РЕШЕНИЕ
по итогам круглого стола на тему
«Использование искусственного интеллекта в сфере высшего образования: правовое
регулирование, технологии, этика»
12 декабря 2024 года
Сколтех
Заслушав и обсудив информацию представителей Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минцифры России, ВАК при Минобрнауки России, Сколковского института науки и технологий, других заинтересованных образовательных организаций высшего образования и компаний по актуальным вопросам правового регулирования, этических аспектов и технологических решений, связанных с использованием искусственного интеллекта в образовательном процессе, участники «круглого стола» отмечают следующее.
За последние годы развитие искусственного интеллекта (далее — ИИ) и внедрение его технологий в сферу образования приобретают повсеместный характер. Международные эксперты сходятся во мнении, что внедрение ИИ приведёт к наиболее существенным трансформациям в индустриях, связанных с интеллектуальной деятельностью, к числу которых относится образование. В то же время именно в этих сферах человеческой деятельности ожидаются наиболее значительные эффекты от инноваций. У сферы образования, как и у других отраслей экономики, есть своя специфика принятия технологий ИИ. Следует учитывать, что основной целью внедрения ИИ в данном случае является не получение экономического эффекта, а повышение качества образовательной деятельности, которое не всегда может быть измерено с помощью системы объективных показателей. Кроме этого, технологии ИИ способствуют повышению управляемости образовательных процессов, а также снижают рутинную нагрузку на преподавателей. Важным социальным эффектом внедрения ИИ становится повышение уровня доступности образования, а также инклюзивности образовательной среды.
В условиях стремительного развития технологий и интеграции искусственного интеллекта в различные сферы жизни, высшее образование сталкивается с новыми вызовами и возможностями. Искусственный интеллект способен значительно трансформировать подходы к обучению, повысить качество образовательных услуг и сделать их более доступными.
С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений Комитет решил:
1. Принять к сведению информацию об использовании искусственного интеллекта в сфере высшего образования.
2. Рекомендовать:
2.1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность актуализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, отразив в ней в том числе роль математического образования, как фундаментальной основы искусственного интеллекта.
2.2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно в Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации проработать вопрос о возможности рассмотрения конференций в области искусственного интеллекта класса А*, где предоставляются основные результаты научных исследований в области искусственного интеллекта, в качестве рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в области искусственного интеллекта.
2.3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
— направить в адрес образовательных организаций высшего образования разъяснения о возможности регулирования ими самостоятельно вопросов использования искусственного интеллекта в образовательном процессе;
— в целях упрощения образовательными организациями высшего образования принятия локальных нормативных актов, регулирующих вопросы использования искусственного интеллекта в образовательном процессе, проработать вопросы:
о возможности принятия ведущими образовательными организациями высшего образования в этой сфере локальных нормативных актов, открытых для присоединения к их положениям других образовательных организаций,
возложения на Альянс в сфере искусственного интеллекта функций методического центра по разработке соответствующих актов.