Рекомендации
проект
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел «круглый стол» на тему «О результатах реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года и направлениях дальнейшего совершенствования государственной политики регионального развития Российской Федерации» с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации являются базовым документом, на основе которого определяются приоритеты регионального развития Российской Федерации, включая цели и задачи регионального развития страны для достижения национальных целей развития Российской Федерации и поддержания устойчивости системы расселения на всей её территории.
На сегодняшний день реализация Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года[1] (далее также – Основы), Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[2] (далее – Стратегия пространственного развития) и государственных программ Российской Федерации, позволила достичь значительных результатов в части обеспечения экономической, транспортной, информационно-коммуникационной связанности территории страны и развития дорожной, инженерной, коммунальной, туристской и иной инфраструктуры[3].
За восьмилетний период реализации Основ во взаимосвязи с реализацией Стратегии пространственного развития накоплен большой опыт, показывающий степень эффективности применяемых инструментов и механизмов государственной политики регионального развития Российской Федерации, позволяющий выработать научно обоснованные рекомендации по уточнению принципов, целей, приоритетных задач государственной политики регионального развития Российской Федерации, развитию и совершенствованию механизмов государственной политики регионального развития.
Вместе с тем, для достижения таких результатов как сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности, сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов[4] предстоит решить некоторые задачи пространственного развития Российской Федерации посредством реализации широкого комплекса мер в рамках отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, разработанных в целях планирования и программирования в различных отраслях экономики и сферах государственного управления.
В июле 2024 года Президиум Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о подготовке предложения о разработке проекта новой редакции Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации с учетом завершения срока действия Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года и произошедших существенных изменений внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотрев новые подходы и эффективные механизмы решения задач в сфере государственной политики регионального развития, а также уделяя особое внимание согласованности положений проектируемой Стратегии и проекта новой редакции Основ[5].
Совершенствование государственной политики регионального развития Российской Федерации, включая повышение её эффективности, в условиях произошедших существенных изменений внешних и внутренних условий развития Российской Федерации, включая новые вызовы и угрозы её безопасности, является ключевым фактором успешного поступательного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При подготовке новой редакции Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации важна безусловная реализация конституционного принципа единства системы публичной власти в Российской Федерации в части совершенствования системы стратегического управления государственной политикой регионального развития Российской Федерации, предусматривающая в том числе создание новых эффективных организационно-правовых и финансовых механизмов взаимодействия органов публичной власти и координации их деятельности при формировании и реализации государственной политики регионального развития.
Особое значение для успешного осуществления данной деятельности имеет позиции субъектов Российской Федерации по обозначенным вопросам. Проведенный анализ информации и предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию государственной политики регионального развития Российской Федерации, свидетельствует о наличии следующих актуальных задач, требующих повышенного внимания, а именно:
1) развитие системы мер по сокращению уровня межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
2) разработка эффективной системы мер по обеспечению приоритетной государственной поддержки развития сети опорных населенных пунктов;
3) совершенствование территориальной организации экономики, включая снижение чрезмерной концентрации субъектов экономической деятельности в столичных агломерациях,
4) обеспечение взаимной согласованности новой редакции Основ с действующими документами стратегического планирования Российской Федерации, разработанными в рамках целеполагания, в том числе Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
5) необходимость дополнительных мер поддержки развития малых и средних городов и сельских поселений;
6) системное решение задачи по научно-технологическому развитию субъектов Российской Федерации с учетом приоритетов пространственного развития Российской Федерации.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации при подготовке новой редакции Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации учесть предложения участников «круглого стола» и субъектов Российской Федерации, а именно:
1) обеспечение согласованности и сбалансированности новой редакции Основ по приоритетам,
целям, задачам и механизмам реализации с документами стратегического
планирования Российской Федерации, разработанными
в рамках целеполагания, в которых определены стратегические национальные
приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области
обеспечения национальной безопасности[6],
национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года[7],
приоритеты пространственного развития Российской Федерации;
2) включение в число целей государственной политики регионального развития Российской Федерации цели по формированию сбалансированной территориальной организации экономики и социальной сферы Российской Федерации, которые будут способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации и обеспечению национальной безопасности;
3) закрепление в числе приоритетных задач государственной политики регионального развития Российской Федерации следующие задачи:
— сокращение уровня межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
— развитие межрегиональных кооперационных и интеграционных связей и взаимодействия технологически взаимодополняющих предприятий (всех форм собственности, находящихся в разных регионах) с целью производства современной наукоёмкой продукции и повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации;
— совершенствование мер поддержки развития социальной инфраструктуры с учетом приоритетов пространственного развития Российской Федерации;
— обеспечение ускоренной интеграции Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в единое социально-экономическое пространство России, их ускоренного социально-экономического развития, включая восстановление инфраструктуры;
4) закрепление в качестве направлений решения приоритетной задачи по привлечению частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях следующих направлений:
— создание организационно-правовых и финансовых механизмов приоритетного территориального размещения новых объектов инфраструктуры и промышленных предприятий, создаваемых с привлечением федерального финансирования и (или) с применением других мер государственной поддержки, в соответствии с приоритетами регионального (в том числе пространственного) развития Российской Федерации;
— создание условий для образования новых промышленных и других предприятий в регионах и муниципальных образованиях, располагающих избыточными трудовыми ресурсами с учетом приоритетов регионального развития Российской Федерации;
5) закрепление в числе механизмов реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации:
— установление механизмов, обеспечивающих обязательность учета приоритетов регионального (в том числе пространственного) развития Российской Федерации при разработке проектов отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, при корректировке действующих указанных документов, принятии решений об оказании государственной поддержки субъектам Российской Федерации и хозяйствующим субъектам в различных отраслях экономики и социальной сфере;
— разработка и внедрение организационно-правовых механизмов межрегионального взаимодействия предприятий и других хозяйствующих субъектов, институционального обеспечения и привлечения инвестиций, учитывающих особенности межрегионального и макрорегионального развития;
— установление единых подходов и нормативов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы, предусматривая обеспечение равной оплаты труда работников одинаковой специальности и квалификации в разных регионах, с применением коэффициентов, отражающих объективные условия жизнедеятельности на соответствующих территориях, в том числе связанных с их географическими и климатическими особенностями;
— создание механизмов, обеспечивающих межрегиональную координацию экономического развития минерально-сырьевых центров с развитием территорий – центров производства, используемого в минерально-сырьевых центрах оборудования и получения высокоэффективных продуктов, включая услуги наукоемкого характера, в том числе с возможным включением в лицензионные соглашения обязательств недропользователей по обеспечению проектов научно-технологического развития.
1.2. Предусмотреть при разработке плана мероприятий по продвижению структурных изменений в экономике[8] территориальное размещение новых объектов инфраструктуры и промышленных предприятий, создаваемых с федеральным участием, в соответствии с приоритетами пространственного развития Российской Федерации.
1.3. Направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проект новой редакции Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации для его обсуждения в профильных комитетах Совета Федерации.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с Российской академией наук и с привлечением научных организаций:
1) ускорить разработку и утверждение правил разработки, согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий;
2) рассмотреть вопрос о целесообразности определения и нормативного правового закрепления состава и регулярности опубликования показателей оценки межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и других основных показателей, характеризующих состояние и динамику решения приоритетных задач государственной политики регионального развития Российской Федерации, предусматривая установление пороговых и целевых значений этих показателей (на период действия Основ).
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации во взаимодействии с Российской академией наук и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
1) рассмотреть вопрос об организации научно-методологического и экспертного научного обеспечения формирования и реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации;
2) рассмотреть вопрос о подготовке плана научных исследований по актуальным вопросам формирования и реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации с учетом предложений Российской академии наук, предусматривая утверждение государственных заданий на проведение научными организациями, подведомственными Минобрнауки России, фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по указанной тематике.
4. Российской академии наук во взаимодействии с другими научными организациями:
рассмотреть вопрос об организации научно-методологического и экспертного научного обеспечения формирования и реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации, предусматривая активизацию научных исследований по актуальным вопросам формирования и реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
рассмотреть вопрос о дополнительных мерах по развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества, включая развитие кооперационных экономических связей, интеграционных процессов, и реализации межрегиональных системообразующих проектов, способствующих развитию научно-технологического, кадрового и промышленного потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».
[2] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.
[3] См. раздел II (»Анализ тенденций и проблем пространственного развития Российской Федерации») Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
[4] Такие оценки подтверждаются сведениями о тенденциях и проблемах пространственного развития Российской Федерации, приведенными в разделе II Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
[5] Решение Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 26 июля 2024 года.
[6] В подпункте 25 пункта 7 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, определены задачи, имеющие отношение к государственной политике регионального развития Российской Федерации, а именно: совершенствование системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, преодоление тенденции концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях, обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий.
[7] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
[8] Поручение о разработке указанного плана было дано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2025 года на встрече с Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным.