«Круглые столы»

«Круглый стол» на тему «Совершенствование законодательства о техническом регулировании в области качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции»

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

«Круглый стол»

на тему

«Совершенствование законодательства о техническом регулировании в области качества и безопасности сельскохозяйственной

и пищевой продукции»

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Заслушав информацию по вопросу «Совершенствование законодательства о техническом регулировании в области качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции» участники «круглого стола» отмечают следующее.

Обеспечение качества и безопасности сельскохозяйственной продукции является одной из стратегических целей агропродовольственной политики государства. От ее достижения зависит здоровье и качество жизни населения. Кроме того, качество и безопасность сельскохозяйственной продукции являются важнейшими факторами ее конкурентоспособности.

В Российской Федерации профильными доктринальными, стратегическими и программными документами обеспечение качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции также отнесено к основным целям развития. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20, отмечено, что национальным интересам государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в том числе, совершенствование технического регулирования, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевой продукции для здоровья человека.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264–ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одной из основных целей аграрной политики является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и обеспечение высокого качества продовольственных товаров. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364–р была утверждена специальная Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия), которая стала основой для национальной системы управления качеством пищевой продукции. Целями Стратегии являются обеспечение качества пищевой продукции как важнейшей составляющей укрепления здоровья, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, содействие и стимулирование роста спроса и предложения на качественные пищевые продукты и обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции.

В области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для потребителей отношения также регулируются Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Базовым нормативным правовым документом в сфере технического регулирования является Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Обязательные требования к пищевой продукции установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза), устанавливающими обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

В настоящее время разработаны 14 технических регламентов, устанавливающих требования к пищевой продукции, процессам ее производства, хранения, транспортирования, утилизации, к упаковке.

Минсельхозом России совместно с федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе ведется работа по совершенствованию технического регулирования и действующих технических регламентов Евразийского экономического союза (далее – Союз).

За последние 3 года принято 8 изменений в такие технические регламенты Союза как: «О безопасности пищевой продукции», «Технический регламент на масложировую продукцию», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «О безопасности молока и молочной продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции», «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки». В настоящее время разрабатываются еще более 10 изменений в технические регламенты Союза.

Вместе с тем, в сфере качества и безопасности пищевой продукции остается ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие производства пищевой продукции. Не решена предусмотренная Стратегией задача по внесению изменений в технические регламенты Союза в части введения отдельных показателей качества пищевой продукции и переходу на обязательное соблюдение требований качественных показателей продукции. Не в полной мере работает система контроля безопасности и качества сырья и пищевой продукции, существуют проблемы сырьевой базы, моральный и физический износ основных производственных фондов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, остро стоит проблема недостатка высококвалифицированных кадров. В зоне особого внимания остаются вопросы несанкционированного использования в процессе сельскохозяйственного производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения. Не восстановлена интегрированная система обеспечения безопасного применения пестицидов в аграрном производстве и контроля их остаточных количеств в сырье и пищевой продукции.

Для успешного достижения поставленной цели повышения качества и безопасности продукции АПК представляется целесообразным принятие следующих мер:

— совершенствование и развитие нормативной базы в сфере требований к качеству продуктов, нормирования характеристик качества, технологические приемы его формирования и сохранения;

— совершенствование законодательства о защите прав потребителей, с усилением ответственности за нарушение установленных требований;

— обеспечение постоянного мониторинга безопасности и качества пищевой продукции, внедрение системы контроля сырья и продукции по принципу «от поля до стола потребителя»;

— разработка системы стимулирования предприятий-производителей качественной продукции;

— разработка и внедрение систем управления качеством продукции;

— разработка технологий и создание производств в Российской Федерации по выпуску ингредиентов, добавок, заквасок и бактериальных концентратов, ферментативных препаратов.

Решение этих задач позволит обеспечить повышение уровня качества и безопасности пищевой продукции на российском рынке, что внесет значительный вклад в обеспечение качества жизни граждан Российской Федерации, продовольственной безопасности и роста экспортного потенциала отечественного агропромышленного комплекса.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола»

р е к о м е н д у ю т:

 

1. Правительству Российской Федерации:

обеспечить своевременную и в полном объеме реализацию плана мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 738-р, а также провести анализ на предмет необходимости ее актуализации;

принять меры по нормативному закреплению в технических регламентах Союза отдельных показателей качества пищевой продукции;

продолжить работу по подготовке предложений по совершенствованию отдельных положений технических регламентов Союза в сфере сельскохозяйственной и пищевой продукции;

увеличить в необходимом объеме финансирование из федерального бюджета деятельности по разработке и актуализации стандартов, с учетом фактически сложившейся стоимости их разработки, прежде всего на методы испытаний, в целях обеспечения применения технических регламентов Союза;

обеспечить постоянный мониторинг безопасности и качества пищевой продукции, внедрение системы сквозного контроля сырья и продукции по принципу «от поля до стола потребителя», в том числе посредством маркировки средствами идентификации;

принять меры, направленные на развитие отечественного производства пищевых добавок, ароматизаторов, пробиотических организмов, стартовых культур и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов, биологически активных веществ;

проработать вопросы:

— дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, нормирования остаточного содержания пестицидов и обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции;

— обеспечения наличия в перечнях стандартов к техническим регламентам Союза, стандартов на методики, обеспечивающие контроль всех показателей, устанавливаемых техническим регламентом, а также своевременной актуализации указанных перечней;

— восстановления в полном объеме государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

— усиления ответственности за нарушение права потребителя на получение достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, режиме их работы, установленной Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей», при реализации продуктов питания и напитков посредством автоматов самообслуживания, в частности пищевой воды в розлив;

— разработки механизма, включая изменения в действующее законодательство, по недопущению получения патентов на наименования продукции, содержащиеся в государственных стандартах;

рассмотреть возможность использования социальными учреждениями данных из системы «Меркурий» при выборе поставщиков пищевой продукции, а также установления требования по заключению контрактов с социальными учреждениями на поставку пищевой продукции при условии регистрации поставщика в системах «Цербер» и «Меркурий» Россельхознадзора;

обеспечить перенос гигиенических нормативов содержания остаточных количеств действующих веществ пестицидов в продовольственном сырье и пищевых продуктах из раздела 15 в раздел 1 Единых санитарно-
эпидемиологических и гигиенических требований Союза (далее – ЕСТ);

включить содержащиеся в ЕСТ максимально допустимые уровни остаточного содержания действующих веществ пестицидов (далее – МДУ) в продовольственном сырье и пищевых продуктах в ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

пересмотреть процедуру принятия МДУ, исключив проведение оценки регулирующего воздействия и заменив его утверждением МДУ по решению специализированной Межведомственной Комиссии;

провести гармонизацию российских нормативов с международными стандартами, обеспечив разработку недостающих норм;

организовать разработку перечней продукции к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP TC 021/2011), техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» ТР ЕАЭС 047/2018.

 

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

продолжить работу по:

— проекту изменений № 1 в технический регламент Союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) (в части уточнения отдельных требований технического регламента по результатам практики его применения);

— проекту изменений № 2 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) (в части уточнения отдельных позиций понятийного аппарата технического регламента);

— проектам изменений в технические регламенты Союза: «О безопасности пищевой продукции» (TP TC 021/2011) (в части исключения специальных требовании к биологически активным добавкам к пище), «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (TP TC 027/2012) (в части установления специальных требований к биологически активным добавкам к пище, их производству, реализации и маркировке);

— проекту изменений № 2 в технический регламент Союза «О безопасности пищевой продукции» (TP TC 021/2011) (в части приведения к единообразию обязательных требований к пищевой продукции, установленных в техническом регламенте и Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю));

— проекту изменений № 4 в технический регламент Союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (TP TC 022/2011) (в части уточнения отдельных положений технического регламента с учетом практики его применения, в том числе указания в составе продукции применяемого при ее изготовлении вида растительных (животных) масла, жира);

— проекту изменений № 2 в технический регламент Союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (TP ЕАЭС 044/2017) (в части уточнения отдельных положений технического регламента с учетом практики его применения);

— проекту изменений № 7 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP TC 021/2011) (в части обязательности обоснования сроков годности пищевой продукции, уточнения терминологии в отношении специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции);

— проектам изменений во все технические регламенты Союза распространяющие свое действие на пищевую продукцию (в части установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44);

— проекту изменений в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности мяса птицы и продукции ее переработки» (ТР ЕАЭС 051/2021) (в части дополнения его положениями о классификации различных видов продукции из мяса птицы (за исключением консервов из мяса (субпродуктов) птицы) в зависимости от массовой доли мясных ингредиентов (мясная, мясосодержащая, мясорастительная, растительно-мясная продукция));

— формированию позиции для поддержки решения межведомственной межгосударственной рабочей группы по согласованным формулировкам п. 19 и п. 20 технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕЭАС 040/2016), закрепленным в Протоколе заседания рабочей группы по разработке проекта изменений № 1 в ТР ЕАЭС 040/2016 в части уточнения отдельных требований технического регламента по результатам практики его применения от 17.04.2024 года и проекте Решения «О внесении изменений № 1 в технический регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

 

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

активизировать работу, направленную на совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности, кадров в области технического регулирования, стандартизации, систем менеджмента качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса, обеспечить разработку новых образовательных технологий и программ по нутрициологии, диетологии и пищевой биотехнологии для системы высшего и дополнительного профессионального образования;

проработать вопрос разработки отраслевыми научным организациями критериев фальсификации сельскохозяйственной и пищевой продукции и методов их выявления;

рассмотреть возможность включения в государственные задания научным организациям разработки стандартов на методы исследования пищевой продукции;

совместно с ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН рассмотреть возможность завершения разработки и утверждения методики оценки содержания ДНК незаявленных в составе мясной продукции компонентов с использованием полимеразной цепной реакции с финансированием проведения работ в рамках государственного задания в целях противодействия появлению на российском рынке фальсифицированной и контрафактной пищевой продукции.

 

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

совместно с ФТС России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принять меры по ускорению разработки, актуализации и детализации (до уровня 10 знаков кодов ТН ВЭД ЕАЭС) перечней продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза), в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, прежде всего к техническим регламентам ЕАЭС (Таможенного союза) «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки» (ТР ЕАЭС 051/2021), «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018); ТР ТС 023/2011, ТР ТС 027/2012, ТР ТС 029/2012, ТР ЕАЭС 044/2017;

проработать вопрос о внесении в право ЕАЭС изменений в части установления условий (критериев, требований) оформления документов о соответствии в отношении определенной категории продукции, а также необходимость указания в документах о соответствии сведений о наименованиях производственных площадок изготовителя;

рассмотреть возможность проведения АНО «Российская система качества» и финансирования веерных исследований качества и безопасности плодово-ягодной продукции, прежде всего импортируемой, упакованной питьевой воды и воды в розлив, меда, в целях дальнейшего рассмотрения их результатов на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

 

5. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

проработать вопрос в части изменения СанПиН по установлению требования приоритетности приобретения специализированной продукции детского питания в рамках государственных закупок для дошкольных и школьных учреждений;

принять меры по контролю исполнения требования технических регламентов Евразийского экономического союза по внедрению ХАССП на предприятиях производителях пищевой продукцию.

 

6. Федеральной службе по аккредитации:

принять меры по недопущению регистрации деклараций в качестве основания для принятия которых в информационной системе размещаются: протоколы испытаний несуществующих лабораторий; протоколы испытаний, выпущенные за несколько лет до проведения процедуры декларирования, протоколы испытаний на продукцию, не являющуюся объектом декларирования; протоколов испытаний, в которых исследование продукции проводится по узкому перечню исследований и не включает все показатели, которые установлены техническими регламентами; протоколы испытаний на один вид продукции для декларации широкого ассортимента продукции разных типов и составов; иные документы которые не имеют отношения к лабораторным исследованиям и предмету декларирования;

проработать вопрос создания механизма, который обеспечит невозможность регистрации деклараций на один вид продукции под разными кодами ТН ВЭД;

пересмотреть допустимые схемы декларирования для выпуска сельскохозяйственной продукции, исключив серийный выпуск;

при декларировании безопасности пищевой продукции обязательно использовать данные о применяемых пестицидах из ФГИС «Сатурн»;
обеспечить контроль за лабораториями, выдающими протоколы для декларирования, а также прослеживаемость протоколов испытаний.

7. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии:

при формировании плана национальной стандартизации, обеспечить приоритетность разработки стандартов на методы исследования и увеличение объема выделяемых средств для обеспечения их разработки;

совместно с Минсельхозом России провести анализ количества выпускаемой в Российской Федерации пищевой продукции по межгосударственным и национальным стандартам, а также по техническим условиям и стандартам организаций, и представить результаты анализа в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

 

8. Высшим исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработать комплекс мер, направленных на повышение качества и безопасности пищевой продукции, закупаемой для обеспечения государственных и муниципальных нужд.