
при формировании проекта федерального бюджета на 2026 г. и плановый период 2027 и 2028 годов предусмотреть софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства зданий Центрального государственного архива Республики Северная Осетия – Алания и Государственного архива Владимирской области, имеющих положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию.
2. Федеральному архивному агентству (Росархиву):
совместно с Минэкономразвития России проработать вопрос о целесообразности исключения государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле из‑под действия Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и осуществлении его в рамках Федерального закона от 22.10.2024 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
подготовить и направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательство, касающиеся:
— исключения документов Архивного фонда Российской Федерации из числа документов, остающихся при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего, а также возврата документов Архивного фонда Российской Федерации, являющихся вещественными доказательствами, в государственный (муниципальный) архив после вступления приговора в законную силу либо после истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела,
— исполнения полномочия в сфере архивного дела самостоятельным исполнительным органом субъекта Российской Федерации без наделения его иными функциями;
совместно с Минстроем России разработать типовые рекомендации по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий архивов для использования при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий архивов в субъектах Российской Федерации;
разработать рекомендации по использованию искусственного интеллекта в сфере архивного дела;
расширить практику реализации с участием региональных государственных архивов общеотраслевых информационных проектов, в том числе направленных на защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей и исторического просвещения;
углубить взаимодействие с Российским государственным гуманитарным университетом в работе по организации учебной практики студентов, обучающихся по направлению «документоведение и архивоведение», и трудоустройству выпускников;
продолжить работу по обучению и переподготовке архивных работников, обратив особое внимание на архивных работников возвращенных субъектов Российской Федерации;
обеспечить координацию работы по сбору документов, связанных со специальной военной операцией, провести совместно с Государственным фондом поддержки участников СВО «Защитники Отечества» совещание-семинар по вопросам отбора на постоянное хранение личных документов участников специальной военной операции и членов их семей.
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации с участием Росархива:
реализовать решение о восстановлении направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования «историк-архивист»;
создать рабочую группу для разработки государственного образовательного стандарта по подготовке архивных работников;
организовать работу по приведению вузовских образовательных программ по направлению «документоведение и архивоведение» к современным требованиям;
проработать вопрос о расширении государственного задания на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации государственных служащих в области документоведения и архивоведения.
4. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации):
обеспечить придание уполномоченным органам исполнительной власти в сфере архивного дела самостоятельного статуса;
обеспечить в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» доведение заработной платы работников государственных архивов до среднего уровня заработной платы в регионе, где они расположены;
принять меры по укреплению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности архивных объектов региональной собственности, обеспечению нормативных режимов хранения архивных документов, а также решению проблемы дефицита площадей архивохранилищ;
ускорить цифровую трансформацию государственных и муниципальных архивов, в том числе интеграцию электронных архивных ресурсов и сервисов в общеотраслевые цифровые платформы.
5. Уполномоченным органам исполнительной власти Российской Федерации в сфере архивного дела принять активное участие:
в подготовке и реализации юбилейных мероприятий, связанных с празднованием 80-летия Великой Победы;
в подготовке учебно-методических комплексов, в том числе хрестоматий, по региональной истории.
6. Правлению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального фонда России):
совместно с Росархивом актуализировать временный порядок электронного информационного взаимодействия территориальных органов Социального фонда России с государственными и муниципальными архивами по получению сведений о гражданине, необходимых для его пенсионного обеспечения;
обеспечить стабильность работы ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», а также оперативное внедрение форм запросов, требуемых для обоснования принятия решений в рамках жизненных ситуаций «Поддержка коренных малочисленных народов» и «Ветеран труда».