«Круглые столы»

«Правовое регулирование функционирования беспилотных транспортных средств: вызовы и перспективы»

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2025 года Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству был проведен круглый стол на тему «Правовое регулирование функционирования беспилотных транспортных средств: вызовы и перспективы» (далее – круглый стол).

В дискуссии приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации, представители предпринимательского, научного
и экспертного сообщества.

Одним из наиболее важных этапов технологического развития России является внедрение и растущее использование беспилотного транспорта. Такой транспорт развивается в следующих сферах: беспилотный автомобильный транспорт, беспилотные авиационные системы, беспилотный железнодорожный транспорт, беспилотный речной и морской транспорт.

Новый вид транспортных средств требует тщательно проработанной правовой базы для обеспечения безопасности участников дорожного движения, эффективной
и безопасной эксплуатации.

На сегодняшний день одной из ключевых проблем, решение которой необходимо для развития беспилотного транспорта, является создание гибкой, отвечающей интересам обеспечения безопасности, но при этом не создающей барьеров для создателей и разработчиков системы нормативного правового регулирования функционирования беспилотных транспортных средств.

В рамках проведения круглого стола, участниками была отмечена важность
и значимость аэрофотосъёмок, проводимых беспилотными воздушными судами (далее – БВС) для изысканий и получения данных в различных областях, включая сельское хозяйство, электроэнергетику, нефтегазовую промышленность, градостроительство
и ЖКХ, транспортную инфраструктуру, горнодобывающую промышленность, охрану природы и экологию, водные пути, лесное хозяйство и т. д. Однако работа
с результатами таких съемок на текущий момент затруднена длительными этапами согласований с контролирующими органами власти (до трех месяцев). В связи с этим участниками было предложено разработать нормативно-правовой акт, определяющий случаи и территорию, в том числе для субъектов Арктической зоны Российской Федерации, не требующий получения разрешения на проведение аэрофотосъемочных работ.

В ходе обсуждения участники подробно осветили стадии и результаты реализации экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций (далее – ЭПР) в области беспилотного транспорта, в частности было отмечено, что наземными беспилотниками в ходе ЭПР пройдено уже более 20 млн километров пути. В то же время на текущий момент отсутствует комплексное законодательное регулирование, которое позволит использовать высокоавтоматизированные транспортные средства (далее – ВАТС).

Участники мероприятия подчеркнули важность целостности системы стратегического планирования использования беспилотных авиационных систем (далее – БАС) в регионах. В частности, у субъектов Российской Федерации и производителей БАС существуют следующие барьеры на пути развития беспилотной авиации:

— отсутствует полный перечень типовых моделей применения БАС
(до 50 сценариев) с методиками экономического анализа эффективности сценариев;

— отсутствует методика стратегического планирования применения БАС
в субъектах Российской Федерации с учетом полного перечня сценариев
и оценкой их экономической эффективности, а также методика планирования
в отношении наземной инфраструктуры, инфраструктуры связи и навигации4

— отсутствует методика формирования на основе данных о потребностях БАС
в субъектах Российской Федерации, с учетом всех возможных сценариев применения, государственного заказа на БАС определенных типоразмеров и заказа на государственную поддержку производства БАС, комплектующих и инфраструктуре связи.

Участники круглого стола обсудили важность обеспечения мер безопасности при эксплуатации беспилотных транспортных средств, в частности для предотвращения кибератак, и в связи с этим необходимостью проводить пилотные проекты, направленные на повышение устойчивости беспилотного транспорта от воздействия киберпреступников.

Кроме того, участники мероприятия обсудили уникальный логистический
проект – трансграничные перевозки беспилотными авиационными системами (дронами) «Международный транспортный БАС-Хаб в Амурской области» для целей осуществления экспресс-доставки малогабаритных грузов между Россией и Китаем. Проект ориентирован на грузы весом до 50 кг. Использование дронов позволит минимизировать затраты на логистику, ускорить процесс доставки и создать новую, гибкую транспортную систему.

С учетом состоявшегося обсуждения участники круглого стола указали
на необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования функционирования беспилотных транспортных средств и полагают целесообразным рекомендовать:

1. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, экспертным сообществом продолжить работу над законодательным проектом о регулировании высокоавтоматизированных транспортных средств (далее – ВАТС) на основании результатов экспериментальных правовых режимов по эксплуатации ВАТС с учетом:

разработки единых критериев классификации ВАСТ по уровням автоматизации;

выработки требований для сертификации ВАТС;

выработки единого подхода об ответственности различных сторон при эксплуатации ВАТС;

установления срока хранения данных и правил их передачи третьим лицам
в рамках эксплуатации ВАТС;

установления требований к шифрованию данных и обновлениям программного обеспечения в рамках эксплуатации ВАТС;

разработки обязательных протоколов реагирования на кибератаки
в рамках эксплуатации ВАТС;

 разработки требований по действиям диспетчеров для дистанционного управления ВАТС во внештатных ситуациях и их взаимодействие
с экстренными службами.

2. АО «ГЛОНАСС» продолжить реализацию пилотного проекта по автокибербезопасности, в части обеспечения кибербезопасности беспилотных транспортных средств, в том числе беспилотных грузовиков.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть целесообразность продления срока реализации ЭПР, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2022 года
№ 1849 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы «Беспилотные логистические коридоры» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2495 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг
с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации».

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Росавиации при участии заинтересованных федеральных органов власти, с привлечением субъектов Российской Федерации и отраслевых организаций в области стратегического планирования рынка БАС рассмотреть целесообразность реализации следующих мер:

— по разработке методических рекомендации по полному перечню типовых моделей применения БАС (до 50 сценариев) с учетом потребностей региональных органов власти;

— по разработке методики стратегического планирования применения БАС
в регионах с учетом полного перечня типовых моделей применения, связки сценариев применения с потребностью в БАС, наземной инфраструктуре, инфраструктуре связи и навигации;

— по разработке предложений по государственному заказу на БАС определенных типоразмеров с учетом формирования потребности регионов в БАС и возможных сценариев их применения, а также по мерам государственной поддержки производства БАС, комплектующих, инфраструктуры связи.

5. Направить настоящие рекомендации круглого стола Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Росавиации, участникам круглого стола.