Рекомендации
Комитет Совета Федерации по международным делам совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности 16 декабря 2024 г. провели «круглый стол» на тему «Возрастающая стратегическая роль государств Центральной Азии на пространстве Большой Евразии».
В мероприятии приняли участие: председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б.Карасин, первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности В.А.Чижов, члены Комитета Совета Федерации по международным делам и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, заместитель Министра иностранных дел РФ М.Ю.Галузин, директор Института востоковедения РАН А.К.Аликберов, директор Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО (У) МИД России И.А.Сафранчук, руководитель Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им.Е.М.Примакова РАН Э.Г.Соловьев и другие представители научно-экспертного сообщества.
Участники мероприятия отметили, что обсуждаемая тема имеет важное значение в нынешних международных условиях. Центральная Азия представляет собой чрезвычайно чувствительный регион, где остро переплетены проблемы в различных сферах: политическая турбулентность, этнические межгосударственные противоречия, споры вокруг водных и других ресурсов. Сложная международная обстановка создала условия для настоящей борьбы за регион: действуют многочисленные форматы по принципу «Центральная Азия плюс», которые, в частности, используют недружественные государства, такие как США, Япония, Южная Корея и ряд стран Евросоюза. Под прикрытием риторики о наращивании взаимовыгодных связей западные государства пытаются решить другие задачи – вовлечь государства Центральной Азии в антироссийские экономические и политические проекты, дестабилизировать ситуацию в регионе в целом. Разрабатываются стратегии выстраивания транспортно-логистических путей из Азии в Европу через Центрально-Азиатский регион, но в обход Российской Федерации. Другой серьезный вызов, генерирующий вызовы в отношении интересов нашей страны в регионе, — это деятельность определенных стран по продвижению тюркского нарратива в Центральной Азии.
По мнению докладчиков «круглого стола», стратегическая роль центральноазиатских государств на пространстве Большой Евразии существенно возрастает. Безопасность южных рубежей Российской Федерации во многом зависит от стабильного развития региона. В этой связи особое значение имеет продвижение инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина по формированию архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии, которая начинает выстраиваться уже сегодня, в том числе в рамках партнерства России и ряда государств Центральной Азии в таких объединениях, как ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, ШОС. При этом крайне важно понимать форматы взаимодействия в треугольнике Россия-Китай-страны Центральной Азии, принимая во внимание, что стратегическое партнерство России и КНР вышло на беспрецедентно высокий уровень. В целях реализации выдвинутой Президентом Российской Федерации инициативы формирования Большого Евразийского партнерства и ее сопряжения с китайской инициативой «Один пояс – один путь», необходимо уделить повышенное внимание скоординированной работе с нашими партнерами в Центральной Азии, направленной на гармонизацию интеграционных процессов на Евразийском континенте.
Участниками «круглого стола» было отмечено, что равноправное и взаимовыгодное партнерство Российской Федерации и государств Центральной Азии продолжает интенсивно развиваться во всех сферах сотрудничества, представляющих взаимный интерес. При этом процесс сближения не направлен против чьих‑либо интересов и ставит своей целью углубление регионального сотрудничества.
Докладчики подчеркнули, что масштаб разнопланового сотрудничества Российской Федерации со странами Центральной Азии укрепляет их способность противостоять таким вызовам и угрозам как терроризм, экстремизм, наркотрафик, организованная преступность. При этом ключевое значение имеет обеспечение стабильности в Афганистане, который долгие годы являлся плацдармом для бесконечных войн и конфликтов.
Неизменным приоритетом остается сотрудничество в области образования, культурных и молодежных обменов. В э той связи особое внимание было уделено теме продвижения русского языка в регионе, как особого интеграционного механизма двустороннего и многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве, созданию необходимых условий для изучения русского языка.
Участники «круглого стола» констатировали, что Россия и государства Центральной Азии являются одним из сильных субъектов формирующегося полицентричного мира и в этой связи важно продвигать общую повестку во всех сферах сотрудничества. Для Российской Федерации центральноазиатский регион – это зона исторически обусловленных интересов, важный партнер по привилегированному сотрудничеству в военно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
Докладчики подробно обсудили перспективы развития центральноазиатского региона, формирование евразийского полюса устойчивости в многополярном мире, а также вызовы и угрозы для Центральной Азии.
Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола»
р е к о м е н д у ю т:
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
1. Продолжить работу по развитию взаимовыгодного сотрудничества в формате «Россия – Центральная Азия» как важнейшего фактора региональной стабильности и устойчивого развития, а также более активного задействования потенциала взаимодействия в структурах евразийской интеграции;
2. Всемерно способствовать укреплению потенциала и роли ОДКБ и ШОС в обеспечении безопасности в Евразии и содействии комплексному совершенствованию их деятельности с учетом современных геополитических реалий;
3. Уделить особое внимание развитию восточного участка международного транспортного коридора «Север- Юг» во взаимодействии с казахстанскими, туркменистанскими и узбекистанскими партнерами.
Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации и Россотрудничеству:
1. Продолжить работу по укреплению позиций и популяризации в странах Центральной Азии русского языка в рамках реализации государственных программ «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом» и «Российский учитель за рубежом», включая создание и развитие совместной образовательной инфраструктуры, направление российских педагогов для преподавания в местных школах;
2. Уделить особое внимание подготовке кадров в сфере профессионально-технического образования в государствах Центральной Азии, в том числе с целью создания дополнительных возможностей экспорта трудовых ресурсов
Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Продолжить работу по дальнейшему развитию межпарламентского сотрудничества с парламентами государств Центральной Азии в рамках двусторонних межпарламентских комиссий, а также межпарламентского форума стран Центральной Азии и Россия.
2. Продолжить работу по наращиванию межрегионального сотрудничества с государствами Центральной Азии, в том числе в целях стимулирования процессов евразийской интеграции.
3. Активизировать взаимодействие как на двусторонней, так и на многосторонней основе с парламентами стран Центральной Азии по продвижению инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании равной и неделимой безопасности в Евразии.